Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Угроза наводнений над Петербургом витала ещё задолго до эпохи исторического материализма . И после каждого серьёзного нашествия стихии, бурления научных мозгов выдавали планы и проекты защиты города. С 1703 года зафиксировано более 300 наводнений. Катастроф было несколько: в 1777 10 (21) сентября 321 см; в 1824 году 7 (19) ноября, 421 см;
в 1924 23 сентября, 380 см
Однако, все думы инженерные доставались только бумаге, до дела, руки у хозяев города дошли, только в 1977, как раз мне год стукнул. Так что КЗС (Комплекс защитных сооружений), дамба наша - моя ровесница почти.
Проект выбрали с учетом будущего расширения города, и уже тогда держали в уме кольцевую дорогу о шести полосах. Хотя, если оглянуться вокруг тогда или, например, посмотреть комедию тех времен «Приключения итальянцев в России», с точки зрения отцов города, то можно было бы и отложить развитие сети автодорог до грядущих пришествий пророков. Город невероятно прекрасен без автомобилей.
За почти 30-ть лет строительства комплекса проект почти не изменился. Общая длина плотины – 25 км. Задуманы были: два судопропускных сооружения (северное С-2 и западное С-1), шесть водопропускных (четыре на северном куске и два на южном). Форты, к сожалению, в памятники федеральные так и не попали, так что некоторые из них использовались под строительные терминалы, Интересно, сейчас кронштадтцы говорят, город ухожен только там, откуда выгнали военных. Про форты же можно сказать уверенно – те, что целы (более-менее), целы благодаря присутствию на них военных моряков. Брошенные форты выглядят обреченно.
Начинали дамбу строить со стахановским энтузиазмом, с освещением трудового подвига в печати и пропагандой необходимости этого чудо-сооружения. Первый камень – 1981 год, соединение с Кронштадтом – 1984.
А это наша губерматерь в молодости, в образе первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ участвует в церемонии смычки насыпей.
Кронштадт соединился с городом автодорогой. Дальше, проблемы с экологией нашего «моря», вызванные дамбой и отсутствием очистных, всколыхнули общество, и рукопожатная и пресловутая «гражданская позиция» без критики КЗС, стала почти невозможна. Работы встали, борьба за судьбу КЗС продолжилась до выхода страны в нирвану. Тут уж проблема самоисчерпалась. В этом состоянии объекта я с ним и познакомился.
Родители говорили о дамбе только в негативном ключе, а я мечтал увидеть вживую БелАзы, которыми пугали объявлениями чуть не на каждом столбе в Лисьем Носу (Горская – северное примыкание дамбы к материку)
Всю свою несознательную детскую жизнь я числил КЗС в страшилках, да покруче собаки Баскервилей. Ярмо мертвого прошлого, убийца экологии залива, преступление кровавого режима перед лицом мирных горожан. К воде внутри дамбы подходить мне запрещалось. Потом, в конце 90-х, когда я забыл родительские наставления, в погоне за хлебом насущным. Мне запомнилась кристально чистая и освежающая вода Невской губы на Васильевском острове в жаркое лето 99-го года, я же тогда не знал, что в канализации купаюсь, очистные-то только к середине нулевых в строй вошли.
И вот, в 2001-м году хозяин поменялся, и за 10 лет проект-таки завершили. В середине нулевых открыли кусочек кольцевой до Кронштадта, но с ограничением в 60 км.ч. Ещё в 2011-м году на Кронштадт ходили недорогие регулярные рейсы «Метеоров», о поездках на которых теперь ностальгируют многие жители речных и морских побережий на просторах бывшего СССР, работал паром Ломоносов-Кронштадт.
Всё! Теперь грандиознейший гидротехнический объект, без шума и пыли ввели в строй и даже не хвастается никто. Кольцевая дорога, наконец, стала кольцевой. Конструктивно и объективно, это уникальнейший комплекс гидротехнических сооружений. Техническая часть требует отдельного рассказа.
Да, руководство КЗС рапортует о предотвращенных наводнениях и ущербах. Первый раз, по делу дамбу закрыли в 11-м, второй – 19 октября 2013. Я поехал и заснял открытие затворов на С-1 (успел только к стиханию шторма). Приехал в пустующую гостиницу на форте «Константин» (2000 р за двухместный номер с видами на судовой ход), заплатил 50р. за проникновение на территорию форта, прошел на маяк С-1 и любовался движением шести тысяч тонн инженерной мысли.
Часть текста проросла из моей памяти.
Большую и лучшую часть полезной информации я взял отсюда – http://spb-projects.ru/forum/ Официальный сайт – http://dambaspb.ru/