Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-06-21 05:38

Горный Алтай 2016. Часть 8. Что общего у УАЗика со слоном?

Планета Земля

Среда, 29.06.2016. С раннего утра Светлана начала проявлять несвойственную ей в это время суток активность (в реальности она – жуткая «сова»). Это выглядело довольно подозрительным, и вскоре мои подозрения оправдались.

Содержание:
(Катунь, кордон Кур-Кечу)
(Чуя, Мажойский каскад, Гейзерное озеро)
(Чаган-Узун и Аккол)
(ледник Софийский)
(Кош-Агач и долина Кызыл-Чин)
(ручей Аккая)
(Чаган-Узун, Курай)
Часть 8. Что общего у УАЗика со слоном (ледник Малый Актру)
(так и есть)
(Белый Бом)

Оказывается, прекрасно помня о нашем 11-часовом походе на Софийский ледник, Светлана всеми силам пыталась избежать его повторения. Поэтому выяснила все об автомобильной заброске в альплагерь и даже договорилась с УАЗиком (за 6 тыс.), и даже нашла попутчиков (что снизило цену до 3 тыс.) – ни в чем не повинную пару (Света и Вадим), тоже из Новосибирска. Пятым попутчиком стал альпинист, который ехал только в одну сторону, и уже не в первый раз. Он расположился впереди, а мы вчетвером утеснились сзади, благо, что все были нетолстые.

Почти сразу от моста через Чую и до самого брода через Тюте тянулась гигантская рябь течения. Здесь, в отличие от Яломана, термин соответствовал действительности – езда по ряби напоминала упрощенный вариант американских горок. Но тут ситуация оказалась обратной – рябь была слишком большая, чтобы ее фотографировать вблизи. Требовалось забраться куда-нибудь повыше и подальше, чтобы снимать со стороны и сверху. Но такой возможности не было, маршрут нашей заброски отклонений по пути не предусматривал. В итоге, ни с одного из полей гигантской ряби течения подтверждающих фотографий у нас нет. Смешно, конечно: то они для меня слишком маленькие, то наоборот, слишком большие…

Перед самой Перевалкой дорога стала очень каменистой, и попутчица Света спросила, когда это закончится. На что сидевший впереди альпинист со смехом сказал, что еще ничего и не начиналось. На Перевалке УАЗик пошел вброд через речку Актру. Из кабины это напоминало съемки с соревнований внедорожников. Дальше хороших дорог не было. Вернее, не было вообще никаких дорог, потому что назвать то, по чему мы ехали, дорогой, язык не поворачивался. Камни, камни и снова камни, большие, малые, очень большие – они шли непрерывно.

УАЗик переваливался на них слева-направо и вверх-вниз. Попутчица Света объявила, что наша машина не едет, а шагает колесами, а также сравнила эти ощущения с ездой на слоне. На слонах мы пока не ездили, но мне почему-то представляется, что трясти на них должно все же меньше. Попытка снять «дорогу» из кабины привела к тому, что фотоаппарат просто прыгал в руках с уровня сидений до потолка и обратно. И такая «езда» продолжалась 8 километров — более часа.

Наконец, слегка оглушенные, мы выгрузились в альплагере. Договорились с водителем, во сколько встречаемся. Попутчики планировали сходить только к леднику Малый Актру, мы же хотели взглянуть и на Большой.

Скалы у альплагеря

Глыбовый развал у альплагеря

Над лагерем господствовала черная скала Караташ. Впрочем, не только над лагерем, над всей долиной Актру вообще. Куда ни кинешь взгляд, он обязательно за нее зацепится. Ее очень характерный зазубренный профиль ни с какой другой горой ни спутаешь. На ее вершине находится небольшой висячий ледник, получивший название Троновы штаны (Михаил Тронов – профессор Томского университета, гляциолог, исследовавший все здешние ледники).

Гора Караташ

За небольшим леском показался моренный вал. Поднявшись на морену мы обнаружили, что отсюда открывается прекрасный вид и на Малый, и на Большие ледники Актру. Мы сразу решили, что нет смысла делать специальный выход к Большому (все равно вплотную к нему подойти не успеем, а видно его и отсюда хорошо), а лучше не спеша прогуляться к Малому. Тропа шла по гребню моренного вала, можно было уже рассмотреть и ледник впереди.

По левую руку от нас появился водопад. Его ручей берет начало от другого ледника, называемого Водопадным. Водопад низвергался почти с самого верха склона хребта, разделялся на три потока, потом ниже снова собирался воедино. Он был шумным и веселым.

От водопада мы двинулись дальше по тропе, любуясь открывающимися видами. Но в какой-то момент тропа стала вести себя странно – полезла круто вверх по осыпи, на которой Светлана чуть не застряла на середине, но совместными усилиями мы выбрались наверх. Тут нас догнали попутчики, которые шли по нашим следам. Вверху тоже была тропа, но Вадим, пройдя по ней, объявил, что дальше она обрывается.

Последние метры нормальной тропы

Ледник совсем близко, но попутчики останавливаются – дальше тропы нет

Мы совместно пришли к выводу, что пошли явно не по той тропе, как бы замечательно она не выглядела вначале. Решили спускаться вниз. Съехали по довольно крутой осыпи, осторожно ставя ноги.

Внизу появилась тропа, ведущая в нужном направлении, и мы двинулись по ней. Но тут попутчики углядели возвращавшуюся с ледника группу, которая шла вообще по самому низу, вдоль берега ручья, вытекающего из-под Малого Актру. Осознав, что мы по-прежнему идем не там, где все нормальные люди, начали спускаться еще ниже.

Пока спускались, я решил, что следует идти по правому берегу ручья, чтобы оказаться ближе к леднику, но попутчики решили идти по левому. Мы спустились к ручью в том месте, где он нырял под лед, засыпанный щебнем, чтобы через десяток метров вынырнуть снова. Светлана попыталась остаться на правом берегу, но щебенка под ее ногами поехала по наклонному льду. В итоге жена отказалась от идеи правого берега и перешла на левый, к нашим попутчикам. Я же сумел проскочить скользкий участок и теперь шел по правому. Ручей постепенно расширялся, перепрыгнуть его было уже нереально. Так мы и шли по разные стороны. У Светланы в рюкзаке был термос с чаем, у меня – хлеб и колбаса.

Ручей Малый Актру

Дальнейшее наше общение напоминало дуэт из какой-нибудь оперетты: диалог двух влюбленных, разделенных пропастью (вообще-то, между было всего метра два, но ручей ревел так, что приходилось орать). «Милая, мы не сможем соединиться, давай я переброшу тебе колбасу, чтобы ты смогла поесть». «Нет, милый, я не буду есть колбасу без тебя, я дождусь твоего возвращения во-он на том камушке весом в две-три тонны». Хорошо, что за шумом воды никто не слышал…

Нижний край ледника

Светлана и попутчики смогли добраться по левому берегу до большого отполированного водой камня, лежащего у нижней части ледника. Я же прошел по правому до начала ледника и немного поднялся по его краю вверх. По леднику тоже текли ручьи, вызывая маленькие камнепады на поверхностной морене. Вверху был виден участок ледопада. Нижняя часть ледника была в трещинах.

Поверхностная морена Малого Актру

Исток ручья Малого Актру

Пока я разглядывал ледник вблизи, остальные закончили выбор подходящего камня для обеда. И когда я нашел место для переправы и присоединился к остальным, они уже возлежали на гладком полосатом камне. Мы пообедали, лениво разглядывая окрестности. Солнце пригревало все сильнее, вода в ручье начала прибывать. По моей стороне камня потекли струйки воды, и я объявил, что это намек на возвращение.

«Обеденный» камень

Двинулись в обратный путь. В некоторых местах ручей, делившийся на рукава, размывал прежние отложения, от которых оставался лишь узкий «гребешок». Но в целом долина ручья Малого Актру предпочитала «крупные формы».

Малый Актру приносил сверху совсем другие породы, чем Софийский ледник – многие камни были «тигровой» окраски – коричневатые полоски в черной породе.

Вниз по долине ручья

Прошли вдоль ручья по нижней тропе до мостика через Актру (два бревна и трос для руки). В этом месте сливались сразу три потока – сама река Актру, ручей с Малого Актру и ручей с водопада. Место было шумное и красивое. Отсюда можно было снова окинуть взглядом долину и ледники. Вид незабываемый!

Ледники Большого Актру и река Актру, текущая по морене

Они же, чуть ближе

Ледник Малый Актру

Ледопад ледника Малый Актру

Воодушевленные открывшимися за день картинами, мы вернулись к альплагерю, и терпеливо дожидавшийся нас УАЗик «зашагал» в обратный путь…