В начале года прошла первая авторская фотовыставка Юрия Будильникова «Жизнь после людей», публика оценила талант и особое видение фотографа. Это было в Краснодарском крае, городе Армавире. После Ю. Будильников посетил с выставкой другие уголки России и, наконец, приехал в город своего детства – Воркуту.
Все мы родом из детства. И, наверно, лучше понять человека поможет знакомство с его малой Родиной. Долгая зима закалила северян, приучила стойко переносить трудности, но воркутинцы очень доброжелательные и отзывчивые. В марте на юге появляются первоцветы, душа требует солнца. В Воркуте далеко до весны: ? 25 °C, бескрайние снежные просторы, белое безмолвие. Воркута находится в области вечной мерзлоты, и если вы давно мечтали увидеть северную природу, то нужно взять билет именно сюда.
Ю. Будильников не один раз подчеркивал, что особый интерес к заброшенным объектам возник у него впервые именно в Воркуте. Знакомство с окрестностями города проливает свет на причины такого увлечения фотографа.
Поселок Цементнозаводский располагается в 18 км к северо-востоку от Воркуты. Сейчас в нем много оставленных домов, а еще заброшенная школа. Как и в других опустелых зданиях, в ней царит своя атмосфера напряженного ожидания. Снег проник в ветхие окна, сделав обстановку уютнее, да это и не снег вовсе – достаточно слегка прищурить глаза – огромным белым покрывалом чья-то заботливая рука укрыла все вокруг. Закрываю глаза и вслушиваюсь в густую тишину этого места, вот-вот должен раздаться звонок. Сейчас, с минуты на минуту настежь распахнутся двери, и детские голоса наполнят жизнью школьные коридоры. Но тишина. Еще подождем.
В спортивном зале настенное панно хранит по-прежнему яркие краски, обычный советский школьник словно зовет: «Давайте играть в мяч!» Надпись в столовой: «Приятного аппетита!» В одном из классов на бледно-голубой парте осталась забытая кем-то книга, учебник русского языка… Это место не вызывает негатива, и дело не только в том, что здесь можно уловить эстетику постапокалиптического будущего, в котором лишь детали смогут навеять гнетущее чувство тоски, главное здесь – память. И самобытность нашей культуры и истории.
Поселок Воргашо?р (с ненецкого языка переводится как «ручей у оленьей тропы») имеет очень интересную достопримечательность – недостроенный детский сад. Если долго всматриваться, то можно разбудить в себе внутреннего ребенка, а он непременно воскликнет: «Смотрите, а ведь это живая иллюстрация к сказкам Ганса Христиана Андерсена…» И, конечно, он будет прав. Все эти окошки, башенки, есть даже флажки. Значительных размеров пряничный домик утопает в снегу.
Тундра вдохновляюще хороша. Для фотографа особая удача – увековечить на снимках ее обитателей: песца, зайца и белых куропаток. Искристо-белый окрас шерсти животного и оперения птиц усложняет задачу, но никакие трудности не остановят: ни мороз, ни долгие часы ожидания. В запасе валенки, горячий чай и вера в чудо.
Много впечатлений подарил один день жизни фотографа, основной вывод таков – прекрасное всюду! Чтобы в этом убедиться, достаточно присмотреться к деталям: встретить первые лучи солнца, уловить особый цвет утра на своих руках, прислушаться к просыпающейся земле, понять смысл акварельных зарисовок майского дождя, постигнуть геометрию тающей снежинки, иными словами, увидеть мир в частице песка (это рекомендовал поэт и художник У. Блейк).
Ценность творческого метода Ю. Будильникова состоит в том, что он, работая над фотопроектом «Жизнь после людей», старается провести параллель между прошлым, настоящим и будущим, показывая зрителям последствия, к которым приводит халатное отношение к окружающему миру. Но вместе с тем «Жизнь после людей» повествует не об обреченности, а, напротив, о возрождении. Автор бережно подбирает доказательства того, что природа имеет свои механизмы поглощения и регенерации. На снимках Ю. Будильникова изображена победа жизни над разрушением, унынием и смертью.
С уважением и любовью к своей малой Родине: Юрий Будильников
Источник: vk.com