Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Что-то странное находится над северным полюсом Сатурна. Огромная структура, поднимающаяся над облаками, доказывает, что специфическая шестиугольная формация намного больше, чем мы предполагали.
Это данные зонда Кассини, который год назад сгинул в плотной атмосфере планеты, но до сих пор приводит нас к новым открытиям.
В 2004 году, во время местного южного лета, зонд зафиксировал теплый вихрь в высоких слоях атмосферы над южным полюсом. На северном полюсе же находится знаменитая шестиугольник из облаков, но никто не думал, что там есть вихрь?—?до этого момент.
Многолетнее исследование показало, что похожий вихрь формируется и на северном полюсе в стратосфере планеты при приближении лета. И, как и струйное течение под ним, вихрь имеет форму шестиугольника.
“Края обнаруженного вихря точь-в-точь совпадают со знаменитой и странной шестиугольной формой облаков глубже в атмосфере Сатурна,?—?рассказывает планетолог Лей Флетчер из Университета Лестера в Великобритании.
“Мы ожидали увидеть вихрь над северным полюсом Сатурна с приближением лета, но его форма оказалась полной неожиданностью. Либо шестиугольник спонтанно и точно появился на двух разных высотах, ниже в облаках и высоко в стратосфере, либо шестиугольник на самом деле является вертикальной структурой, возвышающейся на несколько сотен километров ввысь.”
Шестиугольник был обнаружен Вояджером в ранних 1980-х, и с тех пор планетологи бьются над разгадкой этого феномена. Лишь в 2006 году станции Кассини удалось сделать хороший снимок, который лишь подогрел интерес.
Неожиданно симметричная структура создается атмосферными струйными течениями, скорость ветра в которых достигает скорости в 500 км/ч. Да и размер у нее немаленький?—?30,000 километров в диаметре. Для сравнения, диаметр Земли?—?12,742 км, то есть внутри шестиугольника поместилось бы две нашей планеты и еще маленькая тележка.
Вращается структура примерно с той же скоростью, что и сама планета, то есть ее вращение связано с вращением планеты. Ученым даже удалось с помощью вращения воссоздать шестиугольник в жидкости в лаборатории.
В 2006 году Кассини детально изучала шестиугольник, используя спектрометр инфракрасного излучения (CIRS). На тот момент в северном полушарии Сатурна была зима. Год на газовом гиганте длится 30 земных лет.
Северный полюс был в тени, но аппарат считывал термальную радиацию, поэтому частично удалось обойти эту проблему. Вот только верхний слои атмосферы были все же чересчур холодны для достоверных измерений, поэтому Кассини продолжала изучать уровень облаков. В 2009 году зима начала завершаться, атмосфера начала теплеть и все поменялось.
“Начиная с 2014 года, мы смогли использовать CIRS для исследования северной стратосферы,?—?рассказывает планетологСандрин Гурлеиз Лаборатории метеорологической динамики во Франции.
“Северный вихрь становился все более различим, мы заметили его шестиугольные края и осознали, что видим известный нам шестиугольник намного выше, чем считалось ранее.”
Он на сотни километров возвышается над облаками, и его характер значительно отличается от южного вихря. Он прохладнее, не такой продолжительный, да и шестиугольная форма на южном полюсе не наблюдается.
Парадокс в том, что он сохраняет шестиугольную форму несмотря на очень большую высоту, на которой теоретически ветра сильно меняются по сравнению с уровнем облаков.
“Есть предположение, что ‘информация’ могла перетечь вверх в результате процесса, называемогоevanescence, при котором сила волны уменьшается с высотой, но все же остается достаточно сильной до уровня стратосферы,?—?объясняетФлетчер.
“Нам просто нужно знать больше. Жаль, что мы открыли стратосферный шестиугольник лишь к концу жизни Кассини.”
Пик северного лета уже прошел. Летнее равноденствие на Сатурне пришлось на май 2017 года на Земле (перед ним, кстати, неожиданно поменялся цвет шестиугольника). Но все же у нас еще есть несколько летних лет в запасе, и ожидается, что северный вихрь продолжит развиваться.
Вот только миссия Кассини закончилась, и сейчас неизвестно, удастся ли ученым наблюдать за этими изменениями.