Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-06-09 09:28

Силовая составляющая битвы за Арктику

Что делать Кремлю с растущими амбициями США и Китая в ледовом регионе

Россия относится к числу стран, внесших наибольший вклад в изучение и покорение Арктики. Причиной тому являются особенности географического положения нашей страны, а именно огромное по протяженности побережье Северного Ледовитого океана. По меткому выражению вице-адмирала Степана Макарова, «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану».

Стратегическое значение Арктики для России обусловлено также и тем, что именно здесь сосредоточена значительная часть флота стратегических подводных ракетоносцев: 7 из 10 боеготовых «стратегов» входят в состав Северного флота. Здесь же, подо льдами часть из них несет и боевое дежурство в готовности к немедленному применению своего оружия. Активное внимание уделяют данному региону и в командовании авиационной компоненты Стратегических ядерных сил. В частности, как заявил недавно в интервью «Красной звезде» командующий Дальней авиацией Воздушно-космических сил (ДА ВКС) РФ генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, подчиненные ему войска осваивают новые аэродромы и вооружения, которые позволят обеспечить безопасность нашей страны со стороны морских границ на северном направлении. «В этом году планируем перелететь в Анадырь самолетами Ту-160», – подчеркнул Сергей Кобылаш, отметив, что в настоящее время задачи Дальней авиации существенно расширяются. Соответственно, по его словам, повышаются и требования к ней.

Командующий при этом напомнил о решении президента РФ Владимира Путина возобновить производство самолетов Ту-160, а также о работах по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА), предназначенному для замены состоящих сегодня на вооружении стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-22М3. «Авиационная техника, которая сейчас находится на вооружении, не меняя внешнего облика, постоянно совершенствуется. Идет ее непрерывная модернизация: переход на новое оборудование, системы. Все это призвано обеспечить максимальную эффективность авиации при защите национальных интересов на стратегических направлениях. У нас большая страна, и в лице Дальней авиации ВС и стране нужна «длинная рука», соответствующая возможностям XXI века», – констатировал генерал-лейтенант Кобылаш.

ВАШИНГТОН ТРЕБУЕТ ОБЪЯСНЕНИЙ

Стремление руководства РФ защитить свое национальное достояние и обеспечить действенную оборону северных рубежей России, Арктики и Крайнего Севера вызывает большую озабоченность американских политических кругов и руководства Пентагона, которые в течение многих лет не уделяли практически никакого внимания развитию этого региона и укреплению здесь своего влияния. Как отмечают аналитики исследовательской службы Конгресса (CRS) США в недавно опубликованном отчете, Арктика может стать зоной «военной напряженности и конкуренции». Авторы документа высказывают серьезные опасения по поводу укрепления позиций России в этом регионе. Аналитики говорят о необходимости расширить присутствие здесь американских ВС «для защиты интересов» США. По имеющимся данным, в ближайшие годы Пентагон намерен увеличить численность специалистов, прошедших подготовку в условиях Крайнего Севера.

Ранее НАТО признал отставание стран – членов альянса от России в Арктике. В марте текущего года главнокомандующий силами блока в Европе американский генерал Кёртис Скапарротти открыто заявил об этом. «Мы отстаем», – объявил генерал, отвечая на вопрос, способна ли Америка противостоять России в Арктике. По словам командующего, в ближайшие два-три года у России появится возможность практически полностью контролировать Северный морской путь, в том числе военными средствами. Многие представители международного экспертного сообщества тоже сомневаются в том, что Соединенные Штаты смогут соперничать с РФ в этой области.

Члены НАТО стремятся усилить свои позиции на Крайнем Севере посредством увеличения численности кораблей и подводных лодок, а также с помощью разработки новых видов вооружений. В мае с.г. начальник военно-морских операций (командующий) ВМС США адмирал Джон Ричардсон заявил о восстановлении ликвидированного семь лет назад 2-го флота ВМС, в зону ответственности которого войдет Арктика. «Наша стратегия национальной безопасности ясно дает понять, что мы вернулись в эпоху соперничества великих держав, поскольку сфера обороны продолжает становиться все более сложной и ставит перед нами все больше задач. Именно поэтому сегодня мы ставим на ноги Второй флот, чтобы среагировать на эти изменения, особенно в Северной Атлантике», – заявил адмирал Ричардсон.

Весной этого года экс-заместитель госсекретаря США Пола Добрянски призвала Запад укрепить свои позиции в Арктике, чтобы противодействовать здесь России. Она объявила, что Арктический регион крайне важен не только в плане будущей добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты нацбезопасности США на северном направлении. Особое беспокойство Добрянски вызывает тот факт, что при сохранении тенденции к глобальному потеплению и таянию арктических льдов Севморпуть будет оставаться судоходным в течение всего года. А это не только существенно увеличит значение Арктики в связи с изменением карты глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления на своих конкурентов.

Экс-политик призвала к «исправлению» складывающейся ситуации. По ее мнению, администрация Трампа должна решительно противостоять Кремлю в данной сфере. Для этого, полагает Добрянски, Пентагону необходимо расширить военную инфраструктуру в районе Крайнего Севера, создать штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является «лидером НАТО и всего мира» в Арктике.

Призывая активизировать противостояние оппонентов в арктической зоне, она дала ясно понять, что США ради собственного экономического и политического превосходства ни перед чем не остановятся. Хотя у США, как отмечают многочисленные эксперты, сегодня нет ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа в Арктике; ни мощного ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в Арктическом регионе. Зато в избытке непомерные амбиции и желание диктовать миру свои политические и экономические условия.

ПОДНЕБЕСНАЯ НЕ ОТСТАЕТ

Впрочем, не только США и некоторые их союзники по НАТО устремили свой пристальный взор на Арктику. Идут на север и страны, которые арктическими не назовешь даже с очень большой натяжкой. В частности, активизировал деятельность в Арктике, а также и в Антарктике наш дальневосточный сосед Китай. На Петербургском международном экономическом форуме, который прошел в Санкт-Петербурге в конце мая с.г., самой представительной, почти 200 человек, была именно китайская делегация.

Примечательно, что сегодня общие интересы России и Китая во многом направлены именно к Арктическому региону. Самый наглядный пример – проект производства сжиженного газа «Ямал СПГ» российского газового гиганта «НОВАТЭК», в котором китайцам принадлежит почти треть 27-миллиардного проекта (9,9% имеет Silk Road Fund, 20% – China National Petroleum). Пекин также стремится участвовать в строительстве глубоководного порта в районе Архангельска. Между двумя странами существует сильная заинтересованность в сотрудничестве и экономическом освоении Арктики. Но жесткая позиция Москвы – в том, что приоритет должен оставаться за Россией, так как Арктика является важнейшим регионом, который в будущем сможет обеспечивать нашу страну полезными ископаемыми. В этом регионе находится 30% неразведанных запасов газа и 13% нефти. К этому стоит добавить выгоды использования Северо-Западного прохода и Северного морского пути, а также стратегическое значение этого района. В прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США. В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон.

Интерес Китая к Крайнему Северу в свете постоянного дефицита сырья и ресурсов также объясним. Глобальное потепление делает перспективу получения арктической нефти и газа вполне реальной. Новые технологии позволяют уже сейчас извлекать арктический природный газ, закачивая его с 300-метровой глубины, затем охлаждая и превращая в жидкость. Напомним, что в недрах Арктики сосредоточены колоссальные запасы природных ресурсов. В частности, по данным геологической службы США, минимальные запасы нефти в этом регионе могут составлять почти пятую часть мировых запасов, а запасы природного газа – около четверти. Богата Арктика также золотом, серебром, редкоземельными металлами и другими полезными ископаемыми. В связи с быстрым истощением мировых запасов этих ресурсов контроль над регионом становится вопросом не только геополитики, но и выживания претендующих на них стран, а на внешнеполитическую повестку дня все более явственно выходит силовая составляющая борьбы за арктические кладовые.

Добавим, что освоение Арктики создает инфраструктурные, коммуникационные и транспортные возможности для разных участников, основными из которых являются арктические государства, которых сейчас восемь: Россия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Исландия, Канада и США. Они объединены в Арктический совет (АС), главную международную организацию, занимающуюся Крайним Севером планеты. Не меньший интерес к северным территориям проявляют и околоарктические страны, к которым причисляет себя КНР. Географическое положение Китая не позволяет ему быть постоянным членом АС, но он с 2013 года наряду с Индией, Италией и Южной Кореей является наблюдателем и имеет право следить за деятельностью АС, но не может участвовать в принятии решений. Поэтому Пекин пытается влиять на деятельность Арктического совета через союзников, главным из которых является Россия. И хотя интерес Поднебесной к Арктике очевиден, он не ограничивается отдаленной перспективой получения полезных ископаемых, которые составляют пятую часть всех природных ресурсов Земли. Эксперты считают, что в большей степени заинтересованность носит экономический характер. Китай вошел в крупнейшие российские арктические проекты и хочет играть ведущую роль в разработке правил игры в новых сферах, что вызывает обеспокоенность у некоторых членов АС, и хотя военная составляющая не просматривается, полностью исключить ее они не могут.

Китай провозгласил себя околоарктическим государством и свою программу действий на Крайнем Севере впервые изложил в конце января 2018 года в Белой книге. Так называют официальный документ, в котором разъясняется государственная политика в какой-либо из ключевых отраслей. В книге сообщается, что Китай планирует энергично участвовать в развитии маршрутов в Арктике, составляющих Северо-Западный проход и Северный морской путь (СМП). «Могут быть сделаны конструктивные шаги по координации стратегий развития с арктическими государствами для содействия совместным усилиям по созданию морского экономического коридора между Китаем и Европой через Северный Ледовитый океан», – отмечается в заявлении китайского правительства. До 90% мировой торговли приходится на торговлю между Азией, Северной Америкой и Европой. Доставка грузов из Китая в Европу через Малаккский пролив и Суэцкий канал сейчас занимает 35 дней, тогда как СМП укорачивает его на 6,5 тыс. км и целых две недели.

В ближайшем будущем КНР рассматривает Арктику как более короткий и безопасный путь, связывающий материковый Китай с Европой. «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым», – сказал президент России. Тем более что любые другие трансевразийские морские перевозки с точки зрения долгосрочной перспективы могут оказаться крайне нестабильными, прежде всего в плане безопасности. Маршрут через Суэцкий канал и Средиземное море имеет высокую степень загруженности, через Ближний Восток – находится в зоне нестабильности. Потенциальный маршрут через Центральную Америку по существующему Панамскому или предполагаемому Никарагуанскому каналу не рационален. Арктические маршруты Северный морской путь и Северо-Западный морской проход могут стать важным стратегическим дополнением проекта «Один пояс, один путь», который объединяет «Экономический пояс Шелкового пути» (через Среднюю Азию в Европу), «Морской шелковый путь XXI века» (через Южнокитайское море в южную часть Тихого океана и Европу), а также ряд других геополитических проектов КНР в Евразии. Этот проект должен соединить КНР с рынками Европы, Ближнего Востока, Африки.

Для России Арктика представляет собой важнейший регион комплексного стратегического значения. Здесь расположены предприятия оборонной промышленности, базы Северного флота и объекты военной инфраструктуры. Кроме того, государственная граница РФ на протяжении 20 тыс. км проходит именно по Северному Ледовитому океану. Принимая все это во внимание, посол РФ в КНР Андрей Денисов недавно заявил, что присутствие в этом регионе КНР, как и других неарктических стран, должно строиться на основе уважения интересов всех государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану.

Владимир Иванов


Источник: x-true.info