Похоже, нам врали про скорые полеты на Марс и другие планеты Солнечной системы
Тема полетов на Луну стала разновидностью религиозного спора: бессмысленного и уводящего потребителей от нескольких реальных, но неприятных фактов.
Тема разговора навеяна двумя примечательными выступлениями российского политтехнолога Д.Е. Галковского (eins und zwo). Если убрать оттуда рассуждения о крахе США и «нечестной игре», то можно продолжить мысли автора. В сухом остатке из общей истории исследования Луны получаются следующие выводы.
Впрочем, все это касается не только уже достаточно «эволюционировавших» сапиенсов. Их предшественники, более примитивные Homo Erectus (прямоходящие) из Восточной Африки добрались до современного Китая, заселили Европу и добрались до Индонезии, просуществовав около 1 миллиона лет. Они вообще дотянули как минимум до эпохи 70?80 тысяч лет назад, став современниками нашего вида. И красиво померев от последствий извержения вулкана Тоба (такова современная гипотеза). При этом есть некоторые основания считать, что «флоресские карлики» (останки которых были найдены в 2003 году в Индонезии) — это деградировавшие потомки эректусов, которые существовали уже в историческое время.
Даже у неандертальцев, которых считали долгое время «уродами», ареал обитания охватывал территории от Пиренейского полуострова до Алтая, Средней Азии и современного Ирана. И это касается тех видов гоминид, которые нам известны (какой ареал обитания был у тех же денисовцев и иных видов, можно только гадать).
Проще говоря, человек «заперт» пока на планете Земля. Выйти за пределы ее орбиты он так и не смог.
При этом надо понимать, что управляемый полет человека на Марс в настоящее время возможен лишь с использованием самоубийц: вернуться на Землю шансов у экспедиции практически нет. Это не говоря уже о том, что с технической точки зрения реализация экспедиции на Марс на порядки сложнее и дороже, чем аналогичная на Луну (350 тысяч километров от Земли до Луны против среднего расстояния между Землей и Марсом в 225 миллионов километров). Можно даже прямо сказать, что полет на Марс нереализуем: даже если запустить экспедицию на красную планету перед наибольшим сближением планет (до 55 миллионов километров), то полет в одну сторону займет, минимум, 7 месяцев (есть расчеты о сроке в 4?5 месяцев, но это уже при везении). Построить ein bemanntes Weltraumshiff (пилотируемый космический корабль), рассчитанный на путешествие хотя бы пары людей на такой срок — задача предельная для современной земной цивилизации.
Хотя тут можно подсластить горькую пилюлю: в ходе барахтанья на околоземной орбите (под защитой радиационных щитов Земли) человечество формально накопило опыт достаточно длительного пребывания отдельных его представителей в закрытом и ограниченном пространстве. Например, поставили несколько рекордов: космонавт Валерий Поляков пробыл на орбите безостановочно 437 дней, а Сергей Авдеев — 379 дней. А замечательный космонавт с говорящей фамилией Падалка в ходе нескольких миссий на орбите накопил в совокупности 878 дней!
Правда, не будем забывать, что на орбите космонавты ведут не автономный образ жизни: каждый год с Земли к Международной космической станции (МКС) отправляется от 10 до 15 космических судов с грузами продовольствия, топлива, воздуха, оборудования и так далее. Например, в 2017 году было выполнено 13 таких рейсов (практически ежемесячно), в 2016 году — 11, в 2015 году — 12 (за эти два года еще три корабля были потеряны из-за катастроф). В 2014 году — 13 (1 потерян), в 2013 году — 12. В среднем каждый такой корабль привозит на орбиту ежемесячно от 1 до 3 тонн различных грузов! При этом экипаж МКС рассчитан на одновременное пребывание всего-то 3?6 человек! Вопрос: как снабжать экспедицию на Марс в течение 6?8 месяцев в одну только сторону пусть даже из двух человек? Если наша современная цивилизация в состоянии лишь снабжать орбитальную станцию на расстоянии 450 километров над поверхностью Земли?!
Так что, полет на Марс является самоубийственным не только потому, что достигшие красной планеты люди там же и помрут. Скорее всего, они помрут они где-то на трети пути к этой планете. Надеюсь, хотя бы по одной этой причине ясно, почему трескотня о полетах на Марс, различные красочные PR-шоу и идиотские проекты на вроде «Марс-500» являются дымовой завесой: никто в обозримом будущем на Марс не полетит. Это не касаясь других причин.
И тем не менее. Марс активно исследуется автоматическими межпланетными станциями (на его орбите крутится сейчас 6 аппаратов), на его поверхности работает уже третье поколение марсоходов, к красной планете более-менее регулярно отправяются unbemannte миссии, а вот Луна, расположенная буквально под боком, находится в положении малоинтересного камня. Повторю, что уже писали в этом блоге:
«По программе «Луна» в 1958—1976 годах было совершено 33 полета на спутник Земли, из которых почти половина — 16 — оказались успешными. Благодаря этому удалось взять пробы лунного грунта (реголита) и забросить на Луну два самоходных аппарата «Луноход» (в 1970 и 1973 годах). Но в 1977 году лунная программа СССР была неожиданно свернута.
В 2005 году в РФ были начаты работы в НПО имени С.А. Лавочкина над новой АМС «Луна-Глоб» (с 2013 года — «Луна-25») и предполагалось, что этот простенький аппарат можно будет запустить уже в 2012 году. Однако, с тех пор сроки запуска этой АМС неоднократно переносились, и сейчас в планах стоит ноябрь 2019 года. Удастся ли выдержать этот срок — большой вопрос. Следующую планируемую миссию «Луна-Ресурс» (включает отправку АМС «Луна-26» и «Луна-27?) в 2021—2022 годах российская космическая отрасль вообще не в состоянии самостоятельно осуществить. Все надежды на помощь коллег из Европейского космического агентства (EKA), в частности, в области программного обеспечения и важного оборудования. При этом нельзя сказать, что эта программа, которая до сих пор находится под вопросом, является каким-то научным или технологическим прорывом. Ведь речь идет о банальном повторении полетов 60?70-х годов прошлого века с забором грунта, исследованием топографии лунной поверхности и так далее».
При этом российские официальные чиновники от космоса в начале текущего столетия не стеснялись давать масштабные прогнозы. Цитирую «КоммерсантЪ» от 2006 года:
«Россия планирует создать постоянную базу на Луне и отработать транспортную схему для доставки на Землю гелия-3. Об этом 25 января сообщил глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов на открывшихся 30-х Королевских чтениях.
«Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа — гелия-3», — сказал он.
Важную роль в создании лунной базы, по мнению господина Севастьянова, будет играть МКС, которая к 2009 г. должна «разрастись» до 12 отсеков и превратиться в международный космопорт. Экипаж станции к тому времени будет состоять из 6 человек, которым и предстоит монтировать на орбите конструкции будущей базы. Доставлять космонавтов и грузы на орбиту будет новый многоразовый корабль «Клипер», чей ввод в эксплуатацию намечен на 2015 году".
Мда. Давайте обойдемся без ехидного смеха, ибо с РФ все итак понятно. У США ситуация была ничуть не лучше. Цитирую (обильно) ранее написанное в этом блоге:
«2004 год — президент США Джордж Буш представил новую космическую доктрину Vision for Space Exploration. Согласно ей, американцы должны были вернуться на Луну к 2020 году, а затем полететь на Марс. Было объявлено также, что к 2010 году будет прекращена программа Space Shuttle (это было позитивно воспринято после трагической гибели челнока «Колумбия» в феврале 2003 года).
2005 год — принята программа Constellation (Созвездие). Согласно ей, США разработают пилотируемый корабль CEV (в 2006 году он получил название «Орион»), ракету-носитель сверхтяжёлого класса CaLV (Cargo Launch Vehicle, получила название «Арес-5»), лунный модуль LSAM (Lunar Surface Access Module, «Альтаир») и водородно-кислородный разгонный блок EDS (Earth Departure Stage), которому предстояло отправить связку Орион-Альтаир с околоземной орбиты к Луне.
Технически ничего сложного в этой схеме полета для американцев, уже побывавших на поверхности спутника Земли, не было. Ракета-носитель сверхтяжелого класса «Арес-5» доставляет на низкую околоземную орбиту (НОО) связку EDS-Альтаир. Затем ракета-носитель «Арес-1» запускала «Орион» к Луне (после стыковки). EDS отрабатывал положенное время и сбрасывался. Торможение для перехода на окололунную орбиту выполняется двигателем посадочной ступени «Альтаира». Затем следуют расстыковка, посадка, работа на Луне, взлёт (на взлётной ступени), стыковка с ожидавшим на орбите «Орионом» и переход в него. После чего следует отстрел взлётной ступени и старт к Земле. На орбите Земли происходит разделение модулей «Ориона» и вход в атмосферу со второй космической скоростью.
Однако, разработать все эти премудрые технические устройства американцы не смогли (можно почитать пару ехидных статей из «Техники-Молодежи» по этому поводу).
февраль 2010 года — по решению президента США Барака Обамы программа Constellation была свернута по причине «нехватки финансирования»".
И на этом все. Годы между тем проходят, а к попытке освоения Луны самая развитая в технологическом плане на нашей планете страна практически не приступила. По сути, все ограничивается лишь фрагментарной разведкой. Причем если с созданием «обитаемой» станции на Луне могут быть серьезные проблемы (доставка грузов с Земли на Луну выглядит весьма дорогостоящей), то никто же не мешает основать несколько автоматических станций на ее поверхности и орбите! Но нет: сейчас человечество, как официально считается в NASA, только готовится к человеческим полетам на Луну!
Я не преувеличиваю: программы NASA по исследованию спутника Земли автоматическими станциями Lunar Precursor Robotic Program и Lunar Quest должны были собирать информацию о Луне перед «пилотируемыми полетами на нее». Хм.
Собственно, это и является некоторым маркером общего состояния «космических технологий» нашей цивилизации. Человечество сподобилось на создание орбитальной станции на высоте 400?450 километров над поверхностью Земли (под прикрытием радиационных щитов), человечество может отправлять более-менее успешно к Луне и соседним планетам автоматические станции (АМС) с ограниченным функционалом и на этом, пожалуй, все. Основать на поверхности спутника собственной планеты постоянно действующую станцию (станции) — невозможно, начать исследование Луны роботами — невозможно (да и роботов никаких нет, как оказывается). Ракет-носителей, способных выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) груз от 70 тонн весом, что является минимальным условием для пилотируемого полета на Луну (не говоря уже о Марсе) — нет в наличии.
Построить заново по старым чертежам ракеты-носители «Сатурн-5» и «Энергия» с грузоподъемностью более 100 тонн на НОО наша цивилизация не в состоянии. Попытки построить их модернизированный Ersatz в виде Space Launch System от корпорации Boeing пока ни к чему не привели. Ракета-носитель Falcon Heavy от компании Space X Илона Маска уже совершила первый полет, но не ясно, какой вес она может забрасывать в реальности на НОО. В ее ТТХ указывается 64 тонны.
Потому что человечество только-только приступает к робким попыткам хоть какого-то исследования спутника своей планеты. И есть серьезные сомнения в том, что это окажется ему по зубам.
Reddevol
Источник: svpressa.ru