Костяные войны, также известные как «Великая битва за динозавров», — понятие, относящееся к периоду интенсивной спекуляции ископаемыми и палеонтологических открытий в течение позолоченного века в американской истории, отмеченное горячим соперничеством между Эдвардом Копом (из Академии естественных наук в Филадельфии) и Гофониилом Чарльзом Маршем (из Пибодского музея естественной истории в Йельском университете).
Однажды Коуп позвал своего друга Марша показать ему скелет эласмозавра - его последнюю реконструкцию. Отниел Марш не только не восхтился скелетом, но и указал на досадную ошибку друга - он поместил череп на кончик хвоста.
Эдвард Коуп не на шутку обиделся и объявил о начале соперничества.
Каждый из двух палеонтологов использовал закулисные методы в попытках конкурировать с другим в поиске ископаемых, прибегая к взяточничеству, кражам и уничтожению костей. Каждый учёный нападал на другого в научных публикациях, стремясь разрушить его авторитет и сократить его финансирование.
Их поиски ископаемых привели их на запад, к богатым костеносным слоям в Колорадо, Небраске и Вайоминге. С 1877 по 1892 годы палеонтологи использовали своё богатство и влияние, чтобы финансировать свои собственные экспедиции и оплачивать услуги охотников за ископаемыми и скупать кости динозавров. В горах часто возникали вооружённые стычки между командами Коупа и Марша. На востоке не было кровопролитий, но оба палеонтолога публиковали в газетах потрясающие отчёты и грязнили друг друга.
Как-то раз, Марш подкупил сторожей раскопок, чтобы присвоить все находки себе. Во время одной из экспедиций он послал своих людей следить за Коупом. По слухам, горе шпионы взорвали друг друга, боясь разоблачения.
К концу Костяных войн оба учёных исчерпали свои средства в попытке достичь палеонтологического превосходства. Коп и Марш были финансово и социально разорены и уничтожены в их попытках опозорить друг друга, но их вклад в науку и область исследований палеонтологии как таковую носил массовый характер, они внесли существенный материал для дальнейшей работы — учёные оставили множество закрытых ящиков с ископаемыми после их смерти. Усилия обоих учёных привели к открытию более чем 142 новых видов динозавров, которые были обнаружены и описаны. В частности, были обнаружены такие классические представители древних времён, как стегозавр, трицератопс, диплодок и апатозавр.
В конце концов победу, если так можно выразиться, в количестве описанных видов одержал все-таки Марш. На свои деньги он покупал не только ископаемых животных, но и самих палеонтологов. В его лаборатории работали лучшие препараторы, лучшие художники-рисовальщики и высококвалифицированные ученые. Марш платил всем из собственного кармана. И все, что они делали в его лаборатории, становилось собственностью их хозяина. Марш чем-то напоминал Дюма-отца в палеонтологии. Сам талантливый ученый, он проходился рукой мастера по трудам своих «палеонтологических негров», ставил свою фамилию и публиковал, даже не упоминая истинных авторов исследования. А среди них были ученые выдающихся способностей и энциклопедических знаний.
Особенно трагичной была судьба одного из таких «негров» Марша — Харджера, который умер, не дожив и до сорока лет. Американский палеонтолог Шухерт так говорил о Харджере: «Харджер был несчастен, так как ему не было позволено писать об ископаемых позвоночных ни единолично, ни в соавторстве с Маршем. Профессора, работавшие в музее, просили за Харджера, но безрезультатно».
Результаты Костяных войн привели к увеличению знаний о доисторической жизни и вызвали интерес общественности к динозаврам, что привело к дальнейшим раскопкам ископаемых в Северной Америке в последующие десятилетия. Об этом периоде интенсивной охоты за ископаемыми было опубликовано несколько исторических книг и художественных адаптаций.
На фото - Гофониил Марш (во 2-м ряду, стоит в центре) и его команда