Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В окружении айсбергов и китов. Как играют в футбол за Полярным кругом
Вечная мерзлота
Самый большой остров в мире – площадь Гренландии 2 130 800 квадратных километров, что составляет 1/8 всей территории России, – на 84% покрытый снегом и льдом, бросил якорь между Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Переходя от одних скандинавских завоевателей к другим, в XIXвеке Гренландия стала колонией Дании и ныне является автономной территорией, входящей в состав датского королевства. На обитаемой ее части и ряде мелких островов поблизости проживают около 60 тысяч человек, плюсовая температура здесь бывает четыре месяца в году и даже в самые жаркие дни не поднимается выше 6-8 градусов тепла. Что в таких условиях делать футболу, спросите вы? Правильно, быть главной страстью и любовью местного населения, большую часть которого составляют инуиты – этнос, входящий в более широкое понятие "эскимосы".
Камни и земля
Естественный газон в Гренландии вырастить невозможно по понятным причинам – снег сходит только в конце мая-начале июня, а к концу сентября выпадает вновь. Поэтому до недавних пор все футбольные поля на острове представляли собой вытоптанные участки из земли и камней. Игроки не рисковали стелиться в подкатах, хотя порой оставляли красные борозды от содранных об эту наждачку ног, а вместо мяча иногда от души заряжали по вмерзшим в почву булыжникам, ломая пальцы. Как-то раз один нападающий, не успев к прострелу, пнул небольшой камень, и тот угодил в лицо вратарю, оставив его без передних зубов.
Искусственный газон
Тяжелые погодные условия никогда не останавливали островных любителей футбола. Целенаправленно, пусть и несколько хаотично – за 17 лет (1954-1971) было разыграно лишь восемь чемпионских титулов, – еще в 50-х здесь начали собираться в команды и устраивать локальные турниры, а в 1971-м был создан Гренландский футбольный союз, который стал ежегодно проводить местный чемпионат. Лига попала под патронаж производителя популярного газированного напитка, получила имя в его честь и начала долгий путь по привлечению к себе внимания со стороны мирового футбольного бомонда.
Гренландия мечталаповторить путь Фарерских островов – еще одной автономной области, входящей в состав Дании, которая с 1988 года числится членом ФИФА и выступает во всех международных соревнованиях, – но из-за отсутствия хоть сколько-нибудь приемлемых условий для регулярной игры (в частности, равное нулю число стадионов), на все мечты гренландцев смотрели сквозь пальцы. Только в 2010 году специальная делегация ФИФА во главе с Йозефом Блаттером, который занимал тогда пост президента организации, прибыла в город Какорток в южной части страны, чтобы открыть первое на острове футбольное поле с искусственным газоном. Для местных футболистов это был прорыв, сравнимый разве что с полетом в космос. Теперь в Гренландии шесть таких полей, и многие верят, что следующий шаг – строительство полноценной крытой арены, где можно будет играть круглый год. А там не за горами и признание футбольных элит.
Пока же непризнанная ФИФА Федерация футбола Гренландии насчитывает два десятка команд, которые каждый год разыгрывают призовые места в национальной лиге. Гренландский чемпионат состоит из трех этапов – и это не от хорошей жизни. Дело в том, что на острове невозможно сесть на автобус и отправиться на выезд: дорожного сообщения между городами нет, главный транспорт – упряжки с ездовыми собаками, снегоходы и паромы. Есть, конечно, самолеты, но авиаперелеты стоят так дорого, что к ним прибегают в самых редких случаях.
Поэтому на первом этапе чемпионата, разделение на котором происходит по географическому принципу, друг с другом играют команды из соседних городов, чтобы минимизировать время, потраченное на дорогу. Второй этап – встречи победителей первого раунда из смежных регионов. Наконец, третий – непосредственно чемпионат, куда отбираются десять лучших гренландских команд. Они приезжают в столицу – город Нуук, – делятся на две группы и за одну неделю, в один круг, определяют победителя. Традиционное время проведения третьего этапа – конец августа.
Трагедия под парусом
То, что на острове практически нет дорог – не шутка. Самая длинная дорожная сеть в Гренландии – 15 км заасфальтированного полотна вокруг столицы, где нашлось место даже нескольким камерам контроля скорости, но которое не ведет никуда за пределы Нуука. Поэтому для того, чтобы добраться из пункта А в пункт Б, местные жители прибегают к самым разным способам. Которые, к сожалению, порой заканчиваются трагически.
В 2004-м в гренландском футболе случилось большое горе. 8 августа трое игроков – 35-летний Карл Олсен, 40-летний Мартин Ларсен и КристианДавидсен, которому было 43 года – отправились на парусной лодке из Аасиаатав Кекертарсуак через залив Диско (около 60 км в окружении айсбергов и китов), чтобы сыграть в матче ветеранов. После игры все трое пустились в обратный путь, но, хотя обычно такая поездка занимает несколько часов, домой не вернулись. Масштабная спасательная операция – вертолеты, рыболовецкие суда, даже самолет Королевских ВВС Дании – ни к чему не привела: через неделю поиски трех мужчин, у которых остались жены и дети, были прекращены.
Через год тела футболистов были обнаружены на севере залива Диско, на крошечном необитаемом острове, куда их лодку прибило (и разбило) течением и ветром. Шансов спастись – без еды и в быстро наступившей зиме – у них не было.
Йеспер Гронкьяер
На скромной футбольной карте страны шире всего представлен Нуук, где базируются сразу пять клубов. Это самый большой город в Гренландии с населением в 18 тысяч человек. Именно здесь в 1977 году, через шесть лет после создания регулярного футбольного чемпионата, родился Йеспер Гронкьяер, один из самых известных игроков Дании и уж точно главная гренландская футбольная звезда.
В детстве будущий игрок "Аякса", "Челси" и "Атлетико" с семьей переехал вТистед на северо-западе Дании и больше на малую родину не возвращался, а потому и в историю вошел как датский футболист и участник двух чемпионатов мира в составе скандинавской сборной (2002, 2010). Сыграть за сборную Гренландии – да-да, такая существует – Гронкьяер так и не решился, в отличие от своего соотечественника Никласа Кройцмана, который родился в Дании, играл за датский "ОрхусФремад" из второй лиги, но в 2003 году неожиданно вспомнил о корнях и присоединился к гренландской национальной команде.
Сборная Гренландии
Поскольку эта сборная пока что не входит в список из 211 официальных членов ФИФА, время от времени она появляется на турнирах среди таких же непризнанных команд, которые проходят регулярно и со все большим размахом. Гренландцы – завсегдатаи Островных игр, крупного спортивного мероприятия, в котором участвуют национальные команды различных островов и малых территорий: например, Готланд (Швеция), остров Мэн, Родос (Греция), Менорка (Испания), Фолклендские острова (Великобритания) и другие.
Островные игры проводятся раз в два года, и футбольный турнир там издавна не обходится без Гренландии. Лучшее ее достижение – два серебра: в 2011 году (правда, те Игры проводились на Бермудах, куда добрались лишь четыре команды, включая хозяев, поэтому конкуренция была нулевой) и в 2017-м, когда путь к финалу был в разы сложнее. Гренландия вышла из группы с Фрейей (Норвегия), Готландом (хозяевами Игр) и Западными островами (Шотландия), в полуфинале по пенальти обыграла традиционно сильную Менорку, но в финале пропустила шесть безответных мячей от острова Мэн.
Текле Гебрелул
Ни один из этих успехов гренландского футбола не был бы возможен без человека по имени Текле Гебрелул. Он родился и вырос в Эритрее – стране, которая находилась в состоянии перманентной гражданской войны и вооруженного конфликта с соседней Эфиопией. Мать умерла вскоре после родов, отец был убит, а в 10 лет маленькому сироте сунули в руки автомат и без малейшего его желания записали в отряд таких же детей-солдат.
Гебрелулу удалось бежать в Судан, где миротворческие силы ООН взяли над ним шефство и отправили вместе с другими беженцами в Данию. В 11-12 лет он стартовал с нуля – в новой стране, новом климате и языке, зато без постоянных выстрелов над головой. Он начал учиться, увлекся спортом, пришел в футбол – и прожил скромную, но все же карьеру полупрофессионального футболиста, после чего стал тренером. Однажды увидел по телевизору репортаж о жизни инуитов в Гренландии – на видео невысокие смуглые люди разделывали тушу огромного кита. Гебрелул несколько минут смотрел на это как зачарованный, а потом сказал жене: "Собирайся".
В 2003 году он приземлился в Нууке, устроился учителем в школу, хотя почти не понимал местное наречие, но тяга к футболу в итоге привела его в столичную команду "Б-67". "Я смотрел по сторонам и не понимал, как можно играть и воспитывать игроков на этих земляных площадках, над которыми тут же поднимается облако пыли и скрипит на зубах все 90 минут", – рассказывал он в интервью Marcadorint.com.
С тех пор вот уже полтора десятка лет он не покидает Гренландию. За это время Гебрелул успел стать тренером национальной сборной, вывести ее на совершенно иной уровень, заставил игроков соблюдать режим и отказаться от выпивки – у инуитов, как и у всех северных народов, большие проблемы с расщеплением алкоголя. Он сделал бы и больше, но прошлым летом разгорелся скандал – кто-то из игроков команды-соперника его "Б-67" начал выкрикивать в его адрес расистские оскорбления, с трибун начали ухать по-обезьяньи, Гебрелул возмутился, а Федерация футбола Гренландии в ответ сняла его с поста тренера сборной. Говорят, он давно стал неугоден руководству, только повода все не было – болельщики как любили, так и продолжают его любить, в НуукеГебрелула знает каждая собака.
Девять чемпионств и бесплатные билеты
Ну еще бы – под его руководством столичный "Б-67" девять раз брал "золото" чемпионата за последние 13 лет. Девятое чемпионство было завоевано чуть меньше месяца назад – за решающим матчем против "Н-48" (2:0) наблюдали несколько тысяч болельщиков, рассыпавшихся по холмам, что окружают поле в Нууке.
Самое прекрасное в гренландском футболе, после синего моря и белых спин айсбергов вокруг футбольных полей – это бесплатные билеты. Один из руководителей местной лиги грустно шутил в недавнем интервьюBBC: "Мы медленно развиваемся в том числе и потому, что не зарабатываем на входных билетах. Не можем же мы сказать людям: "Сесть вот на этом камне будет стоить вам 50 долларов, а вот на этой удобной скале – в два раза дороже!"
Поэтому все пока идет своим чередом. Снег на тех 16% территории, что не скрыты вечной мерзлотой, сходит к июню, чемпионат Гренландии разыгрывается за одну неделю в конце августа, пыль от футбольных мячей – там, куда еще не добрался искусственный газон, – оседает к октябрю. Невысокие смуглые люди охотятся на китов и мечтают однажды увидеть свою сборную в списке членов ФИФА.