Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Геополитическая ситуация вокруг Арктики и строительство ледоколов заинтересованными странами.
Климатические изменения вызывают таяние льдов в Арктике, что упрощает проход по Северному морскому пути и открывает новые возможности в газо-нефтедобыче, арктическом туризме, добыче рыбы. А также усложняет геополитическую ситуацию.
По ряду прогнозов, уже к 2030 году летом арктические воды будут практически свободны от льда. В 2011 году журнале Science высказывалась оценка, что в Арктике находится до 30% всех не открытых мировых запасов газа и 13% запасов нефти. Стоимость залежей оценивают в 35 триллионов долларов.
В Арктическом Совете состоят 8 стран(Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США), а помимо них еще 39 стран и различных государственных и негосударственных организаций являются наблюдателями при Совете.
Страны Арктического Совета стараются определить зоны своего влияния и закрепить принадлежность континентального шельфа. Между этими странами существует ряд территориальных нерешенных проблем, которые рано или поздно будет необходимо урегулировать.
Интерес к Арктике проявляет и Китай, рассматривая ее как судоходную возможность и как локацию для расположения своих объектов космической и навигационной инфраструктуры. Весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS).
Интерес мира к Арктике неуклонно растет. Китайский контр-адмирала Инь Чжо периодически заявляет, что «Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти» и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты. При публикации Китаем «Белой книги» по развитию «Полярного шелкового пути» китайские чиновники высказывались более дипломатично в русле того, что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе.
Наличие ледокольного флота становится важнейшим фактором как для освоения Арктики, так и для военной составляющей защиты своих интересов. Россия уже предпринимает шаги по наращиванию своих военных возможностей на севере, а в США ВМС и Береговая охрана уделяют все больше внимания региону в ходе своих учений и планирования операций, а также прорабатываются варианты создания новых портов на Аляске и развития береговой и навигационной инфраструктуры.
Примечание: СМП — Северный Морской путь. ОСК — Объединённая Судостроительная Компания.
Ситуация с ледоколами
Китай
У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол «Снежный дракон», который Китай приобрел у Украины еще в 90-х годах. Но это не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса «Витус Беринг» (проект 10621), построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Причём приобретён он был в недостроенном состоянии, а достраивался уже в Китае. В 2012 году он впервые прошёл по СМП.
Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства «Снежный дракон-2» водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году и должны ввести в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году.
В целом же атомные ледоколы являются «тестовой площадкой», перед постройкой собственных атомных авианосцев. Основная проблема китайского атомного судостроения – производство атомного реактора для крупнотоннажных судов. Небольшие атомные реакторы уже производятся и используются на атомных подводных лодках.
США
В США в рабочем состоянии находятся всего лишь два из трех ледоколов Береговой охраны. Polar Sea (1978г.) уже не функционирует с 2010 года из-за проблем с двигателем, Polar Star (1976г.) превысил заложенный срок работоспособности в 30 лет и для поддержания его в рабочем состоянии американцы разбирают на запчасти Polar Sea.
Также имеется средний ледокол Healy (1999 г.), который по сути является научно-исследовательским судном и способен идти во льдах толщиной до 1,4 метра на скорости в 3 узла, или взламывать ударами лед до толщины в 3 метра. Healy выработает свой ресурс в 2030 году. Polar Star идет на скорости в 3 узла во льдах толщиной до 1,8 метра и взламывает ударами лед толщиной в 6,4 метров.
Есть еще небольшой ледокол Nathaniel B. Palmer с более слабыми возможностями работы во льдах, который принадлежит частной компании и сдается государственным агентствам для проведения научных исследований.
Осознавая проблемы с наличием ледоколов в США 2013 году определили, что стране нужны 6 ледоколов (3 тяжелых и 3 средних). Строительство первого тяжелого ледокола начнется в 2019 году и он должен войти в строй в 2023 году. Тяжелые ледоколы обойдутся США в сумму от 700 млн до 1 млрд долларов за каждый. Американцами рассматривались возможности строительства судов по военным стандартам и спецификациям, но в итоге пока от этой идеи отказались, так строительство по гражданским меркам снизит стоимость каждого ледокола минимум на 100 млн долларов.
Один из самых именитых американских экспертов по военно-морским проблемам Рональд О’Рурк регулярно предоставляет для Конгресса США свои аналитические доклады. В августе этого года от него поступило две работы, посвященных вопросам геополитической ситуации вокруг Арктики и проблемам ледокольного флота, что также является символом повышенного внимания американского руководства к данной теме.
Россия
В России сегодня на Северном морском пути действуют 4 атомных ледокола (50 лет Победы, Ямал, Таймыр, Вайгач) и 4 дизель-электрических. Три атомных ледокола выработают свой ресурс к 2026 году и должны быть заменены ледоколами проекта 22220 (Арктика, Сибирь, Урал) строящихся на Балтийском Заводе(г. Санкт-Петербург). В планах строительство еще двух атомных ледоколов проекта 22220.
Конкретно про 22220 расскажу в следующей статье (ошибки проектирования, воздействие западных санкций, перенос сроков и т.д.)
В 2016 году снова был также введен в строй атомный лихтеровоз с ледоходными возможностями «Севморпуть». Ещё в 2014 году его участь была неопределённа – его то хотели распилить, то восстановить и модернизировать.
По прогнозам Росатомфлота для круглогодичной работы Северного морского пути необходимо 13 ледоколов (9 атомных и 4 ледокола на сжиженном природном газе).
Также планируется построить серию из 3 ледоколов нового проекта 10510 «Лидер» на судостроительной верфи "Звезда"(г. Большой Камень, Дальний Восток). 120-мегаваттный «Лидер» должен взламывать на скорости в 1,5-2 узла льды толщиной 4 метра, пролагая коридор шириной в 50 метров, и тем самым обеспечивать круглогодичную навигацию на СМП. Оценочная стоимость одного такого ледокола 70-95 млрд рублей.
Кроме гражданских ледоколов у России имеется военно-морской дизель-электрический ледокол «Илья Муромец». Судно предназначено для патрулирования, буксировки, перевозки грузов. В состоянии идти во льдах толщиной 0,9 метров. Вертолетная площадка может принимать вертолёты Ка-32 или Ка-27, а, по некоторым данным, при необходимости на судне может быть установлена автоматическая корабельная артиллерийская установка.
Продолжает с 1975 года нести службу и патрульный ледокол «Руслан» проекта 97П в составе Беломорской базы ВМФ России в Северодвинске. Ледокол может идти во льдах толщиной в 50 сантиметров. Вооружений сейчас он не несет, оборудован вертолетной площадкой и средствами радиоэлектронной борьбы. Еще несколько патрульных ледоколов этого старого проекта числятся в составе Балтийского и Тихоокеанских флотов.
В планах ВМФ и ввод в строй универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550.
Первый корабль, получивший название «Иван Папанин», был заложен 19 апреля 2017 года, он сможет преодолевать сплошной лед толщиной в 1 метр. Корабль будет вооружен ракетным комплексом Калибр и артиллерийской установкой.
Источники: navoine.info, rbc.ru, газета взгляд, neftegaz.ru
Планируемые статьи: «Необходимость Северного Морского Пути», «Проект 22220 — возрождение атомного флота?».