На протяжении 18 лет работы в Центральном Мичиганском университете Моне Сирбеску, преподавательнице геологического факультета, часто приходилось слышать вопросы от людей, является ли найденный ими камень метеоритом. «В течение 18 лет ответ был категорически нет», — говорит Мона. Теперь это изменилось.
Ранее в этом году один мужчина из Гранд-Рапидс (штат Мичиган), попросил ее изучить один большой камень, который был у него на протяжении 30 лет. Она была настроена скептически, но все равно согласилась встретиться с ним. Когда мужчина приехал, он вытащил из сумки самый большой потенциальный метеорит, который ее когда-либо просили изучать.
«Я сразу поняла, что это нечто особенное», — говорит Мона. Она установила, что камень на самом деле является 10-килограммовым метеоритом, и он стал шестым по величине среди зарегистрированных в штате Мичиган. Его стоимость может составлять около 100 тыс $.
Человек, решивший остаться анонимным, получил метеорит в 1988 году, когда купил ферму в Эдморе (штат Мичиган), примерно в 50 км к юго-западу от Маунт-Плезант. Когда фермер показывал ему окрестности, они зашли в сарай и мужчина спросил о большом необычном камне, который придерживал дверь открытой.
«Это метеорит», — сказал фермер. Он рассказал, что в 1930-х годах вместе с отцом стал свидетелем его ночного шумного падения к ним на участок. Утром они нашли кратер и откопали его. Метеорит был еще теплым. Фермер сказал мужчине, что поскольку метеорит является частью собственности, то он может забрать его себе.
Новый владелец жил на ферме в течение нескольких лет, прежде чем двигаться дальше вместе с камнем. Он хранил его в течение 30 лет — также использовал в качестве дверного упора, а еще для презентации носил в школу в которой учились его дети.
Метеор, вспыхнувший в Мичигане в январе этого года, изменил его жизненный путь, когда он читал рассказы людей, находивших и продававших кусочки метеоритов. «Я сказал себе: Подожди. Интересно, а сколько же стоит мой?»
Друг — геолог из Университета Карнеги-Меллона направил его к Сирбеску на факультет науки и технологии. Она отнесла камень в одну из лабораторий Брукс Холла и исследовала его с помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра. Метеорит оказался железо-никелевым, с 88 % содержанием железа и 12 % никеля — металла, который редко встречается на Земле.
Железные метеориты обычно состоят из примерно 90-95 % железа, а остальная часть состоит из никеля и следового количества тяжелых металлов, включая иридий, галлий, а иногда и золота.
Чтобы подтвердить оценку находки, а также для ее правильной классификации, Сирбеску сделала шлиф метеорита и отправила его своему коллеге из Смитсоновского института, утвердившим ее заключение. «На этой стадии метеориты обычно продают для показа в музее либо же коллекционерам и торговцам», — говорит Сирбеску.
Смитсоновский институт рассматривает возможность покупки метеорита для показа. Если не удастся купить камень целиком, то в коллекции останется его шлиф. «Они согласились присвоить метеориту название Эдмор», — говорит Сирбеску.
Смитсоновский институт также отправил образец Джону Уоссону — заслуженному профессору в отставке, отдела планетных и космических наук Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Он считается гуру железных метеоритов», — говорит Сирбеску. Он проведет нейтронно-активационный анализ для определения его химического состава. Существует вероятность того, что анализ может выявить редкие элементы, которые могут увеличить его ценность. Музей минералов в штате Мэн также рассматривал покупку метеорита, а сам владелец — коллекционер — говорит, что может купить его.
Какую бы сумму владелец метеорита ни получил, он пообещал отдать 10 % от продажной стоимости университету, который будет использовать средства для финансирование студенческой деятельности. Независимо от того, какая это сумма, Сирбеску полагает, что она и ее студенты уже выиграли. «Только задумайтесь, то, что я держала в руках, является кусочком ранней Солнечной системы, который буквально попал в наши руки».
Источник: www.cmich.edu