Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Оригинал взят у edel в Крит (1)О том, что существует на свете такой остров, Крит, я знала больше по легендам и мифам Древней Греции. Из мифов он проступал оплотом коварного и грозного царя Миноса, где в мрачном Лабиринте живёт Минотавр - чудовище с головой быка и телом человека, которое питается человечьим мясом. Жестокий Минос, наложивший на Афины дань – каждые 9 лет посылать 7 лучших юношей и 7 лучших девушек на съеденье Минотавру, – вызывал чувство неприязни, а Тезей, убивший Минотавра, - искренние симпатии.Только много позже, прочитав книгу Ефремова «Таис Афинская», я узнала о том, что древний Крит – колыбель уникальной, удивительно одухотворённой древней культуры, сведения о которой так не совпадают с образами, складывающимися на основе греческих мифов. Володя, прочитав «Таис», тоже проникся интересом к Криту - так живо и пленительно Ефремов описал древнюю критскую культуру. Когда появилась возможность, мы поехали на Крит, чтобы увидеть своими глазами этот остров, руины Кносского дворца и собрать «живой» материал «с мест событий», которым можно проиллюстрировать книгу Ефремова, углубить её восприятие.
Уже апрель. Совсем скоро – 18 числа – Ефремовский фестиваль в Москве. А 25-го – 12-е Ефремовские чтения в Вырице, посвящённые в этом году роману «Таис Афинская». На московский фестиваль я еду с этим. А к Чтениям в Вырице я подготовила рассказ о Крите. Фотографии дворцов и фресок к рассказу только начинаю подбирать. Думаю, пока есть время, будет интересно (вам :) и полезно (мне :) «обкатать», «обжить» в жж тот материал, который я планирую рассказать и показать 25 апреля, а заодно, по ходу "обкатки", определиться с картинками к выступлению. Буду рада комментариям, замечаниям, идеям. Ну и просто – отзывам о том, какое впечатление производит на вас наследие древнего Крита.Поехали? :) Прародина Таис – остров Крит. Колыбель первой европейской цивилизации
Мегарон царицы. Кносский дворец
Одним из постоянно звучащих в романе мотивов является мотив истории и культуры древнего, минойского Крита. Крит – прародина Таис Афинской по матери, и главная героиня романа, так похожая на загадочных дочерей царя Миноса, пытается осмыслить наследие своих далёких предков.
Тема таинственной минойской цивилизации, оставившей нам богатое наследие и много безответных вопросов, волновала и продолжает волновать учёных всего мира. Интересовала она и Ивана Ефремова: «…прекрасные, утончённые люди, художники, мореходы, дальние путешественники жили на Крите ещё тогда, когда вокруг бродили полудикие предки эллинов. Необъяснимо тонкая, поэтическая красота критской культуры среди грубых, воинственных кочевников Берегов Внутреннего моря и может быть сравнена только с Египтом…». «Египтом эпохи Эхнатона», - добавит А. Мень.
Рисунок-реконструкция Зала Двойных Секир
"Принц с лилиями". Деталь фрески из Кносского дворца. Около 1550 г. до н.э.
Чем особенна культура древнего Крита? Это первая известная нам европейская цивилизация. Она достигла наивысшего расцвета в средний период бронзового века (XIX-XV века до н.э.). Археологические раскопки начала XX века показали, что на Крите за много веков до расцвета Эллады существовало мощное государство с высокой культурой, не уступавшей культурам Евфрата и Нила, уникальными произведениями искусства и особым почитанием женского божества.
Фаянсовая статуэтка "Богиня со змеями" из Кносского дворца. Около 1600 г. до н.э.
Ряд исследователей (например, известные антиковеды Ю.В.Андреев и Ф.Шахермайр) полагает, что мы имеем дело с примером высоко развитого матриархального общества. А профессор антропологии и социологии Калифорнийского университета Риан Айслер в своей книге «Чаша и клинок» выдвигает гипотезу о том, что это не был матриархат в привычно понимаемом нами виде. Это было общество, в котором женщине отводилась главенствующая роль в религии и равноправная с мужчинами роль в управлении жизнью общества, в искусствах и состязаниях. При почтительном отношении к женщине это было общество партнёрского равноправия.
"Дамы в голубом". Фреска из Кносского дворца
Если учесть, что в бронзовом веке, во всем тогда цивилизованном мире женские божества стремительно сменялись на более воинственные мужские, а роль женщины в обществе становилась всё незначительнее, цветок критской культуры кажется ещё более уникальным.
Кратер с белыми цветами лилии из глины стиля Камарес из Феста. 1850-1750 гг. до н.э.
Между мифом и историей
Достоверных письменных свидетельств о древней минойской культуре не найдено. Вся информация, которой располагают историки и археологи, – это мифы вокруг острова Крит и тщательно анализируемые результаты археологических раскопок.
Как пишет археолог Антонис Василакис, «…мифы не являются историей, однако содержат в себе ядро исторических событий. Знание их помогает изучению и пониманию многих проблем минойской цивилизации».
Посмотрим, о чём они могут нам рассказать. На Крите разворачивается сюжет и происходит действие многих древнегреческих мифов. Согласно одному из них, здесь, в пещере Дактео Андро, Рея родила сына Зевса, будущего верховного греческого бога, и, по научению матери-земли Геи, спрятала ребёнка от его отца, титана Кроноса, пожиравшего всех своих детей, ибо Кроносу было предсказано, что один из его детей захватит его трон и лишит власти. Рея спеленала и отдала мужу камень, который тот и проглотил, а Зевса спрятала в пещере, где, по одной версии мифа, его вскормила молоком божественная коза Амалфея, а по другой – сама Гея-Земля вскормила и выпестовала своего внука.
Рельефная фаянсовая плита с изображением дикой козы, одного из священных животных Крита. Около 1600 г. до н.э.
Эта легенда была создана греками много позже существования древней минойской культуры, но в ней отражена важная особенность этой культуры: почитание женского начала с его особой жизненной силой и мудростью. И легенда о рождении Зевса выглядит символично: это – победа Реи и Геи (созидательного женского начала, дарительницы новой жизни) над титаном Кроносом (воплощением косной ипостаси мужского начала, нацеленной на разрушение, уничтожение новой жизни и нового эволюционного витка ради сохранения собственных привилегий). Именно в образе женщины, Великой Богини-Матери, которую минойцы называли, по-видимому, Ма, воплотилось верховное божество их верований.
Здесь же, на Крите, согласно Гомеру и Страбону, в одной из пещер Гера родила Илифию – богиню-помощницу при родах. А в Белых Горах Лефка Ори была рождена Бритомартис, древняя критская богиня луны, одна из ипостасей Великой Богини-Матери, девственная покровительница рыболовов, моряков и охотников, ставшая прообразом греческой Артемис. Замечу: первая девственная богиня-женщина, у которой появляется иная роль - быть не символом плодородия и деторождения, как это принято в классических восточных канонах, не просто женой и матерью, а отражать ещё одну женскую ипостась – быть достойной спутницей мужчины, его соратником в познании, творчестве, делах и искусствах. В этом смысле древний Крит стал эволюционным мостом из Азии в Европу, своего рода резервуаром, в котором за века вызрело новое отношение к женщине, основанное на азиатском поклонении Великой Матери, но претерпевшее прогрессивные изменения.
Ещё один миф. Сюда, на Крит, Зевс, обернувшись белым быком, привозит из Финикии похищенную им Европу. У современных учёных существует гипотеза о том, что далёкими предками минойцев, переселившимися на Крит в неолитическую эпоху, были представители финикийского народа. Возможно, именно это событие отразилось в легенде о похищенной дочери финикийского царя.
Здесь рождаются сыновья Зевса и Европы. И первым – Минос, который станет легендарным критским царём, прославившимся своей справедливостью. Как гласит легенда, Минос, поднявшись на Дактийскую гору и войдя в пещеру, где родился Зевс, горячей молитвой упросил своего отца спуститься к нему и научить его гармоничным законам управления. Зевс внял его молитве. В течение 9 лет спускался он в пещеру к сыну. И когда, по прошествии этих девяти лет, Минос её покинул, у него было девять скрижалей, исписанных законами, первыми в Элладе писаными законами.
Женою Миноса стала дочь Гелиоса-Солнца Пасифаи. От их союза на свет появилось четверо сыновей и четверо дочерей, одной из которых была Ариадна. Но со временем Минос возгордился, поставив себя выше им же установленных законов. Однажды бог Посейдон послал ему прекрасного белого быка, чтобы царь принёс того в жертву. Но Минос пошёл на обман, решив оставить красивое животное себе, а в жертву принёс другого быка. Тогда разгневанный Посейдон наслал на Пасифаи безумие, в состоянии которого она сочеталась с божественным быком и в результате родила Минотавра – чудовище с человеческим телом и головой быка. Чтобы скрыть свой позор, царь попросил искусного мастера Дедала построить Лабиринт, в котором и спрятал Минотавра. Поскольку чудовище питалось человеческим мясом, то в Лабиринт отправляли несчастных, которые уже не возвращались оттуда.
Но самая яркая из легенд, которая первой вспоминается при слове «Крит», это легенда об афинском юноше Тезее и о том, как он с помощью Ариадны одолел Минотавра, на съеденье которому Афины отправляли каждые 9 лет 7 самых лучших юношей и 7 самых лучших девушек своего города.
О чём говорят эти мифы? Как считают нынешние историки и археологи, «мифический Лабиринт есть не что иное, как сам Кносский дворец с уникальной запутанностью его архитектуры.
Рисунок-реконструкция Северного входа в Кносский дворец
В личности Дедала сконцентрированы достижения технической революции и прогресса, достигнутого минойцами. Рассказ об афинской молодёжи, отправляемой на съедение Минотавру, отображает знаменитые «бычьи бои», проходившие в Кносском дворце, - состязания с быками религиозного характера, в которых принимали участие как мужчины, так и женщины, а также свидетельствует о влиянии Крита в Южной Греции вплоть до Афин.
Игры с быкамию Фреска из Кносского дворца. XVI в. до н.э.
Само имя «Минос», вероятно, было титулом Кносского царя, аналогичным титулу «фараон» в Египте. Возможно даже, что существовал не один, а несколько царей с таким именем. Самым важным является то обстоятельство, что в лице Миноса греки усматривали могучего правителя, справедливого судью, властелина большей части греческого мира – Южной и востока Средней Греции и Эгейского моря – в годы высшего расцвета минойской цивилизации». (Антонис Василакис)
А теперь давайте от мифов перейдём к археологическим находкам и посмотрим, о чём они рассказали учёным.