Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Рост глобальной средней температуры планеты на два градуса Цельсия увеличит прямой экономический ущерб от речных наводнений примерно в шесть раз. Количество жертв при этом вырастет в 2,3 раза, говорится в исследовании, опубликованном в Nature Climate Change.
Более частые и масштабные речные наводнения — одно из прогнозируемых последствий изменения климата, вызванного деятельностью человека. По данным авторов исследования, ежегодно в зоне наводнений оказываются около 58 миллионов человек, более половины из них живут в Азии. Годовой экономический ущерб от речных наводнений в среднем составляет около 110 миллиардов евро (8,4 триллиона рублей). Прямо сейчас в индийском штате Керала продолжается сильнейшее за столетие дождевое наводнение: с начала сезона муссонов в мае погибло 345 человек, более 300 тысяч вынуждены были покинуть свое жилье.
Франческо Доттори (Francesco Dottori) из Объединенного исследовательского института Еврокомиссии и его коллеги решили оценить количество смертей и экономический ущерб от речных наводнений при различных сценариях глобального изменения климата — при росте глобальной средней температуры планеты на 1,5, 2 и 3 градуса Цельсия от уровня доиндустриальной эпохи. Сейчас глобальная средняя температура превышает этот уровень примерно на один градус, а Парижское соглашение 2015 года предполагает, что ее рост ограничится двумя градусами; если для его выполнения ничего не будет сделано, температура, как ожидается, вырастет не меньше, чем на три градуса.
«При росте температуры в 1,5 градуса, в зависимости от социально-экономического сценария, человеческие потери могут вырасти на 70–83 процента, прямой экономический ущерб — на 160–240 процентов, а относительное благосостояние — снизиться на 0,23–0,29 процента. В мире с потеплением на два градуса человеческие потери будут на 50 процентов выше, экономический ущерб удвоится (от 320 до 520 процентов — N+1), а потери благосостояния составят 0,4 процента», — говорится в статье.
При потеплении на три градуса человеческие и экономические потери возрастают еще сильнее, но из-за высокой неопределенности параметров модели их трудно предсказать точно. В наихудшем сценарии, при потеплении на три градуса и более агрессивном экономическом росте, ущерб от наводнений превышает триллион евро.
Авторы исходили из того, что уязвимость регионов к наводнениям останется неизменной, и человечество не будет заниматься адаптацией к изменению климата. Для моделирования рисков наводнений в будущем ученые использовали ансамбль из 10 климатических моделей, а для прогнозирования макроэкономических последствий — эконометрическую модель глобальной экономики MaGE. Для оценки человеческих потерь использовалась современная статистика смертей от наводнений.
Кроме того, ученые оценивали количество людей, проживающих в зонах, подверженных затоплению: при самом неблагоприятном сценарии их количество вырастет в среднем на 120–188 процентов. Число таких людей в Индии, Бангладеш, Нигере, Египте, Ирландии, Соединенном Королевстве и Эквадоре вырастет более чем в три раза, пишут авторы статьи. На Индию, как особенно уязвимую страну, сейчас приходится 18 процентов всех потерь человеческих жизней — при сценарии потепления на три градуса этот показатель вырастет до 35 процентов.
Авторы подчеркивают, что их модель охватывает только речные наводнения, но не прибрежные и дождевые, как в Керале — с их учетом потери, скорее всего, будут еще выше. Впрочем, они отмечают, что предположение об отсутствии адаптации не совсем верно, так как ряд стран уже сейчас активно вкладываются в соответствующие инфраструктурные проекты. Но эта адаптация неравномерна и часто не захватывает наиболее уязвимые регионы в небогатых странах.
Ранее группа ученых предположила, что даже если человечество выполнит Парижское соглашение, средняя температура на Земле все равно может вырасти еще на 3–4 градуса из-за цепной реакции и климатических процессов, которые будет тяжело или невозможно остановить.