С 30 августа по 13 сентября состоялась очередная экспедиция на российскую часть хребта Чихачева на территории Кош-Агачского района Республики Алтай. В проекте приняли участие 7 добровольцев из Новосибирска, Барнаула и Санкт-Петербурга под руководством Сергея Спицына, эксперта WWF по ирбисам. Хребет Чихачева имеет стратегически важное значение для сохранения снежного барса: здесь обитает трансграничная группировка, связывающая ядро популяции в Монголии с российскими очагами обитания ирбиса. Хищники используют территорию для миграции и дальнейшего расселения в Тыве и Республике Алтай. По оценкам специалистов, здесь обитает 9-11 особей.
Территория хребта не является природоохранной, не включена в состав особо охраняемых природных территорий. С 2015 года мониторинг на Чихачева ведется силами добровольцев, специалистов Алтайского заповедника и Сайлюгемского национального парка при поддержке Всемирного фонда дикой природы и его партнеров. За время проведения проекта установлено около 40 фотоловушек, в проверке и получении информации с которых задействованы добровольцы. Нынешняя экспедиция состоялась по маршруту шестой, прошедшей в мае-июне этого года. Участники группы помогли экспертам осуществить осмотр местности и получить данные с камер автоматической регистрации. На территории отметились самец Хоргай, наблюдение за которым ученые ведут с 2011 года, самка Гута, вернувшаяся после двухлетнего отсутствия из Монголии уже без подросших котят, и 3 молодые особи, сообщил Сергей Спицын, старший научный сотрудник Алтайского государственного заповедника: «Для установления общей численности мониторинг на хребте Чихачева проходит одновременно с коллегами на тувинской и монгольской территории. За время нашей экспедиции зафиксировано 5 снежных барсов, двое из которых наши старые знакомые: Хоргай и Гута. Очень рады, что Гута вернулась на участок Хоргая на хребте Чихачева. Между тем появились и настораживающие факты, в частности, по манулам и каменным куницам, которые также занесены в Красную книгу. Фотоловушки зафиксировали только один проход дикого кота, ранее камеры за месяц снимали 3-4 посещения маркировочных камней на разных участках. Это вызывает большие опасения и пока у нас 2 версии: либо животные не выжили после многоснежной зимы, либо стали жертвами препаратов, которые применяются в борьбе с сурками и другими грызунами в Кош-Агачском районе».
Сергей Спицын подчеркнул, специалисты планируют разобраться в ситуации и провести сравнительный анализ динамики численности манулов и каменных куниц после получения данных в Тыве и Монголии, где не проводилась обработка территорий: если исчезновение манулов и каменных куниц связано с противочумными мероприятиями – это прямая угроза и популяции снежного барса, т.к. в летнее время ирбисы также охотятся на крупных грызунов.
Экспедиция «По следам снежного барса» проходила согласно требованиям новой методики, которая внедряется Всемирным фондом дикой природы в России: территория разделена на участки площадью 25 квадратных километров, на каждом устанавливается не менее 2 камер регистрации. Организаторы проекта надеются, что численность группировки, некогда обитавшей по всему хребту, постепенно будет увеличиваться. По результатам седьмой экспедиции установлено: снежные барсы появились в средней части вершины - впервые ирбисы зафиксированы на участке Талдуир. Хозяин снежных вершин осваивает новые территории и расширяют ареал.
Фото (с) С. Спицын
Источник: vk.com