Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В последнее время резко активизировался угасший интерес к космосу. Причём происходит это в разных местах, а не какой-то отдельной стране. О планах создания огромных спутниковых группировок заявили мы и американцы (последние не устают говорить о полёте на Марс, о лунных планах заявляют США, Россия, Индия, Китай). Что это означает для нас и какие перспективы несёт?
Российский космонавт на Луне. Увы, пока лишь иллюстрация
Иллюстрация советских художников на данную тему
Никто не может отрицать такой возможности, что весь этот интерес возник не по объективным причинам, а потому, что кто-то кому-то решил что-то доказать, а остальные просто подключились. Так было с космической гонкой СССР и США. Хотя она оставила всему человечеству много хороших и технологических штуковин, в том числе и вращающихся на орбите, довольно немало достижений было сделано без объективных предпосылок — без необходимости в этих достижениях, им просто не было применения (из-за чего они благополучно забрасывались). Так случилось с лунной программой США и «Энергией». «Спейс Шаттл» — тоже хороший пример достижения, которое оказалось ненужным. Каждый из построенных был рассчитан на 100 полётов. При этом все построенные в общей сложности за 30-летнюю программу полётов совершили 135 полётов…
Поехали!
Но, поскольку в противном случае данная статья не имеет никакого веса, мы в ней будем за аксиому считать, что нынешний всплеск интереса к космосу вызван объективными причинами, разбираться в которых мы не будем: не об этом статья.
Теперь, считая что нынешний мировой интерес к космосу — начало эры активного покорения космоса и пилотируемых полётов к другим небесным телам (хотя бы к Луне), выясним, какие риски и перспективы это несёт для России. Собственно, для этого и задумывалась статья.
Две «рабочие лошадки» отечественной космонавтики: «Союз» и «Протон»
На «ВО» я видел статью, суть которой описывается её названием: «Трусы в обмен на спутники» (автору спасибо за хороший лозунг, от которого можно оттолкнуться; этот материал — не ответ на упомянутую статью, просто нужен был какой-то антитезис).
Увы, но решение шить трусы вместо запуска спутников может нам аукнуться так же, как до сих пор аукается наше неприсоединение к промышленной революции, когда она только-только началась. Ещё в конце XVIII века, хоть начало пика пришлось на первую половину XIX века. Я не знаю, о чём думало тогдашнее руководство, но выражу так, как это было бы в стиле трусов и спутников: «Да кому нужны эти машины?! Народу есть нечего!» Вот и получили то, что получили.
И если мы считаем, что нынешний всплеск интереса к космосу — начало космической эры, нам определённо надо быть среди тех, кто закладывает эту эру, тем более что для этого у нас есть всё, что нужно: технологии, опыт, желание (если оно и выветрилось, его легко возродить: в народном сознании ещё хранится вкус эйфории от космических побед).
Проведём параллели. Не стали в авангарде индустриализации; закончили строительство индустриального общества на 50 (если не больше) лет позже передовых стран Запада. И это у нас ещё товарищ Сталин побывал у власти, без него отставание было бы, глядишь, ещё и побольше.
А то выйдет так, что решим экономить на космосе в угоду лёгкой промышленности. И будем лет через 100 в положении догоняющих рассуждать о том, как этого можно было избежать. Поэтому нам, безусловно, нужно быть среди лидеров освоения космоса. Причём лучше даже в том случае, если окажется, что всё кончится тем же, чем в прошлый раз. Лучше ходить в старой поношенной одежде, но с пару лишних спутников на орбите, чем в новой красивой одежде, но отстающими от всего мира (или всё равно в старой поношенной одежде: отстающим красоты не положено!)
А теперь от абстрактных рассуждений в стиле спирали истории перейдём к более конкретным вещам. Какие у нас будут перспективы, если мы займём положение лидера в освоении космоса? Имеется в виду создание громадных спутников группировок, полёты к Луне и астероидам и, возможно, даже их промышленное освоение (я, будучи оптимистом, допускаю его начало в течение следующих 20-30 лет).
Так что же мы как страна получим от всего этого (причём получим почти всё из этого, даже если будем всё это делать в кооперации с другими странами)? Ниже подразумевается что каждого из перечисленного мы добились первыми. Так сказать, план-максимум.
Во-первых, самое приближённое к сегодняшнему дню — создание большой спутниковой группировки. Уже озвучивалось, как это поможет развитию нашей цифровой экономики, смысла повторять нету. Наше народное хозяйство получит стимул к развитию, которого нет у других стран. К тому же необходимость поддерживать громадную группировку (планируется более 1000 спутников!) создаст у нас спрос на многоразовые РН (когда нет спроса на огромное количество запусков, такие системы становятся подороже одноразовых). Наша космонавтика одна из самых продвинутых в мире: реальный спрос быстро родит предложение, причём качественное.
Во-вторых, экспедиции к Луне. Ну, тут особой экономической выгоды не будет. Разве что привлечь частных инвесторов в российский космос станет легче.
В-третьих, создание на Луне обитаемых человеческих поселений. В случае решения данной задачи получим гигантский технологический скачок, который непременно улучшит жизнь простых землян. Появится реальная потребность в большом количестве сверхтяжёлых ракет. Как известно, чем больше выпущено изделий, тем дешевле каждое изделие по отдельности. Весьма вероятно, что уже на этом этапе появится и реальный спрос на частично многоразовые сверхтяжёлые РН, которые в такой ситуации, разумеется, будут созданы. Отсюда и до масштабного освоения недалеко. Мы получим целые горы новых научных данных, мощнейший стимулятор технологического развития всей экономики...
В-четвёртых, освоение астероидов. Новые источники минеральных ресурсов отразятся на земной жизни напрямую, тут даже объяснять не нужно. Было бы обидно оказаться не у дел в таком прибыльном предприятии.
Перечислять и говорить о перечисленном можно долго... На мой взгляд, одно ясно определённо (собственно, для установления этой определённости и задумывалась статья; остальное — детали, которые можно переставить и заменить). Риски отстать и перспективы от нахождения в авангарде слишком высоки, чтобы такая держава (и не только космическая, но и военная, политическая), как наша, могла позволить себе серьёзно размышлять даже о возможности отказаться от активного развития космонавтики в пользу быстрого решения «земных проблем». В данной ситуации фальстарт намного предпочтительнее позднего старта.