Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
10 сентября в небольшом музее села Кизильского, что находится буквально в часе езды от Аркаима, была открыта выставка «Тайны Кизильских курганов». Выставка была закономерна, ведь пять лет экспедиционной жизни Заповедника «Аркаим» было проведено в живописной долине реки Урал к югу от села Кизильского. Причем это пять лет стационарных лагерей и раскопок. А до и после этого еще были многие разведки и мониторинги памятников.
Большинство материалов исследований уже введено в научный оборот благодаря публикациям. Какая-то часть еще ждет внимания специалистов. Выставка «Тайны Кизильских курганов» смогла рассказать жителям и гостям села Кизильского о древнейших курганных насыпях Южного Зауралья и тех, кто когда-то их построил.
ЧТО ТАКОЕ КУРГАН?
Курган – разновидность погребальных памятников, это округлая или продолговатая насыпь над захоронением или несколькими захоронениями.
Как писал, видный российский археолог Сергей Кореневский, курган - это яркий феномен духовной культуры многих древних народов, овеянный мифами и легендами. На широких степных пространствах Евразии это привычный сюжет пейзажа. Курганы заметны на полях то как небольшие холмики, то как рукотворные бугры. Они заполнили степную, лесостепную полосу Евразии, проникли в леса и предгорья. Огромные курганы возвышаются в Англии в Уэльсе. Как «маунды» они известны на юге Соединенных Штатов, в бассейне р. Миссисипи. Их знали также обитатели Мезоамерики. Перестали курганы насыпаться только в позднем средневековье с распространением христианства и ислама.
Для археологии курган — это сложный и многокомпонентый источник сведений о культах и верованиях древних народов, их материальной культуре.
Слово «курган» - тюркского происхождения, что значило «могильный холм» или «крепость». Русское население зачастую называет курганы «марами» и «шишками». Казахи, башкиры и татары именуют их «оба» или «уба».
Первые курганы появились в восточно-европейских степях в V–IV тыс. до н.э. Тогда, когда в основе хозяйства окончательно утвердилось пастушество, совершились широкие миграции, произошел заметный поворот к вере в определяющую силу мужского начала, а во главе племен наметились военные лидеры. В это время на огромные расстояния от средней Волги до Карпат и Предкавказья начали распространяться стандарты форм металлических орудий и украшений, а также различных престижных ценностей.
КУРГАНЫ КИЗИЛЬСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В пределах Кизильского района по данным археологической карты Батаниной И.М. зафиксировано 374 памятника, состоящих из одного и более курганов: 180 предположительно эпохи бронзы (172 курганных могильника и 8 одиночных курганов), 156 предположительно раннего железного века и поздней древности (30 могильников и 126 одиночных курганов), 16 комплексов с гантелевидными курганами, 22 кургана с «усами».
Если посчитать частоту встречаемости курганов и курганных могильников по Кизильскому району, то получится, что в среднем через каждые 3,5 км мы должны встретить курган или курганный могильник.
Недалеко от рек в первых надпойменных террасах чаще всего располагаются некрополи эпохи бронзы. Невысокие округлые насыпи редко заметны для глаз прохожих. Под ними можно обнаружить одно или несколько захоронений, а иногда даже несколько десятков погребенных под одним могильным холмом. Эти люди жили здесь когда-то 4,5-3 тыс. лет назад.
По коренным берегам реки Урал, на вершинах гор и на водоразделах часто можно встретить крупные мощные насыпи раннего железного века и поздней древности. Их сооружали 3-1,5 тыс. лет назад. Внутри них можно найти остатки деревянных или каменных конструкций и одного или несколько усопших. К началу 1 тыс. до н.э. кочевники Южного Урала стали практиковать не только возведение могильного холма, но и сооружение из грунта сложных сооружений гантелеобразной и подковообразной форм.
Встречаются в Южном Зауралье даже курганы с «усами» - загадочные сооружения середины I тысячелетия н.э. К их округлым насыпям древние пристраивали длинные гряды из камня и/или грунта, и далеко не всегда под ними можно встретить погребения.
Курганные насыпи, видимо, являются остатками сложных сооружений типа пирамид Египта. Удивительно, что ранние курганы являются их ровесниками. Эти сооружения, строившиеся из дерева и грунта, раньше и напоминали по внешнему виду пирамиды, только в основании их был не прямоугольник, а круг. Дерево истлело, грунт осыпался, и от монументальных сооружений остались лишь холмы диаметром от 10 до 100 с лишним метров.
ЭТАПЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ К ЮГУ ОТ СЕЛА КИЗИЛЬСКОГО
Исследованиям на этой территории можно условно разделить на три этапа:
конец 60-х – начало 80-х гг. XX в. – археологические раскопки и разведки Владимира Савельевича Стоколоса к югу от села Кизильского;
2. 90-е гг. – 2008 г. – дешифрирование аэрофотоснимков Ии Михайловны Батаниной и разведочные исследования Александра Дмитриевича Таирова, Ии Михайловны Батаниной, Геннадия Борисовича Здановича;
3. 2008 – 2012 гг. – археологические раскопки курганных могильников и детальная археологическая разведка микрорайона. Руководители работ: Татьяна Сергеевна Малютина, Геннадий Борисович Зданович, Юрий Сергеевич Макуров, Мария Раильевна Макурова.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПАМЯТНИКОВ У СЕЛА КИЗИЛЬСКОГО В 2008-2012 гг.
Системные исследования памятников к югу от села Кизильского были начаты в 2008 году по инициативе Здановича Г.Б. и Малютиной Т.С. С целью поиска материалов эпохи ранней бронзы в Южном Зауралье ими были начаты раскопки на двух могильниках: Худолазские курганы и Кизильское-1.
На могильнике Кизильском-1 в 2008 году было найдено погребение подростка, захороненного в скорченном положении и посыпанного обильным слоем красного красителя – охры.
Особенности погребального обряда дали уверенность в перспективе дальнейших исследований памятника, так как он явно соотносился с традициями захоронений ямников. В результате, за этот и последующие 4 года исследований было раскопано 5 курганов ямной культуры. Четыре из них на могильнике Кизильском-1 (руководитель Малютина Т.С.) и один курган на могильнике Кизильском-3 (руководитель Макуров Ю.С.), который обнаружен буквально в 400 м от первого.
Помимо открытия ямной культуры за 2008-2012 годы раскопки дали возможность изучить материальные остатки других эпох:
- с каменного века была исследована производственная площадка эпохи неолита под могильником Кизильский-3;
- с периода эпохи поздней бронзы (срубная и петровская культуры) изучены 5 женских и детских захоронений в могильнике Худолазские курганы;
- от периода эпохи поздней бронзы (срубная культура) в могильнике Кизильский-2 исследованы впускное детское захоронение и получен клад из трех бронзовых серповидных орудия;
- от периода раннего железного века – впускные захоронения сарматских кочевников в могильнике Кизильском -1 и могильнике Худолазские курганы.
Кроме того была проведена детальная археологическая разведка обширной территории долины реки Урал, в результате чего было обследовано 15 археологических памятников различных периодов, 6 из которых не были известны ранее. Наибольший интерес из них вызвали неукрепленное поселение с крупными жилищными впадинами и мощнейшими зольниками и располагавшийся на поселении могильник.
ОТКРЫТИЕ ЯМНОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЮЖНОМ ЗАУРАЛЬЕ
Одним из наиболее важных археологических событий последних лет стало открытие в Южном Зауралье свидетельств пребывания ямной археологической культуры, которая предшествует аркаимскому периоду на несколько столетий.
Ямная культура – название условное. Оно, как и многое в археологии, применяется учеными для понимания исторических процессов, происходивших в те исторические периоды, от которых не осталось письменных источников. Настоящее же их самоназвание мы не узнаем, вероятно, никогда.
Древнеямная культурно-историческая общность является первой из гигантских общностей в истории степной полосы Евразийского континента, впервые охватившая территорию от Дуная до Уральских гор. Материалы исследований 2008-2012 гг. в окрестностях села Кизильского расширили границы распространения ямной общности, хотя они не единичны.
Сегодня мы знаем, что данные племена обладали новыми технологиями обработки металла, имели иные, передовые орудия труда и оружие, отличные от тех, что бытовали в каменном веке. Их экономика была полностью производящей – на базе подвижного скотоводства и металлургического производства. Последнее было основано на использовании крупных медных рудников Волго-Уральского региона. Они практиковали подвижную форму скотоводства. Их кочевничество было основано на сезонных перемещениях населения вместе со стадами в пределах территорий, тяготеющих к речным долинам.
Археологи и языковеды особое внимание уделяют ямной культуре в свете проблемы поиска прародины индоевропейцев. Ямники имеют многие черты, которые характеризуют общество носителей индоевропейского «праязыка» (Петрухин В.Я., Раевский Д.С., 1998). Анализ «праязыка» свидетельствует, что древнейшие индоевропейцы были подвижными скотоводами и коневодами. Они знали колесо и колесный транспорт, им были знакомы основы земледелия, они владели навыками металлургии меди и бронзы.
АРХИТЕКТУРА КИЗИЛЬСКИХ КУРГАНОВ
Конструкции исследованных у села Кизильского курганов оказались достаточно сложными и позволили проследить этапы сооружения насыпей. Наиболее ярко их архитектура прослеживалась в самом крупном сооружении — кургане №2 могильника Кизильский-1. Этапы были следующими:
1 этап. Сооружение рва. Грунт, выбранный в ходе строительства рва, складывался за его пределы, и, вероятно, сортировался на две части: отдельно складывался дерн и гумус, отдельно – глина. Скорее, всего, глина выбиралась изо рва блоками, которые, возможно, использовались при сооружении других надмогильных конструкций.
2 этап. Скальпирование грунта на округлой подкурганной площадке. При этом оставляется полоска нетронутой почвы шириной до 2 м между скальпированной площадкой и рвом.
3 этап. Выкапывание могильной ямы глубиной около 1,7 м. На поверхности подкурганной площадки была выкопана овальная в плане яма размерами 2,7 х 2,4 м. Она имела пологий уступ, а около самого дна ее стенки сужались таким образом, что дно оказалось в форме прямоугольника.
4 этап. Формирование искусственной платформы на подкурганной площадке. На всей площади, где был скальпирован верхний слой почвы, создавалась искусственная «подушка» из грунта, толщиной 0,3 – 0,4 м. Вероятно, что для ее формирования использовался грунт, полученный в ходе строительства рва.
5 этап. Строительство стены из глины вокруг подкурганной площадки. Стена строилась на сохраненной древней почве между рвом и скальпированной подкурганной площадкой. Для ее строительства, вероятно, использовались блоки глины, полученные из рва. Ширина основания стены в южной части составляла около 1,2 м, с северной – около 1,5 м. Реконструкция высоты получилась от 0,75 м до 1,25 м.
6 этап. Обкладка подкурганной площадки и могильной ямы органическим материалом. Возможно, это был камыш, трава или что-то подобное.
7 этап. Обкладка стен могильной ямы блоками желтой глины. Обкладка производилась по периметру всей ямы от уровня ее дна и до ступеньки.
8 этап. Погребение усопшего. Перед погребением вдоль длинных стенок ямы были уложены на торцыдве доски шириной около 0,2 м. Далее было совершено трупоположение покойного на бок. Тело было покрыто слоем красной охры и накрыто тканью, либо другим органическим материалом.
9 этап. Забутовка погребенного в желтой глине. После положения тела пространство между деревянными плахами было заложено глиной до уровня верхнего края плах.
10 этап. Сооружение деревянного перекрытия над ямой. Несколько досок толщиной не более 0,1 м полностью перекрывали могильную яму на уровне ступени.
11 этап. Совершение жертвоприношения. На деревянном перекрытии ямы был положен сосуд, вероятно, с заупокойной пищей. Жирный слой гумуса в развале перекрытия позволяет сделать предположение, что над ямой могла быть положена животная пища, например жир.
12 этап. Сооружение купола над могильной ямой. Данное сооружение возводилось из глины желтого цвета. Вероятные размеры и высоту купола реконструировать достаточно сложно. С уверенностью можно констатировать что, во-первых, купол имел основание, построенное на ступенях ямы и платформе подкурганной площадки, во-вторых, имел вход с ЮЗ стороны шириной около 0,3 м.
13 этап. Сооружение курганной насыпи. Она имела куполообразную форму и сооружалась прямо над куполом ямы, полностью перекрывая его. Для сооружения насыпи использовались блоки гумуса, часть которых была, вероятно, взята и рва, часть – неизвестного происхождения. Вероятный диаметр насыпи – около 11, 5м.
Эти результаты, в сопровождении немногочисленных, но ценных артефактов, представлены сейчас в Кизильском историко-краеведческом музее.
Выставка будет работать до 31 октября 2018 г.ежедневно с10:00 часов до 17:00 часов. Выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес музея: Челябинская область, Кизильский район, с. Кизильское, ул. Колхозная, дом 45. Телефон музея: +7 (35155) 3-06-50. Сайт: http://muzeikizil.netdo.ru/
Результаты исследований опубликованы в следующих источниках:
1.Малютина Т. С., Куприянова Е. В., Рафикова М. Р. Раскопки курганного могильника Худолазские Курганы на Южном Урале в 2008 году // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Вып. IV. Ред. Таиров А.Д., Иванова Н.О. 2009. С. 26-31. https://www.twirpx.com/file/1725696/
2. Малютина Т.С. Исследования Кизильского комплекса памятников эпохи бронзы на Южном Урале: перспективы и возможности // Индоевропейская история в свете новых исследований: сборник научных статей. 2010. С. 219-228. http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/Safronov_sbornik.pdf
3. Малютина Т.С., Зданович Г.Б. Могильник Кизильский I: у истоков строительства аркаимских крепостей // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Ред. Таиров А.Д., Иванова Н.О. 2013. С. 51-64. https://www.twirpx.com/file/1479223/
4. Шиманский E.О., Малютина Т.С., Зданович Д.Г. Материалы раннего железного века юга Челябинской области // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Ред. Таиров А.Д., Иванова Н.О. -2013. С. 166-178. https://www.twirpx.com/file/1479223/
5.Хохлов А. А., Китов Е. П., Нечвалода А. И. Люди бронзового века Аркаимской долины (к вопросу о преемственности населения от ямной к синташтинской культуре) // Stratum plus: Archaeology and Cultural Anthropology. — 2016. — № 2. — С. 277–288. https://istina.msu.ru/publications/article/37843731/
6.Макуров Ю.С. Охранная и научная деятельность на территории Заповедника «Аркаим». Доклад. Выездная коллегия Министерства культуры Челябинской области «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Челябинской области». 31 октября 2012г. в г. Златоуст. http://www.culture-chel.ru/Upload/files/otchet/doklad_makurova.doc
Статья подготовлена начальником музейного отдела заповедника «Аркаим» Макуровой М.Р.