В ходе строительства трассы "Таврида" в районе поселка Зуя Белогорского района была обнаружена крупная карстовая полость. Как сообщил в эфире радио "Спутник в Крыму" крымский спелеолог, председатель Российского союза спелеологов Геннадий Самохин, найденная пещера – самая большая в предгорном Крыму.
"Объект уникален. Пещер с такой морфологией, минералогией и палеонтологией в Крыму нет. Мы сделали топографические съемки. На данный момент установлено, что длина пещеры составляет 1015 метров. До этого самой большой предгорной пещерой в Крыму считалась Таврская в Бахчисарайском районе – 500 метров. А эта – уже километр, и это не предел. Замеры показали, что там еще находится большая галерея, которая нами пока что не исследована", – рассказал специалист.
По его информации, пещера была обнаружена около месяца назад. Она состоит из нескольких магистральных галерей, соединенных между собой лабиринтовыми переходами. Средняя высота галерей составляет 6-8 метров, ширина – 4-5 метров. При этом на некоторых участках высота и ширина галерей достигает, соответственно, 12 и 8 метров.
По словам Самохина, пещера интересна тем, что в ней находятся "чистые и красивые известняки нетипичной для Крыма формы". По всем критериям пещера заслуживает создания на ее базе научного карстолого-спелеологического стационара.
Он также сообщил, что работающие на месте палеонтологи обнаружили в пещере большое количество фрагментов костей и зубов древних животных, в частности, мастодонтов (вымершие млекопитающие из отряда хоботных). Возраст останков оценивается приблизительно в 75-100 тысяч лет.
"В пещере найдено большое количество трубчатых костей животных, расщепленных вдоль. Животные обычно такого не делают. То есть возникла гипотеза, что это делал человек. Если мы найдем какое-то каменное орудие, то наше предположение о том, что в этой пещере жили древние люди, подтвердится", – отметил спелеолог.
Помимо спелеологов и палеонтологов, в пещере работают микробиологи и другие ученые. Для исследований находки планируется также привлечь специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Сложность заключается в том, что все галереи пещеры залегают в непосредственной близости от поверхности, а часть из них – прямо под дорожным полотном строящейся автомагистрали (около 150 метров). По данным спелеологов, полотно трассы уже просело почти на метр. В выявленных галереях отмечены свежие обвальные отложения, вызванные обрушением свода залов под участками автодороги.
Как отметил Самохин, главная задача – сохранить пещеру и при этом обезопасить "Тавриду". Он заверил, что заказчик и подрядчик строительства трассы тесно взаимодействуют с учеными, с пониманием относятся к ситуации и внимательно относятся к рекомендациям специалистов.
"Заказчик приостановил работы на этом участке до того, пока мы не предоставим результаты спелеологичесских исследований. Заказчик и подрядчик ждут наших рекомендаций. Пока наиболее приемлемый вариант – устройство эстакады или мостового перехода над пещерой. Возможно, есть и другие пути, например, изменение маршрута трассы. Мы еще находимся в стадии разработки проекта рекомендаций. Пока что ведется активное обсуждение", – рассказал ученый.
По его словам, у этого природного объекта крайне выгодное географическое положение для создания туристско-экскурсионного объекта и организации на его базе научного стационара.
"Мы понимаем, что трасса "Таврида" – это колоссальный трафик движения. Если бы мы смогли создать экскурсионный объект под условным названием "Пещера Трасса "Таврида" с созданием соответствующей туристической инфраструктуры (кемпингов, гостиницы и так далее), его посещаемость была бы чрезвычайно высокой", – убежден Самохин.
Об уникальной находке спелеологи Крыма уже сообщили руководству Русского географического общества (РГО) и властям Республики.
В частности, специалисты попросили президента РГО Сергея Шойгу оказать содействие в исследовании пещеры и оказать помощь в организации на ее базе спелео-туристического экскурсионного комплекса, а главу Крыма Сергея Аксенова – создать комиссию с участием ученых, представителей заинтересованных министерств и ведомств, заказчика и подрядчика для оценки сложившейся ситуации и принятию мер по недопущению аварий на данном участке после сдачи трассы в эксплуатацию.
Источник: crimea.ria.ru