Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Искусство северных народов резьбы по кости чудом дожило до наших дней. Наивные истории, страшные мифы и легенды, запечатленные на моржовых клыках, — среди тех, кто их видел, равнодушных нет.
Гравировку на моржовых клыках смело можно назвать первобытными комиксами: большинство рисунков представляют собой законченный рассказ. Иногда, правда, разгадывание изображенной истории напоминает головоломку, в которой без хорошего знания чукотского и эскимосского фольклора разобраться непросто. На самом краю света, на косе, уходящей в Северный Ледовитый океан, стоят несколько одиноких домиков, образуя поселок Уэлен – главный центр косторезного искусства. «Только самолетом можно долететь» – это не про здешние места, самолеты летают лишь до Анадыря.
Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке – около трех с половиной тысяч лет.
Из Анадыря через несколько дней можно подобраться поближе – к поселку Лаврентия: оттуда до Уэлена остается всего сто километров, правда, без всяких дорог. Можно больше месяца ждать вертолета. А можно рвануть на попутном вездеходе – часов десять сплошной костотряски. Или морем – на моторке вдоль побережья. Зимой, понятное дело, лучше всего на снегоходах. Если, конечно, двигатель в пути не заглохнет.
Чукчи и эскимосы, живущие морским промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты и украшения: возраст самой древней находки на Чукотке – костяного наконечника гарпуна – около трех с половиной тысяч лет. Костяные фигурки, сделанные за тысячи километров к северу от полярного круга, попадали в Северную Америку, Восточную Азию и Японию. Во времена коллективизации, докатившейся в 20-е годы прошлого века и до этих отдаленных мест, примитивное искусство, без изменений сохранившееся с каменного века, признали главным видом творчества местного населения. Из Москвы и Ленинграда на помощь морским охотникам были командированы профессиональные художники. Так возник уникальный художественный промысел, немыслимый в несоциалистическом мире. Сегодня трудно понять, почему микроскопическое поселение береговых чукчей было выбрано Академией художеств и советской администрацией для организации центра национального искусства.
В 1930-е годы ответ был очевиден: Уэлен лежал на пересечении первых трансарктических перелетов, в нем базировался Чукотский авиаотряд из нескольких гидросамолетов, располагалась торговая фактория, работала метеостанция, а к берегу иногда приставали американские пароходы с туристами. Первым наставником-консультантом аборигенов стал искусствовед Александр Горбунков, познакомивший косторезов с карандашным рисунком и обративший их внимание на фольклорные сюжеты. Перемены в косторезном искусстве Чукотки в 1920–1930-е годы наиболее заметны в гравировке на моржовых клыках. Первоначально она была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали многоцветными.
Тщательно проработав поверхность клыка специальной миниатюрной зубчатой пластиной, художники втирали в кость графит цветных карандашей. Классические сюжеты вращаются вокруг быта охотников на морских животных. С 1930-х годов появляются непривычные нам чукотские сказки и легенды, часто довольно жестокие и без счастливых концов. Интересно, что пересказ этих легенд на современных клыках подвергся внутренней цензуре: сегодня, за редким исключением, гравированные истории заканчиваются благополучно.
К счастью, некоторые сказки и истории сохранились в пересказе самих мастеров – такие клыки ценятся особенно высоко. Не могли не появиться и идеологические сюжеты, посвященные деятельности партийных и комсомольских ячеек, становлению чукотских колхозов. Отдельно стоят несколько шедевров, на которых запечатлены наивные чукотские «Легенды о Ленине» и «Сказки о сильном брате». Переживая взлеты и спады, уникальное искусство дошло до наших дней. Как и полвека назад, чтобы попасть к коллекционеру, клыки проходят долгий путь через руки посредников и перекупщиков, как прежде, клыки – штучный товар, как прежде, добраться до Уэлена крайне сложно. Как прежде, гравированные истории практически вечны – клыкам не страшны и тысячелетия.