Мало кто знает, что первый и единственный советский батискаф испытывался в Севастополе.
27 июля 1979 года специально переоборудованный плавучий док с накрытым брезентовой крышей совершенно секретным «Поиском-6» прибыл на севастопольский рейд.
Попытки заглянуть в вечную тьму океанской пропасти совершались разными странами...
В 60-е годы ХХ века на Западе было построено несколько невообразимо дорогих и, как оказалось, очень капризных в эксплуатации кораблей глубин, которые, используя смесь греческих слов, стали называть батискафами.
Парочка батискафов во Франции, один в США - вот, собственно, и все, что было на тот момент у человечества для проникновения в тайны океанских впадин и разломов.
Прорыв в освоении морских глубин
Но мало кто знает, что первый и единственный советский батискаф испытывался в нашем городе, а началась эта история с того, что в феврале 1972 года группа севастопольских подводников прибыла на Ленинградское адмиралтейское объединение - к своему будущему батискафу, который к тому моменту сложно было назвать кораблем даже с большой натяжкой.
Это было настоящим прорывом в освоении морских глубин, но, чтобы «заглянуть» значительно дальше отметки в 2000 метров, нужен был принципиально новый подводный корабль - гораздо более прочный, чем подводная лаборатория «Поиск-2».
Советская наука отставать не хотела: советский батискаф стал следующей ступенькой после «Поиска-2», что было бы невозможно без опыта проектирования и эксплуатации глубоководной лаборатории.
В 70-х гг. прошлого века в Севастополе проходили испытания глубоководного аппарата «Поиск-2» - первой для своего времени действительно сверхглубоководной советской подводной лаборатории, экипаж которой в декабре 1975 года погрузился в Черное море на отметку в 2026 метров.
Взорам экипажа предстала лишь яйцеобразная гондола чуть больше двух метров в диаметре, высотой около 6 метров - больше не было ничего.
Экипаж батискафа состоял из «погружающейся» части - трех офицеров - и «технической», в которую входили четыре мичмана и четыре матроса срочной службы.
Пока батискаф в атмосфере чрезвычайной секретности медленно строился, ожидая по нескольку месяцев поступления механизмов и оборудования, будущие пилоты в Ленинграде изучали свой корабль по макетам и стендам.
И только к концу весны 1979 года обучение экипажа подошло к концу: семь лет с небольшими перерывами - это, согласитесь, основательное образование!
Батискаф нарекли «Поиском-6» и спустя восемь лет с начала постройки спустили на воду.
27 июля 1979 года специально переоборудованный плавучий док с накрытым брезентовой крышей совершенно секретным «Поиском-6» прибыл на севастопольский рейд.
Здесь док со своим тайным грузом осел в Южной бухте и, как оказалось, надолго. Только через четыре года поступили долгожданные аккумуляторные батареи, и, наконец, начались первые испытания.
Стоит отметить, что от своего предшественника - «второго» «Поиска» - «шестой» принципиально отличался способом погружения. Корабль больших глубин - батискаф - при погружении выпускал бензин из специальных цистерн, а при всплытии сбрасывал дробь из бункеров.
Цистерны батискафа были рассчитаны исключительно на сверхочищенный и дефицитный в СССР бензин марки «Рафинат Риформинга».
Такой бензин улетучивался с поверхности моря в течение пары часов, и загрязнение окружающей среды сводилось к минимуму, что допускали международные природоохранные конвенции.
Внешний вид «Поиска-6» напоминал небольшую подводную лодку с корпусом из стекловолокна с обтекаемым носом и рубкой посередине. В центральной части под рубкой находилась гондола.
Внизу гондолы располагались три кресла пилотов-операторов и пульты управления. Два иллюминатора диаметром по 150-мм смотрели в нос и корму. Гондола выступала из корпуса на метр вниз, впереди нее мог также работать манипулятор, грузоподъемностью 400 кг.
Первые попытки использовать батискаф по назначению, как правило, сопровождались какими-нибудь коварными неожиданностями и постоянными неполадками.
Например, уже при первой заправке бензином выяснилось, что стекловолоконный «Поиск-6» пожаро- и взрывоопасен.
Заправка, обычно затягивавшаяся на целые сутки, проходила в бухте Матюшенко, расположенной между Константиновской и Михайловской батареями - там, где сейчас причаливает катер на Радиогорку.
Рядом всегда дежурило противопожарное судно, курильщиков предупреждали самыми грозными инструкциями, экипажу запрещалось носить синтетическую одежду (только х/б, не рождающее электрические разряды) и обувь с металлическими включениями.
После заправки к «Поиску-6» мог швартоваться лишь катер с корпусом из стеклопластика с привальным брусом, обшитым пенькой.
Но на этом нюансы эксплуатации батискафа не исчерпывались: у «Поиска-6» постоянно отказывали капризные системы и чувствительная аппаратура, неустойчиво работали механизмы и автоматика. То чуть было не отстрелились на дно бухты, как в режиме аварийного всплытия, аккумуляторные батареи, а случись такое, введение батискафа в строй затянулось бы еще как минимум на год.
То при пробном погружении «Поиск-6» сначала никак не желал идти под воду, а потом бесконтрольно за считанные минуты провалился на глубину 372 метра и стукнулся о дно, что могло стоить подводникам жизни. Благо дно оказалось ровным и илистым, удар получился относительно мягким, а батискаф просто «утонул» в иле по самую рубку, но ведь мог и окончательно увязнуть.
Однажды ни с того ни с сего при очередном погружении потек верхний люк, в надежности которого никто не сомневался, а в другой раз плановый спуск под воду на 750 метров чуть не закончился трагически - виновата оказалась слежавшаяся, или как говорят подводники «спекшаяся» в бункерах балластная дробь.
Спешившее попасть в сроки испытаний, начальство долго лежавшую в бункерах дробь заменить отказалось, сославшись на положительный результат поверхностной проверки, а в результате стремительно полетевший вниз батискаф чуть не ударился о дно на глубине 400 метров.
Промедли командир хотя бы минуту, и «Поиск-6»покатился бы, кувыркаясь, по подводному склону.
Но он успел отстрелить многотонные контейнеры с дробью, и батискаф полетел теперь уже вверх со страшной скоростью - 24 метра в секунду, выскочив на поверхность воды, словно пробка из-под шампанского.
Подводники, к счастью, отделались лишь легкими ушибами.
И все-таки к августу 1983 года все замечания были устранены, предыдущие уроки пошли впрок, и батискаф успешно провел контрольное погружение в Черном море на 1500 метров без единого отказа систем или аппаратуры. Этим успешным погружением закончился первый этап испытаний «Поиска-6».
Второй этап следовало проводить уже в океане, для которого, собственно, батискаф и создавали.
Год спустя, вновь закрытый брезентом, первый советский батискаф на верхней палубе транспортного судна отправился из Севастополя к месту своей постоянной приписки - Петропавловску-Камчатскому.
Туда же улетел новый экипаж «Поиска-6», состоявший из моряков Черноморского флота, целиком и полностью взращенных и обученных работе с батискафом в Севастополе.
На глубину 2026 м в Черном море погружались: командир кап. 3 ранга Сергей Антоненко(в?), механик офицер Александр Мосунов, мичман Филипп Бобров и еще один мичман
И это наш, севастопольский экипаж, 18 августа 1987 года в Тихом океане 150-тью милями южнее Петропавловска-Камчатского совершил рекордное погружение: первый и последний советский батискаф в тот день достиг глубины 6 тысяч метров.
В материале использованы исследования А. Лубянова.
Источник: www.deepstorm.ru