Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Многие исследователи реконструируют существовавший в различных древних культурах культ Солнца (солярный культ) и особое почитание самого Солнца и солнечного божества. Существуют предположения о существовании такого культа и у степного населения бронзового века, к которому относится, в том числе, широко известное поселение Аркаим и целый ряд археологических памятников аркаимского, или синташтинско-петровского, типа. В качестве свидетельств функционирования солярного культа в аркаимской культуре при этом рассматривают ряд геометрических символов, встречающихся на керамических сосудах и, изредка, на бронзовых украшениях. В первую очередь, это концентрические круги, вписанный в круг крест и широко известная свастика. Однако следует отметить, что все эти символы встречаются на предметах материальной культуры аркаимского населения довольно редко, а символ свастики имеет в древних индоевропейских культурах очень широкий спектр значение, и у нас нет оснований связывать его только с образом солнца. Отступая от темы, важно сказать также, что свастика имела в древних культурах совсем другой смысл, чем приобрела сегодня после ее использования германскими нацистами.
Вообще наши знания о мифо-ритуальных системах языческого населения степной эпохи бронзы крайне ограничены. Достоверные письменные источники для этого периода и региона отсутствуют, а обнаруживаемые археологами материальные свидетельства совершавшихся обрядов очень сложно «расшифровать» – мы видим, что ритуальные практики в этих обществах были весьма разнообразны, но можем только догадываться о том, в рамках каких конкретно представлений они осуществлялись.
Значительно больше мы знаем о мифологии более поздних степных народов – ираноязычных кочевников раннего железного века и тюрко- и монголо-язычных кочевников средневековья. Они активно контактировали с представителями уже освоивших к тому времени письменность оседлых цивилизаций, поэтому мы можем сравнивать археологические находки с сохранившимися письменными свидетельствами греческих, арабских, персидских и китайских авторов. При этом для достоверного изучения мифа и ритуала поздних кочевников значительные возможности представляет также этнография, строящаяся на непосредственном общении исследователя с представителями современных ему народов.
О почитании Солнца у одного из степных индоиранских народов – у массагетов, пишет древнегреческий автор Геродот, известный как «отец истории»: «единственный бог, которого они почитают, — это Солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете».
Однако большинство имеющихся у нас свидетельств говорят о том, что и ранние, и поздние кочевники почитали Солнце не само по себе, а как проявление сакральной силы священного Неба. Так, по греческим источникам мы знаем, что центральным божеством скифского культа был Папай. Ряд занимающихся скифской культурой специалистов считают возможным напрямую сопоставлять Папая с почитанием мужского и небесного начала.
Целостный образ священного Неба хорошо известен в древних культурах тюрко-монгольских народов. Имеются свидетельства широкого распространения культа Неба – «Тенгри» у кочевых народов Центральной Азии: хунну, ухуань, сяньби, еще до возникновения тюркских каганатов и монгольской империи. В языке хунну засвидетельствовано слово «Чекл» – Небо, вероятно, являющееся более ранней формой тюркского и монгольского Тенгри. О почитании хунну Неба свидетельствует целый ряд китайских источников.
Культуру древних тюрок мы представляем себе относительно хорошо начиная с VI века. В системе их мировоззрения центральное место занимает Тенгри – Небо. В древнетюркских орхоно-енисейских надписях «Голубое Небо» названо «крышей над миром», где ежегодно рождаются Солнце и Луна. Небо мыслилось как распоряжающееся всем в мире, в том числе – судьбами людей.
Известная нам древнетюркская культура связана с возникновением и развитием тюркских каганатов – огромных степных империй со своей системой военной аристократии. В военно-политической элите этих империй формируется культ Тенгри как начала государственной власти, владыки тюркских каганов. Анализ древнетюркских рунических надписей показывает, что священное Небо занимало высшее место в сакральной иерархии древних тюрок. Оно мыслилось как создатель мира и покровитель всей жизни.
Средневековые источники свидетельствуют о том, что Тенгри почитали и монголы. Небо мыслилось ими как несотворенное начало – создатель всего сущего, определяющее судьбу человека. В период монгольской империи, как и в эпоху тюркских каганатов, культ Тенгри приобретает военно-политический характер; Небо начинает рассматриваться как санкционирующее государственную власть. В описывающем биографию Чингисхана монгольском «Сокровенном сказании» говорится о «Вечном синем Небе», которое умножает силу и мощь, оказывает помощь, открывает двери и пути. Небо воспринималось также как враг лжи и предательства.
Имя верховного бога в поздних монгольских источниках – Хормуста, вероятно, связано с зороастрийской традицией (среднеперсидское Ормузд – авестийское Ахура-Мазда). Но образ божества Хана Монхе-Тенгри (Хан Вечное синее Небо) или Эрхету-Тенгри (Могущественное Небо) сохранился в монгольском шаманизме. В поздних монгольских источниках упоминается, что «судьба – это свободная воля Неба».
Происходившие на небесном своде события в языческой мифологии кочевников рассматривались как проявления священной сущности Неба. Так, особым почитанием у древних тюрок пользовалось рождающееся солнце. Двери шатра правителя – кагана всегда были открыты на восток. Особое значение образа восходящего солнца и восточной стороны мира сохраняется и в более поздних степных культурах.