28 июня в Москве прошла конференция «Основные задачи и перспективы развития Госкорпорации «Роскосмос», на которой выступил новый глава этой организации Дмитрий Рогозин. Он представил публике «десять принципов работы Роскосмоса», рассказал о своих «десяти заповедях», сравнил космонавтику с религией и сделал несколько заявлений о переносе пилотируемой программы с «Союза-5» на «Ангару», о пересмотре проекта ракеты «Союз-5» с заменой ее двигателей на кислородно-метановые. Также он говорил об отказе от «долгостроя», что можно истолковать как отказ от запуска модуля «Наука» к МКС.
Всё сказанное на конференции не стоит отдельной статьи.
Современная российская космонавтика сложилась даже не в 1990-х, а в первой половине 2000-х годов. В 90-х она двигалась по инерции, теряя кадры и компетенции, но сохраняя инженерную школу, во многом за счет сотрудничества с западными странами. Однако в начале 2000-х отрасль была основательно обескровлена, а ее финансирование, несмотря на быстрый рост государственного бюджета, оставалось крайне низким. За этот период отсутствия кадров и денег российская космонавтика капитально деградировала. Пока бюджет Роскосмоса оставался слишком маленьким, это было не очень заметно, но, когда он вырос – а это произошло в 2009-2013 годах – недееспособность отрасли вышла на поверхность.
С предыдущим абзацем можно спорить, это очень субъективное представление, но факт остается фактом: единственным масштабным достижением российской космонавтики после запуска модуля «Звезда» в 2000 году является испытательный пуск ракеты «Ангара-А5». Это, однако, достижение достаточно условное, потому что стартовавшая 23 декабря 2014 года ракета была построена в единственном экземпляре, а полноценное производство этих ракет российская ракетно-космическая отрасль создать не смогла. Еще был запущен телескоп «Спектр-Р», но мы все понимаем, что его успех – это исключительная удача (с самого запуска некоторые системы аппарата работают на запасных комплектах), а платформа «Навигатор» была разработана еще до развала отрасли.
За последние 17,5 лет мы видели множество проектов: «Ангару-А3», «Союз-2.3», «Русь-М», «Союз-7» (изначально – «Союз-5», но название уступили), «Протон-Л», «Протон-Средний», корабли «Клипер» в нескольких вариантах, короткоживущую идею российско-европейского пилотируемого корабля и, конечно, Перспективный транспортный корабль нового поколения, переименованный в «Федерацию». Его летные испытания должны были начаться три года назад. Видели презентации автоматических межпланетных станций, которые полетят к Венере, Ганимеду, Фобосу (ох), Марсу и Солнцу.
И раз за разом я наблюдаю, как люди, недавно заинтересовавшиеся космонавтикой, всерьез обсуждают каждый новый проект Роскосмоса. Ведь он – не такой, как предыдущие. Он не будет закрыт или заморожен.
Будет. Если о чем и свидетельствует наш опыт, так это о том, что, без сомнений, Дмитрий Рогозин перейдет на новую работу раньше, чем будет сделан кислородно-метановый двигатель для «Союза-5». Или, правильнее сказать, в период его работы двигатель точно не будет создан. Как и сам «Союз-5», как и «Федерация», и лунный «Союз». Однако не надо думать, что проблема российской космонавтики – это Дмитрий Рогозин. Ее проблема заключается в том, что она, к сожалению, не способна развиваться. Она не может даже поддерживать существующий уровень из-за сохраняющегося дефицита средств.
Не нужно расстраиваться из-за того, что мы не увидим «Союз-5» с РД-171М, для которого даже была нарисована красивая белая картинка. Мы бы и так его не увидели. И ракету «Протон-Л» обещание Рогозина закрыть производство «Протонов» не убило: легкий «Протон» и так не имел шансов. Точно так же, не имеют шансов идеи, громогласно озвученные Рогозиным вчера в Москве.
Чего стоит ждать? Запуска космической обсерватории «Спектр-РГ». Вероятно, будет запуск совместной исследовательской миссии «Экзомарс-2020». Как минимум до начала 2020-х годов продолжатся полеты космонавтов на МКС.
А потом уже ничего не будет.