Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-07-28 09:30

Рождение советского батискафа.

Мало кто знает, что первый и единственный советский батискаф испытывался в Севастополе.

27 июля 1979 года специально переоборудованный плавучий док с накрытым брезентовой крышей совершенно секретным «Поиском-6» прибыл на севастопольский рейд.

Попытки заглянуть в вечную тьму океанской пропасти совершались разными странами...

В 60-е годы ХХ века на Западе было построено несколько невообразимо дорогих и, как оказалось, очень капризных в эксплуатации кораблей глубин, которые, используя смесь греческих слов, стали называть батискафами.

Парочка батискафов во Франции, один в США - вот, собственно, и все, что было на тот момент у человечества для проникновения в тайны океанских впадин и разломов. 

                                   Прорыв в освоении морских глубин

Но мало кто знает, что первый и единственный советский батискаф испытывался в нашем городе, а началась эта история с того, что в феврале 1972 года группа севастопольских подводников прибыла на Ленинградское адмиралтейское объединение - к своему будущему батискафу, который к тому моменту сложно было назвать кораблем даже с большой натяжкой.

Это было настоящим прорывом в освоении морских глубин, но, чтобы «заглянуть» значительно дальше отметки в 2000 метров, нужен был принципиально новый подводный корабль - гораздо более прочный, чем подводная лаборатория «Поиск-2».

Советская наука отставать не хотела: советский батискаф стал следующей ступенькой после «Поиска-2», что было бы невозможно без опыта проектирования и эксплуатации глубоководной лаборатории.

В 70-х гг. прошлого века в Севастополе проходили испытания глубоководного аппарата «Поиск-2» - первой для своего времени действительно сверхглубоководной советской подводной лаборатории, экипаж которой в декабре 1975 года погрузился в Черное море на отметку в 2026 метров.

Взорам экипажа предстала лишь яйцеобразная гондола чуть больше двух метров в диаметре, высотой около 6 метров - больше не было ничего.

Экипаж батискафа состоял из «погружающейся» части - трех офицеров - и «технической», в которую входили четыре мичмана и четыре матроса срочной службы.

Пока батискаф в атмосфере чрезвычайной секретности медленно строился, ожидая по нескольку месяцев поступления механизмов и оборудования, будущие пилоты в Ленинграде изучали свой корабль по макетам и стендам.

И только к концу весны 1979 года обучение экипажа подошло к концу: семь лет с небольшими перерывами - это, согласитесь, основательное образование! 

Батискаф нарекли «Поиском-6» и спустя восемь лет с начала постройки спустили на воду.

27 июля 1979 года специально переоборудованный плавучий док с накрытым брезентовой крышей совершенно секретным «Поиском-6» прибыл на севастопольский рейд.

Здесь док со своим тайным грузом осел в Южной бухте и, как оказалось, надолго. Только через четыре года поступили долгожданные аккумуляторные батареи, и, наконец, начались первые испытания.

Стоит отметить, что от своего предшественника - «второго» «Поиска» - «шестой» принципиально отличался способом погружения. Корабль больших глубин - батискаф - при погружении выпускал бензин из специальных цистерн, а при всплытии сбрасывал дробь из бункеров.

Цистерны батискафа были рассчитаны исключительно на сверхочищенный и дефицитный в СССР бензин марки «Рафинат Риформинга».

 Такой бензин улетучивался с поверхности моря в течение пары часов, и загрязнение окружающей среды сводилось к минимуму, что допускали международные природоохранные конвенции.

Внешний вид «Поиска-6» напоминал небольшую подводную лодку с корпусом из стекловолокна с обтекаемым носом и рубкой посередине. В центральной части под рубкой находилась гондола.

Внизу гондолы располагались три кресла пилотов-операторов и пульты управления. Два иллюминатора диаметром по 150-мм смотрели в нос и корму. Гондола выступала из корпуса на метр вниз, впереди нее мог также работать манипулятор, грузоподъемностью 400 кг.

Первые попытки использовать батискаф по назначению, как правило, сопровождались какими-нибудь коварными неожиданностями и постоянными неполадками. 

Например, уже при первой заправке бензином выяснилось, что стекловолоконный «Поиск-6» пожаро- и взрывоопасен. 

Заправка, обычно затягивавшаяся на целые сутки, проходила в бухте Матюшенко, расположенной между Константиновской и Михайловской батареями - там, где сейчас причаливает катер на Радиогорку.

Рядом всегда дежурило противопожарное судно, курильщиков предупреждали самыми грозными инструкциями, экипажу запрещалось носить синтетическую одежду (только х/б, не рождающее электрические разряды) и обувь с металлическими включениями.

После заправки к «Поиску-6» мог швартоваться лишь катер с корпусом из стеклопластика с привальным брусом, обшитым пенькой.

Но на этом нюансы эксплуатации батискафа не исчерпывались: у «Поиска-6» постоянно отказывали капризные системы и чувствительная аппаратура, неустойчиво работали механизмы и автоматика. То чуть было не отстрелились на дно бухты, как в режиме аварийного всплытия, аккумуляторные батареи, а случись такое, введение батискафа в строй затянулось бы еще как минимум на год. 

То при пробном погружении «Поиск-6» сначала никак не желал идти под воду, а потом бесконтрольно за считанные минуты провалился на глубину 372 метра и стукнулся о дно, что могло стоить подводникам жизни. Благо дно оказалось ровным и илистым, удар получился относительно мягким, а батискаф просто «утонул» в иле по самую рубку, но ведь мог и окончательно увязнуть.

Однажды ни с того ни с сего при очередном погружении потек верхний люк, в надежности которого никто не сомневался, а в другой раз плановый спуск под воду на 750 метров чуть не закончился трагически - виновата оказалась слежавшаяся, или как говорят подводники «спекшаяся» в бункерах балластная дробь. 

Спешившее попасть в сроки испытаний, начальство долго лежавшую в бункерах дробь заменить отказалось, сославшись на положительный результат поверхностной проверки, а в результате стремительно полетевший вниз батискаф чуть не ударился о дно на глубине 400 метров.

Промедли командир хотя бы минуту, и «Поиск-6»покатился бы, кувыркаясь, по подводному склону. 

Но он успел отстрелить многотонные контейнеры с дробью, и батискаф полетел теперь уже вверх со страшной скоростью - 24 метра в секунду, выскочив на поверхность воды, словно пробка из-под шампанского. 

Подводники, к счастью, отделались лишь легкими ушибами.

И все-таки к августу 1983 года все замечания были устранены, предыдущие уроки пошли впрок, и батискаф успешно провел контрольное погружение в Черном море на 1500 метров без единого отказа систем или аппаратуры. Этим успешным погружением закончился первый этап испытаний «Поиска-6». 

Второй этап следовало проводить уже в океане, для которого, собственно, батискаф и создавали.

Год спустя, вновь закрытый брезентом, первый советский батискаф на верхней палубе транспортного судна отправился из Севастополя к месту своей постоянной приписки - Петропавловску-Камчатскому.

Туда же улетел новый экипаж «Поиска-6», состоявший из моряков Черноморского флота, целиком и полностью взращенных и обученных работе с батискафом в Севастополе. 

На глубину 2026 м в Черном море погружались: командир кап. 3 ранга Сергей Антоненко(в?), механик офицер Александр Мосунов, мичман Филипп Бобров и еще один мичман

И это наш, севастопольский экипаж, 18 августа 1987 года в Тихом океане 150-тью милями южнее Петропавловска-Камчатского совершил рекордное погружение: первый и последний советский батискаф в тот день достиг глубины 6 тысяч метров.

В материале использованы исследования А. Лубянова.


Источник: www.deepstorm.ru