Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-09-24 09:30

Геополитическая ситуация вокруг Арктики и строительство ледоколов заинтересованными странами.

Климатические изменения вызывают таяние льдов в Арктике, что упрощает проход по Северному морскому пути и открывает новые возможности в газо-нефтедобыче, арктическом туризме, добыче рыбы. А также усложняет геополитическую ситуацию.

Арктический Совет(тёмно-фиолетовый) и наблюдатели (светло-фиолетовый)

По ряду прогнозов, уже к 2030 году летом арктические воды будут практически свободны от льда. В 2011 году журнале Science высказывалась оценка, что в Арктике находится до 30% всех не открытых мировых запасов газа и 13% запасов нефти. Стоимость залежей оценивают в 35 триллионов долларов.

В Арктическом Совете состоят 8 стран(Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США), а помимо них еще 39 стран и различных государственных и негосударственных организаций являются наблюдателями при Совете.

Страны Арктического Совета стараются определить зоны своего влияния и закрепить принадлежность континентального шельфа. Между этими странами существует ряд территориальных нерешенных проблем, которые рано или поздно будет необходимо урегулировать.

Интерес к Арктике проявляет и Китай, рассматривая ее как судоходную возможность и как локацию для расположения своих объектов космической и навигационной инфраструктуры. Весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS).

Интерес мира к Арктике неуклонно растет. Китайский контр-адмирала Инь Чжо периодически заявляет, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти» и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты. При публикации Китаем «Белой книги» по развитию «Полярного шелкового пути» китайские чиновники высказывались более дипломатично в русле того, что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе.

Наличие ледокольного флота становится важнейшим фактором как для освоения Арктики, так и для военной составляющей защиты своих интересов. Россия уже предпринимает шаги по наращиванию своих военных возможностей на севере, а в США ВМС и Береговая охрана уделяют все больше внимания региону в ходе своих учений и планирования операций, а также прорабатываются варианты создания новых портов на Аляске и развития береговой и навигационной инфраструктуры.

Примечание: СМП — Северный Морской путь. ОСК — Объединённая Судостроительная Компания.

Ситуация с ледоколами

Китай

У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол «Снежный дракон», который Китай приобрел у Украины еще в 90-х годах. Но это не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса «Витус Беринг» (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Причём приобретён он был в недостроенном состоянии, а достраивался уже в Китае. В 2012 году он впервые прошёл по СМП.

Снежный Дракон во льдах Арктики

Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства «Снежный дракон-2» водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году и должны ввести в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году.

Снежный дракон - 2

В целом же атомные ледоколы являются «тестовой площадкой», перед постройкой собственных атомных авианосцев. Основная проблема китайского атомного судостроения – производство атомного реактора для крупнотоннажных судов. Небольшие атомные реакторы уже производятся и используются на атомных подводных лодках.

США

В США в рабочем состоянии находятся всего лишь два из трех ледоколов Береговой охраны. Polar Sea (1978г.) уже не функционирует с 2010 года из-за проблем с двигателем, Polar Star (1976г.) превысил заложенный срок работоспособности в 30 лет и для поддержания его в рабочем состоянии американцы разбирают на запчасти Polar Sea.

Polar Star

Также имеется средний ледокол Healy (1999 г.), который по сути является научно-исследовательским судном и способен идти во льдах толщиной до 1,4 метра на скорости в 3 узла, или взламывать ударами лед до толщины в 3 метра. Healy выработает свой ресурс в 2030 году. Polar Star идет на скорости в 3 узла во льдах толщиной до 1,8 метра и взламывает ударами лед толщиной в 6,4 метров.

Есть еще небольшой ледокол Nathaniel B. Palmer с более слабыми возможностями работы во льдах, который принадлежит частной компании и сдается государственным агентствам для проведения научных исследований.

Nathaniel B. Palmer

Осознавая проблемы с наличием ледоколов в США 2013 году определили, что стране нужны 6 ледоколов (3 тяжелых и 3 средних). Строительство первого тяжелого ледокола начнется в 2019 году и он должен войти в строй в 2023 году. Тяжелые ледоколы обойдутся США в сумму от 700 млн до 1 млрд долларов за каждый. Американцами рассматривались возможности строительства судов по военным стандартам и спецификациям, но в итоге пока от этой идеи отказались, так строительство по гражданским меркам снизит стоимость каждого ледокола минимум на 100 млн долларов.

Один из самых именитых американских экспертов по военно-морским проблемам Рональд О’Рурк регулярно предоставляет для Конгресса США свои аналитические доклады. В августе этого года от него поступило две работы, посвященных вопросам геополитической ситуации вокруг Арктики и проблемам ледокольного флота, что также является символом повышенного внимания американского руководства к данной теме.

Россия

В России сегодня на Северном морском пути действуют 4 атомных ледокола (50 лет Победы, Ямал, Таймыр, Вайгач) и 4 дизель-электрических. Три атомных ледокола выработают свой ресурс к 2026 году и должны быть заменены ледоколами проекта 22220 (Арктика, Сибирь, Урал) строящихся на Балтийском Заводе(г. Санкт-Петербург). В планах строительство еще двух атомных ледоколов проекта 22220.

50 лет Победы
Арктика, проекта 22220

Конкретно про 22220 расскажу в следующей статье (ошибки проектирования, воздействие западных санкций, перенос сроков и т.д.)

В 2016 году снова был также введен в строй атомный лихтеровоз с ледоходными возможностями «Севморпуть». Ещё в 2014 году его участь была неопределённа – его то хотели распилить, то восстановить и модернизировать.

По прогнозам Росатомфлота для круглогодичной работы Северного морского пути необходимо 13 ледоколов (9 атомных и 4 ледокола на сжиженном природном газе).

Также планируется построить серию из 3 ледоколов нового проекта 10510 «Лидер» на судостроительной верфи "Звезда"(г. Большой Камень, Дальний Восток). 120-мегаваттный «Лидер» должен взламывать на скорости в 1,5-2 узла льды толщиной 4 метра, пролагая коридор шириной в 50 метров, и тем самым обеспечивать круглогодичную навигацию на СМП. Оценочная стоимость одного такого ледокола 70-95 млрд рублей.

Макет корабля проекта 10510

Кроме гражданских ледоколов у России имеется военно-морской дизель-электрический ледокол «Илья Муромец». Судно предназначено для патрулирования, буксировки, перевозки грузов. В состоянии идти во льдах толщиной 0,9 метров. Вертолетная площадка может принимать вертолёты Ка-32 или Ка-27, а, по некоторым данным, при необходимости на судне может быть установлена автоматическая корабельная артиллерийская установка.

Продолжает с 1975 года нести службу и патрульный ледокол «Руслан» проекта 97П в составе Беломорской базы ВМФ России в Северодвинске. Ледокол может идти во льдах толщиной в 50 сантиметров. Вооружений сейчас он не несет, оборудован вертолетной площадкой и средствами радиоэлектронной борьбы. Еще несколько патрульных ледоколов этого старого проекта числятся в составе Балтийского и Тихоокеанских флотов.

Патрульный ледокол Руслан

В планах ВМФ и ввод в строй универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550.

Макет корабля проекта 23550

Первый корабль, получивший название «Иван Папанин», был заложен 19 апреля 2017 года, он сможет преодолевать сплошной лед толщиной в 1 метр. Корабль будет вооружен ракетным комплексом Калибр и артиллерийской установкой.

Источники: navoine.info, rbc.ru, газета взгляд, neftegaz.ru

Планируемые статьи: «Необходимость Северного Морского Пути», «Проект 22220 — возрождение атомного флота?».


Источник: m.vk.com