В 1816 году в Западной Европе и Северной Америке царила необычайно холодная погода, и этот год вошел в историю как «год без лета».В США его также прозвали Eighteen hundred and frozen to death», что переводится как «Тысяча восемьсот насмерть замерзший».
Лишь в 1920 году американский климатолог Уильям Гамфрейс нашел объяснение этому феномену. Он связал изменение климата с извержением вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава, которое унесло жизни 70-90 тысяч людей (из-за взрыва и его непосредственных последствий), сильнейшим извержением вулкана после извержения Хатепе.
Его извержение, произошедшее в апреле 1815 года, оценивается в семь баллов по шкале вулканических извержений (VEI), а массивный выброс пепла в атмосферу, составлявший 150 км3, вызвал эффект вулканической зимы в северном полушарии, который ощущался на протяжении нескольких лет.
Для распространения пепла в земной атмосфере потребовалось несколько месяцев, поэтому в 1815 году последствия извержения в Европе еще не ощущались так сильно. Однако в марте 1816-го температура продолжала оставаться зимней.
По всему Северному полушарию наблюдались аномальные холода. В Ирландии 142 дня из 153, считающихся летними, шел дождь, это вызвало неурожай, эпидемии сыпного тифа и спровоцировало массовую эмиграцию ирландцев в Америку. В Швейцарии правительству пришлось выпускать специальные брошюры, рассказывающие, как отличить съедобные дикорастущие травы от ядовитых.
В апреле и мае было сверхъестественно много дождей и града. В июне и июле в Америке каждую ночь был мороз. В Нью-Йорке и на северо-востоке США выпадало до метра снега. Германию неоднократно постигли сильные бури, многие реки (в том числе и Рейн) вышли из берегов. Необычный холод привел к катастрофическому неурожаю. Весной 1817 года цены на зерно выросли в десять раз, а среди населения начался голод. Десятки тысяч европейцев, которые страдали к тому же еще и от разрушений Наполеоновских войн, эмигрировали в Америку. Миграция шла и в Америке, в Квебеке летом регулярно шел снег.
По одной из оценок, уровень смертности в Европе в «год без лета» удвоился, достигнув общего количества 200 000 смертей.
На изображении: Схема, показывающая изменения температуры 1816 года в сравнении с обычной.