Эксперты по-прежнему спорят, когда произошло одно из самых больших извержений Голоцена.
Последнее противоречие в продолжительном археологическом споре породила оливковая ветвь, которую нашли на греческом острове Санторини, где вулкан извергался более трёх тысячелетий назад, выбрасывая в небо газ, пепел, пемзу и валуны.
После истощения вулкан разрушился сам по себе. Извержение было таким жестоким, что некоторые предположили, что он положил конец некогда процветавшей минойской цивилизации, спровоцировал вулканическую зиму, которая распространилась вплоть до Китая, и вдохновил на создание некоторых глав Исхода о чуме, а также миф об Атлантиде.
Но ничто не вызывает столь жаркие дебаты сегодня, как вопрос о том, когда вулкан Санторини действительно извергался.
Оливковая ветвь должна была помочь решить эту проблему. В 2000-х годах геолог Вальтер Фридрих и его аспирант Том Пфайфер из университета Орхуса обнаружили ветвь на Санторини под многослойной пемзой от древнего извержения.
Выглядело так, будто дерево похоронили заживо. Они обрадовались, потому что на деревьях появляется новое кольцо каждый год. Изменение углерода-14 из года в год может быть непостоянным и соответствовать историческим уровням углерода-14 в атмосфере.
Используя этот метод, Фридрих определил извержение вулкана между 1627 и 1600 годами до нашей эры. Это на целый век раньше, чем считали археологи, основываясь на керамике, найденной рядом с Санторини и в других местах. Археологи остались недовольны.
Доказательству мешает то, что определить время по оливковому дереву на сегодняшний день трудно. Оно не имеет чётко очерченных колец. Его ветви не растут в идеальных концентрических кругах. Некоторые части ветвей могут перестать расти в течение многих лет и даже десятилетий, прежде чем дерево погибнет.
Оливковая ветвь с Санторини, в зависимости от того, как её часть используется, может не дать точную дату извержения вулкана.
Это красивое дерево, полное значения для нас, - говорит Элизабетта Боаретто, исследователь радиоуглеродного метода в Институте науки Вейцмана, которая изучала оливковые деревья. - Но это сложное дерево. Оно любит хранить свои секреты.
Стерта Мэннинг, археолог и исследователь годичных колец деревьев из Корнелльского университета, которая всё же уверена, что извержение датируется около 1600 года до нашей эры, указывает на то, что, учитывая все противоречия, дату можно перенести всего на несколько десятилетий. И даже тогда мы не доберёмся до 1500 года до нашей эры - той даты, которую настойчиво продолжают защищать археологи.
Но Мэннинг прогнозирует, что неопределённость будет иметь последствия.
Критики будут ссылаться на это несоответствие в течение следующих 50 лет в качестве одной из причин, чтобы всегда быть немного обеспокоенными тем, что говорят учёные, - считает Мэннинг.
Археологи действительно начали спорить в последний раз, когда учёные поднимали вопросы о кольцах оливкового дерева. В 2014 году Паоло Керубини, изучающий дендрохронологию в швейцарском Федеральном Институте леса, снега и ландшафта, опубликовал в журнале "Античность" подробную статью о том, как он попросил 10 специалистов-дендрохронологов посчитать количество колец в оливковых деревьях, которые сейчас растут на Санторини.
Их ответы варьировались от 24,5 до 56,3 процента от медианы. Статья вызвала много споров, поэтому журнал посвятил целый раздел дебатам вокруг датировки извержения в Санторини или Фера, как раньше назывался остров.
В ответ Джей Александр Макгилливрей, археолог британской школы в Афинах, писал:
Единственное доказательство, которое могло бы убедить некоторых археологов поддержать "высокую" дату 1613 +/-13 годы до нашей эры для извержения на Фере, послужило началом нового сражения. Когда появились первые данные об оливковой ветви, я провёл выходные в библиотеке, пытаясь отыскать эту дату в истории, но это ничего не дало.
Справедливости ради стоит отметить, что датировка углерода-14 извержения Санторини не полагается только на одну оливковую ветвь. Одна исследовательская группа использовала для датировки такие недолговечные материалы, как семена, найденные в хранилище, похороненном под вулканическим мусором.
Другие изучают панцири насекомых, найденные в золе, и датируют их до 1600 года до нашей эры. Третьи предполагают, что химические сигнатуры в ядрах гренландского льда могут помочь определить дату извержения вулкана на Санторини.
Мэннинг признаёт, что учёные, работавшие с радиоуглеродом, раньше совершали ошибки, но техника стала более продвинутой и более надёжной.
Теперь, если вы отправите образец радиоуглерода в одну из шести лучших лабораторий в мире, вы можете получить результат, который вернётся с ошибкой плюс-минус 15-20 лет, - говорит археолог. Процесс, с помощью которого археологи пришли к дате 1500 год до нашей эры, основан на догадках. Это другая идеология, которая подразумевает работу археологов в одиночку. Сейчас всё изменилось: археологи работают совместно с историками, врачами и химиками.
Фридрих и его группа нашли вторую оливковую ветвь на острове. Данные анализа по ней никогда не публиковались.
Несмотря на тайну, есть и другие намёки на убедительные доказательства даты извержения. Раскопки на Санторини начались в XIX веке, когда начали добывать пепел, чтобы сделать бетон для Суэцкого канала.
По словам Мэннинга, в 1860-х годах в вулканическом мусоре были найдены сначала дуб, а затем сосна. Оба дерева изучить гораздо проще, чем оливковые, но никто не знает, что с ними случилось.
Добыча прекратилась, и Санторини теперь живописный город с белеными домами вдоль скал. Но открытий было бы гораздо больше, если бы вместе с Суэцкой компанией, занимавшейся добычей, работали археологи.
По материалам theatlantic.com