Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Около 12 гектаров леса горит в зоне отчуждения в Украине практически на границе с Беларусью. Чувствуют ли пожар жители близлежащих белорусских деревень и чем это грозит нашей стране?
Любой пожар в чернобыльской зоне опасен
С утра вторника, 5 июня, в зоне отчуждения и обязательного отселения на территории Украины горит лес на площади около 12 га. Пожар начался из-за возгорания сухой травы.
По состоянию на 18:00 пожар был локализован на площади около 2 га, сообщает Министерство по чрезвычайным ситуациям Украины. Открытого огня нет, наблюдается тление лесной подстилки, травы, поваленных деревьев и пеньков. Пожар тушат 150 человек, задействовано 35 единиц техники, в том числе самолеты и вертолет.
Прилегаемый к Чернобыльской АЭС так называемый Рыжий лес занимает площадь около 202 квадратных километров. Считается, что именно этот лес принял на себя наибольшую долю выбросов радионуклидов после аварии на атомной станции. Многие деревья погибли, некоторые окрасились в буро-красный цвет, позже во время дезактивации значительную часть леса уничтожили и захоронили. Теперь на этом месте лес восстанавливается естественным образом.
Украинские СМИ со ссылкой на спасателей утверждают, что ветер на месте пожара юго-восточный, распространение продуктов горения в сторону Киева не наблюдается.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что ситуация с пожаром находится под контролем. Глава украинского правительства подчеркнул, что специальные службы применяют все необходимые средства. Он призвал граждан не волноваться.
Однако волноваться есть от чего, потому что любой пожар в зоне отчуждения представляет серьезную угрозу, отметил в комментарии для Naviny.by бывший ответственный секретарь Комиссии по расследованию причин Чернобыльской аварии Верховного Совета СССР, кандидат технических наук Юрий Воронежцев.
Проблема в том, что полностью обеззаразить деревья и лесную подстилку в зоне невозможно, и они сами по себе являются источником радиоактивной опасности, так как накопили много радиации, которая при пожаре попадает в воздух, поднимается на несколько километров и переносится на большие расстояния.
«Ветер дует не в нашу сторону»
В деревнях, расположенных недалеко от границы с Украиной, о пожаре в Рыжем лесу знают, но видели только дым.
Председатель Новоиолченского сельсовета (Брагинский район, Гомельская область) Валентина Свисловская сказала Naviny.by, что во вторник со стороны Рыжего леса был виден дым, но запаха не было: «Я думала, у нас что-то горит, но потом специалист из Полесского заповедника сообщил, что это в Украине и что фон не изменился».
Какой теперь фон в Новой Иолче, относящейся к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, Валентина Свисловская не знает:
«Главное, ветер не в нашу сторону. У нас все нормально, люди работают на огородах, собирают ягоды и грибы. Проблема только, что дождя нет. В Красном есть пункт радиационного контроля, кто хочет — проверяет. У кого дети, внуки, те проверяют. Страха радиации у нас нет, живем спокойно и работаем».
Спокойны местные жители и в деревне Березки Брагинского района, которая находится недалеко от границы.
«Мы живем возле леса, Украина рядом. У нас про пожар ничего не слышно, не видно ни дыма, ни огня. Бывал запах в прошлые годы, так это горели торфяники, не лес», — рассказал Naviny.by березкинский пенсионер.
Первый заместитель директора Полесского государственного заповедника Геннадий Гапоненко заверил Naviny.by, что 5 июня вечером радиационный фон на входе в заповедник был такой же, как и несколько дней назад — 0,47 мЗв.
«У нас ситуация под контролем, радиационный фон не превышен. На нашей территории не горит ничего. Мы наблюдаем с вышек, расположенных по периметру, город Припять и прилегающий к нему лес. Мы вместе с МЧС ведем профилактическую работу среди населения, сотрудничаем с местной властью. Сейчас нет повода для беспокойства», — отметил Гапоненко.
На замечание о том, что ветром мы не можем управлять, он сказал: «Ветер дует, слава богу, не в нашу, а в их сторону».
Радиационный фон в Беларуси не изменился
Слова специалиста подтверждают и сообщения МЧС, суть которых в том, что радиационный фон на территории Беларуси из-за пожара вблизи Чернобыльской АЭС не изменился, ветровая обстановка в южных регионах страны не способствует переносу воздушных масс на территорию Беларуси.
Однако, считает Юрий Воронежцев, самоуспокаиваться не стоит, «лучше быть настороже». Прежде всего потому, что в украинской части Чернобыльской зоны пожары случаются периодически. Так, в апреле 2015 года произошел один из крупнейших пожаров, когда пламя охватило территорию около 400 гектаров, в 2016 году сильный пожар был вблизи города Припять.
«В Беларуси не все идеально, но у нас все же следят за пожарной безопасностью внимательно, быстро реагируют на возгорания, чего не скажешь об Украине, где есть дефицит средств на эти нужды», — сказал Воронежцев.
Поэтому нам необходимо надеяться не только на то, что ветер будет дуть не в нашу сторону, но и быть готовыми к другому сценарию.