Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-05-03 12:11

Образ Солнца в мифологии степных народов

Многие исследователи реконструируют существовавший в различных древних культурах культ Солнца (солярный культ) и особое почитание самого Солнца и солнечного божества. Существуют предположения о существовании такого культа и у степного населения бронзового века, к которому относится, в том числе, широко известное поселение Аркаим и целый ряд археологических памятников аркаимского, или синташтинско-петровского, типа. В качестве свидетельств функционирования солярного культа в аркаимской культуре при этом рассматривают ряд геометрических символов, встречающихся на керамических сосудах и, изредка, на бронзовых украшениях. В первую очередь, это концентрические круги, вписанный в круг крест и широко известная свастика. Однако следует отметить, что все эти символы встречаются на предметах материальной культуры аркаимского населения довольно редко, а символ свастики имеет в древних индоевропейских культурах очень широкий спектр значение, и у нас нет оснований связывать его только с образом солнца. Отступая от темы, важно сказать также, что свастика имела в древних культурах совсем другой смысл, чем приобрела сегодня после ее использования германскими нацистами.

Вообще наши знания о мифо-ритуальных системах языческого населения степной эпохи бронзы крайне ограничены. Достоверные письменные источники для этого периода и региона отсутствуют, а обнаруживаемые археологами материальные свидетельства совершавшихся обрядов очень сложно «расшифровать» – мы видим, что ритуальные практики в этих обществах были весьма разнообразны, но можем только догадываться о том, в рамках каких конкретно представлений они осуществлялись.

Значительно больше мы знаем о мифологии более поздних степных народов – ираноязычных кочевников раннего железного века и тюрко- и монголо-язычных кочевников средневековья. Они активно контактировали с представителями уже освоивших к тому времени письменность оседлых цивилизаций, поэтому мы можем сравнивать археологические находки с сохранившимися письменными свидетельствами греческих, арабских, персидских и китайских авторов. При этом для достоверного изучения мифа и ритуала поздних кочевников значительные возможности представляет также этнография, строящаяся на непосредственном общении исследователя с представителями современных ему народов.

О почитании Солнца у одного из степных индоиранских народов – у массагетов, пишет древнегреческий автор Геродот, известный как «отец истории»: «единственный бог, которого они почитают, — это Солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете».

Однако большинство имеющихся у нас свидетельств говорят о том, что и ранние, и поздние кочевники почитали Солнце не само по себе, а как проявление сакральной силы священного Неба. Так, по греческим источникам мы знаем, что центральным божеством скифского культа был Папай. Ряд занимающихся скифской культурой специалистов считают возможным напрямую сопоставлять Папая с почитанием мужского и небесного начала.

Целостный образ священного Неба хорошо известен в древних культурах тюрко-монгольских народов. Имеются свидетельства широкого распространения культа Неба – «Тенгри» у кочевых народов Центральной Азии: хунну, ухуань, сяньби, еще до возникновения тюркских каганатов и монгольской империи. В языке хунну засвидетельствовано слово «Чекл» – Небо, вероятно, являющееся более ранней формой тюркского и монгольского Тенгри. О почитании хунну Неба свидетельствует целый ряд китайских источников.

Культуру древних тюрок мы представляем себе относительно хорошо начиная с VI века. В системе их мировоззрения центральное место занимает Тенгри – Небо. В древнетюркских орхоно-енисейских надписях «Голубое Небо» названо «крышей над миром», где ежегодно рождаются Солнце и Луна. Небо мыслилось как распоряжающееся всем в мире, в том числе – судьбами людей.

Известная нам древнетюркская культура связана с возникновением и развитием тюркских каганатов – огромных степных империй со своей системой военной аристократии. В военно-политической элите этих империй формируется культ Тенгри как начала государственной власти, владыки тюркских каганов. Анализ древнетюркских рунических надписей показывает, что священное Небо занимало высшее место в сакральной иерархии древних тюрок. Оно мыслилось как создатель мира и покровитель всей жизни.

Средневековые источники свидетельствуют о том, что Тенгри почитали и монголы. Небо мыслилось ими как несотворенное начало – создатель всего сущего, определяющее судьбу человека. В период монгольской империи, как и в эпоху тюркских каганатов, культ Тенгри приобретает военно-политический характер; Небо начинает рассматриваться как санкционирующее государственную власть. В описывающем биографию Чингисхана монгольском «Сокровенном сказании» говорится о «Вечном синем Небе», которое умножает силу и мощь, оказывает помощь, открывает двери и пути. Небо воспринималось также как враг лжи и предательства.

Имя верховного бога в поздних монгольских источниках – Хормуста, вероятно, связано с зороастрийской традицией (среднеперсидское Ормузд – авестийское Ахура-Мазда). Но образ божества Хана Монхе-Тенгри (Хан Вечное синее Небо) или Эрхету-Тенгри (Могущественное Небо) сохранился в монгольском шаманизме. В поздних монгольских источниках упоминается, что «судьба – это свободная воля Неба».

Происходившие на небесном своде события в языческой мифологии кочевников рассматривались как проявления священной сущности Неба. Так, особым почитанием у древних тюрок пользовалось рождающееся солнце. Двери шатра правителя – кагана всегда были открыты на восток. Особое значение образа восходящего солнца и восточной стороны мира сохраняется и в более поздних степных культурах.

Федор Петров, Заповедник «Аркаим»


Источник: m.vk.com