Не раз мне приходилось слышать от некоторых наших горожан самые невероятные, а порой и нелепые объяснения названия острова "Ягры". То говорят, что это название английское, то относят к языку коми. Но ни то, ни другое объяснение не имеют под собой никакой научной почвы. Однако эти домыслы бытуют и до сих пор.
Занимаясь в прошлом разработкой одной музейной экспозиции и, в связи с этим, вопросами краеведения, я обратил внимание на "Словарь областного Архангельского наречия" Л. Подвысоцкого, изданный в 1885 году. В нем слово "ягра" объясняется как "выдающаяся в море и заливаемая во время прилива часть берега". Слово это архангельского и онежского наречия.
Еще ранее В. И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" слово "ягра" объясняет как "мелкое песчаное дно реки, озера, моря".
Известный немецкий языковед, создатель "Этимологического словаря русского языка" Макс Фасмер, ссылаясь на В. Даля и А. Подвысоцкого, пишет, что "ягра - мелкое песчаное дно реки, озера или моря".
В художественной литературе слово "ягра" употребляется в произведениях известного русского советского писателя, нашего земляка Б. В. Щергина. В пояснительном словарике одного из его произведений "ягра - протянувшаяся от берега в море подводная отмель".
Все эти определения указывают на геологическое происхождение острова Ягры. Как полагают геологи, проводившие изыскания в период подготовительных работ по строительству нашего города, остров Ягры возник 1,5-2 тысячи лет тому Я назад за счет морских наносов и, следовательно, имеет лайдовое происхождение.
Сейчас слово "ягра" в поморском лексиконе почти не употребляется, но оно сохранилось в названии острова.
Александр Фомин, один из первых историков нашего края, современник В. В. Крестинина, в своей книге "Описание Белого моря с его берегами и островами", изданной в 1797 году, рассказывает о ловле белух "на мелях, спускающихся полого в море, при крайних островах Яграх, Омфалё, Кумбыше и Гольце, на коих построены во многих местах промысловые избы". Для промысла этого морского млекопитающего семейства дельфиновых, достигающих веса до одной тонны и более, применяли сети, плетенные из веревок. Длина таких сетей достигала двух тысяч метров.
Остров Ягры - одно из памятных исторических мест Севера. 24 августа 1553 года неподалеку от него бросил якорь английский корабль под командованием капитана Ричарда Ченслера. Это был один из трех кораблей, снаряженных английскими купцами-предпринимателями для отыскания северо-восточного прохода в Китай и Индию, и случайно оказавшийся в Белом море. Назвавшись английским послом, Ченслер был принят в Москве Иваном Грозным. Русский царь выдал англичанам грамоту, в которой позволил им торговать "безданно, беспошлинно" по всему русскому царству и разрешил основать торговую пристань в устье Северной Двины. Они облюбовали остров Ягры и в 1555 году построили на этом острове пристань, торговый дом, амбары, а остров прозвали "Розовым", так как он был покрыт зарослями Цветущего шиповника.
В книге "Английские путешественники в Московском государстве в 16 веке" англичане пишут: "Розовый остров в бухте св. Николая полон алых и красных роз (шиповника), фиалок и дикого розмарина. Этот остров имеет 7 или 8 миль в окружности; на нем хорошие пастбища, и он получил название "Розового". Снег сходит здесь около половины мая, и после двухмесячного таяния земля просыхает в две недели, а через месяц трава уже по колено. После сентября наступают морозы и выпадает снег в ярд* глубиной. На острове растет ель и береза, а около дома, выстроенного там англичанами, бьет источник свежей пресной воды". (В 1974 году заслуженный учитель школы РСФСР, ныне покойный Н. С. Яковлев, используя эти материалы об острове Ягры, написал и опубликовал в нашей городской газете за 8 января "Балладу о роднике" из цикла "Розовый остров").
Пристань св. Николая играла важную роль во внешней торговле России. Почти полстолетия, до основания Архангельска, Ягры были одним из важнейших торговых пунктов России в коммерческих связях с заграницей.
А. Михайлов в "Очерках природы и быта Беломорского края России", изданных в 1868 году, пишет, что в бухте "еще до сих пор можно видеть на берегу остатки свай - единственные в настоящее время следы когда-то бывшей на этом месте гавани св. Николая".
С тех пор и до Великой Октябрьской социалистической революции в Никольском устье Северной Двины, напротив острова Ягры, влачил существование обедневшей Николо-Корельский монастырь, основанный в конце 14 века монахом Емфимием для просвещения карел. Отсюда его двойное название.
В марте 1936 года район Никольского устья Северной Двины был избран местом для строительства нового города.
Источник: sevska.net