Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Комплекс защитных сооружений предназначен для защиты акватории Невской губы и дельты Невы от сгонно-нагонных явлений, при которых фиксировался подъем воды до 4,2 метра выше ординара.
Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра, верхняя отметка волноотбойной стенки над средним многолетним уровнем воды — 7,5 м.
Морские нагонные наводнения возникают в Санкт-Петербурге в результате сложного взаимодействия метеорологических и гидрологических процессов, происходящих в Балтийском море и Финском заливе. Эти процессы связаны с нарушением равновесия водных масс Балтийского моря и Финского залива при прохождении над ними циклонов. В Балтийском море возникает так называемая длинная волна, которая заходит в Финский залив и, продвигаясь по нему, доходит до дельты Невы. В сочетании с ветровым нагоном, сейшевыми колебаниями воды она вызывает кратковременные резкие подъемы уровня воды в восточной части Финского залива и дельте Невы.
С 1703 по 2009 г. зарегистрировано 306 наводнений, т.е. подъемов уровня воды в дельте Невы, превышающих уровень Балтийского моря более чем на 1,6 м. Исследования подтвердили возможность наводнения с подъемом уровня воды в дельте Невы до 5,4 м.
Комплекс защитных сооружений включает в себя 11 защитных дамб , 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Нумерация сооружений идет от Бронки к Горской (с юго-запада на северо-восток). Общая длина дамб — 23,4 км.
Судопропускное сооружение С-1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года. С-1 представляет собой судоходный пролёт с сегментными плавучими затворами-батопортами. Ширина судоходного пролёта 200 м, глубина воды на пороге 16 м. При угрозе наводнения доковые камеры, в которых находятся затворы, заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, они препятствуют дальнейшему продвижению балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах
Пропуск морских судов с водоизмещением до 90 000 тонн с осадкой до 14,3 м при круглогодичной навигации;
При угрозе наводнения доковые камеры, в которых находятся батопорты, заполняются водой. Затворы всплывают и начинают медленно перемещаться в пролет судоходного канала с помощью тягача, прикрепленного штангой к створке. Достигнув середины канала, батопорты останавливаются на расстоянии 1,5 м друг от друга. Камеры (балластные цистерны) внутри створок заполняются водой и медленно опускаются на порог (подобный принцип погружения у подводной лодки). Таким образом, перекрытый батопортами судоходный канал становится надежной преградой грозным нагонным волнам, несущимся с Финского залива в Санкт-Петербург. Понадобится 45 минут, чтобы перекрыть судоходный канал, и 25 минут, чтобы опуститься на порог.
Важно открыть судоходный пролет С-1 (и его брата на С-2 в северной части КЗС) через 48 часов после их закрытия, потому что именно столько времени понадобится водам реки Невы, вытекающим из Ладожского озера всего 74 км вверх по течению, чтобы накопиться и начать создавать наводненческие проблемы в городе.
Автотранспортный тоннель. Протяженность – 1961 м, в том числе два открытых рамповых участка протяженностью 386 м. Два транспортных коридора, каждый шириной 15,25 м и высотой 5,5 м. Отметка проезжей части в самой глубокой секции тоннеля (под Морским каналом) – 24,3 м ниже уровня Балтийского моря.
Тоннель включает в себя два транспортных отсека, в каждом из которых три полосы движения (ширина одного отсека – 15,25 м). Между транспортными отсеками находится служебный отсек, который предназначен для техобслуживания систем тоннеля и эвакуации. Кроме того, вдоль тоннеля по внешним сторонам расположены два кабельных отсека.
Общая протяженность тоннеля – 1961 м, включая подземный и рамповые участки. Подземный участок – 1189 м, два рамповых участка по 386 м, два переходных участка по 30 м. План и продольный профиль тоннеля определились плановым положением трасы дамбы в акватории залива и отметками канала (16 м ниже уровня Балтийского моря) и верха проезжей части дамбы (3 м над уровнем Балтийского моря).
Судопропускное сооружение С-2 предназначено для пропуска судов с осадкой до 5,5 м. Представляет собой судоходный пролёт с подъемно-опускным затвором. Ширина судоходного пролёта ? 110 м, глубина на пороге ?7 м
Судоходный канал в случае наводнения перекрывается затвором массой 2500 т, находящимся в обычных условиях в бетонном пазу, расположенном ниже дна судоходного канала. В случае наводнения затвор поднимается до отметки 4,55 м выше среднего уровня воды. Над С-2 проходит автомобильный мост, имеющий длину вместе с эстакадами — 1080 м. Центральный пролёт выполнен вертикальноподъёмным, размерами 120?30,2 м и массой 2300 т плюс два противовеса по 1140 т.
Подмостовой габарит в наведенном положении — 16 м, в поднятом — 25 м.
Одними из основных элементов КЗС являются водопропускные сооружения(В1-В6), которые несут в себе важную экологическую функцию - сохранение естественного водообмена между Невской губой и восточной частью Финского залива.
Было спроектировано и построено шесть водопропускных сооружений, каждое из которых оборудовано 10 или 12 стальными сегментными затворами шириной 24 м. Общее количество затворов – 64.
Сегментный затвор – главная составляющая данного технического сооружения. Такой затвор, напоминающий ковш трактора, опускается с помощью мощных гидроцилиндров (поршней). При угрозе наводнения, затворы погружаются в воду на глубину 5 м . Бетонный наполнитель в затворах позволяет им пробиваться сквозь слой льда толщиной до 600 мм.