Утром 13 сентября в море у берегов Ялты зафиксировано землетрясение силой около 4 баллов. Начальник ялтинской сейсмостанции Ирина Курьянова сообщила, что толчок оказался единичным. По словам специалиста, в последнее время в этом районе обстановка оставалась спокойной, а опасения может вызвать только серия толчков.
Последнее разрушительное землетрясение в Ялте произошло 12 сентября 1927 года. 27 сильных толчков пережил город в первый день. Мощность некоторых достигала 9 баллов – в домах лопались стекла, трещали полы и потолки. Всего тогда зафиксировали 200 толчков в течение нескольких дней, в результате погибли от 3 до 11 человек, 65 – пострадали.
Журналисты сайта Крым.Реалии провели опрос жителей города и специалистов.
Жительница Ялты Иллона Дорошенко признается, что не ощутила подземного толчка.
– Я ничего не почувствовала, это не отразилось на домашних животных. Если бы мне не позвонили родственники из Москвы и не спросили, что там у вас, все ли хорошо, то я бы даже и не знала, что у нас произошло землетрясение. Рамочки с фотографиями у меня на тумбочке устояли. Помню, еще в 90-ые годы нас освободили от занятий в начальной школе, потому что ожидалось землетрясение. В итоге мы пришли, постояли около своих домов и разошлись по квартирам. Что касается последнего так называемого землетрясения – возможно, у кого-то в кабинете упал портрет Путина, и от переживаний решили придумать такую ситуацию.
Глава отдела сейсмической опасности Института геофизики Национальной академии наук Украины Александр Кендзера уверяет, что толчок был реальным.
– Это землетрясение было зафиксировано и нашими сейсмическими станциями, и станциями Средиземноморского европейского центра, который контролирует территорию от Португалии до Урала. Другое дело, что толчок был слабеньким, потому граждане не должны были его чувствовать на побережье. Крым входит в сейсмоактивный пояс, но насколько сильным будет следующее землетрясение и когда оно произойдет, специалисты сказать не могут. Напряжения, которые возникают в земной коре, фиксируются и домашними животными, и точными приборами, но нельзя предугадать: будет одно сильное или тысяча мелких землетрясений, в которых реализуется то же самое количество энергии? А так как мелких гораздо больше, чем сильных, вероятность первых превалирует. Есть карты общего сейсмического районирования на всю территорию Украины. Максимально возможная мощность землетрясения на Южном берегу Крыма – 9 баллов из 12-ти.
Александр Кендзера отмечает, что эти параметры должны учитывать строители при возведении зданий, а население следует обучать действиям на случай катастрофы.
– По поводу периодичности, якобы раз в сто лет должна происходить катастрофа... К сожалению, землетрясения – не трамваи и по расписанию не происходят. Это общая приблизительная оценка: раз давно не было, наверное, скоро будет. Надо сказать, что информация с крымских метеостанций открыта для всего мира, и, когда надо, мы тоже ей пользуемся.
Крымский историк Гульнара Бекирова рассказывает, как полуостров переживал землетрясение в 1927 году.
– Ему предшествовало июньское, которое было менее мощным и померкло на фоне главного. Оно отражено и в романе Ильфа и Петрова, и в произведении Михаила Зощенко, в народной памяти отложились эти события. Массив источников об этом землетрясении 1927 года – газетных статей, брошюр, научных исследований – достаточно велик. Очень сильные были разрушения на Южном берегу, в частности, в Севастополе: толчки сопровождались волнообразными колебаниями почвы, люди даже стали выбрасываться из окон, выбегать из домов. Уже после того, как все завершилось, многие боялись заходить в собственные дома, оставались жить на улице до холодов. Пострадал в основном моноэтничный крымскотатарский регион. Это был период после голода, население обеднело, и государство оказывало помощь, правда, судя по документам, уже в ноябре. Землетрясение настигло крестьян в момент сбора винограда и табака, значительная часть урожая погибла.
Источник: news.allcrimea.net