Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В июле и августе у медведей на Аляске большая радость: мириады лососей идут на нерест из океана вверх по рекам, местами заполняя их от берега до берега и окрашивая в красный цвет своими телесами. Мишки поджидают рыбех на берегу и, дождавшись, устраивают кровавый пир. В красный цвет теперь окрашены и берега. Гулять там жутко: такое ощущение, что только что была резня, которая в любой момент может продолжиться. Доедать остатки рыб слетаются чайки – некоторые так обжираются, что не в состоянии потом взлететь, а если и удается, то летят криво и могут невзначай вписаться вам в лоб.
Лососевые рыбы являются ключевыми звеньями экологических цепей на Аляске, как, впрочем, и медведи, которых они привлекают. Рыбьи скелеты, оставшиеся на берегах после медвежьего пиршества, дают прибрежным сообществам до четверти необходимых соединений азота. Рыбья плоть кормит медведей, птиц, червей и других беспозвоночных. А медведи потом еще и отправляются по ягоды – белка в них намного меньше, чем в лососе, но для быстрого набора веса перед зимней спячкой им и не надо много, скорее именно ягодный рацион обеспечивает им оптимальный темп массонабора. И именно медведи, как показало недавнееисследование биологов из Университета штата Орегон (США), являются главными распространителями семян ягод на Аляске, опережая в этой экологической функции даже птиц.
В своей новой работе ученые решили посмотреть, что происходит дальше по экологической цепи, уже после того, как медведи наедятся ягод. В принципе понятно, что за объеданием следует опорожнение. Медвежьи кучи усеивают леса вокруг рек – и в этих кучах полно непереваренных семян, которыми не прочь завладеть местные грызуны. О да, волосатая мелюзга совершенно не брезгует ковыряться в медвежьих фекалиях – исследователи тысячи раз видели это на записях камер с датчиками движения, установленных в долине реки Чилкат на юго-востоке Аляски. Так, белоногие хомячки Peromyscus keeni посетили кучи 4295 раз за все время наблюдения (с июня по октябрь в 2014 и 2015 годах), а это в среднем 8,5 раза за день. А их коллеги красные полевки, Myodes rutilus, навестили медвежьи экскременты 1099 раз, или 2,2 раза в сутки в среднем. Нередко грызуны еще и дрались друг с дружкой за право потыкаться в какашку в поисках вкусных семечек.
Сами исследователи тоже копались в фекалиях медведей – собирали образцы для анализа питательных характеристик 12 видов найденных там плодов и семян. Как оказалось, семена составляют значительную часть энергетического бюджета грызунов. Например, в одной медвежьей куче содержалось 73 230 семян заманихи ощетиненной (Oplopanax horridus) – такая способна удовлетворить суточные энергетические потребности 91 белоногого хомячка. На прибрежных территориях медведи потенциально удовлетворяют энергетические нужды 45–65% местных популяций белоногих хомячков, подсчитали ученые.
И разумеется, это значительно расширяет распространение семян, ведь грызуны откладывают их в запасниках на обширной территории. Каждая большая куча, локализованная в строго заданном медведем месте, порождает сотни маленьких кучек, рассеянных по всей округе грызунами – вторичными распространителями. И у закопанных семян из этих вторичных кучек больше шансов прорасти в новые ягодные кустарники для новых поколений медведей. Если б лососи знали, какое колоссальное влияние они оказывают на процветание растений через привлечение медведей, они бы, наверно, зарделись от гордости. И в красный цвет окрасился бы даже океан.
Все права на данный текст принадлежат нашему журналу. Если хотите поделиться информацией с вашими друзьями и подписчиками, обязательно ставьте активную ссылку на эту статью. С уважением, Батрахоспермум.