Неразгаданная тайна письменности жителей острова Пасхи
Из всех таинственных мест, которые действительно существуют на земле, едва ли не самым таинственным является клочок земли в Тихом океане на 27-м градусе южной широты, к которому 7 апреля 1722 года подошли корабли голландского адмирала Якоба Роггевена
Странные рисунки
Туземец, первым поднявшийся на борт флагманского корабля «Аделаар», простер руки в сторону острова и произнес: «Те-Пито-о-те-Хенуа» – «Пуп Земли». А вообще туземцы называли этот остров Рапа-Нуи. Голландцы же, в честь праздника воскресения Господня, в первый день которого они ступили на берег, назвали его островом Пасхи.
Причем голландцев изумило то, что «среди островитян, поднявшихся на борт корабля, один был совершенно белый».
Вторая странность – «туземцы рисуют на теле всевозможных птиц и зверей, один рисунок совершеннее другого». А странность в том, что птицы и звери эти на острове не водились. «Там обитали только крысы и мелкие ящерицы».
И самое поразительное – на краю света, на высоком скалистом берегу, стояли гигантские каменные изваяния – «стражи острова».
Голландцы пробыли на острове Пасхи всего один день, и было им не до разгадки тайн.
Почти полвека остров не посещал никто из европейцев, и только в 1770 году к его берегам подошли два испанских корабля – «Сан Лоренсо» и «Санта Розалия». Нет, не разгадывать тайны приплыл из Перу дон Фелипе Гонсалес де Хаэдо, а прибрать добро к рукам – присоединить остров к владениям испанской короны.
– Стреляя в них (то есть в туземцев), мы, к сожалению, многих убили, в том числе и первого гостя, поднявшегося к нам на борт, – записал в своем рапорте капитан Фелипе Гонсалес.
Испанцы простояли на острове шесть дней и тщательно обследовали свои владения. Их поразило не только мастерство безвестных художников, для которых холстом служило тело, но и какой-то тайный смысл рисунков.
– Все пятнышки, все линии расположены совершенно правильно, – пишет капитан Гонсалес.
Испанцы составили даже маленький словарь рапануйского языка. И когда спустя годы этот словарь попал в руки ученых, они, к великому удивлению, обнаружили, что многих слов, записанных испанцами, нет ни в одном из полинезийских диалектов. Значит, существовал какой-то особый, древний рапануйский язык, на котором говорили только обитатели острова Пасхи.
И вот корабли готовятся к отплытию. Испанцы уже составили акт о присоединении острова – на карте он именуется Сан-Карлос. Вожди под текстом вывели какие-то странные знаки. Как татуировка на теле! Как рисунки на скалах! Значит ли это, что на острове существует письменность?!
Мрачный остров
«Только крайняя необходимость может заставить зайти на этот остров» – эти мрачные слова произнес Джеймс Кук, высадившийся на Рапа-Нуи всего через четыре года после испанцев. Плантации заброшены, хижины сожжены, каменные изваяния повержены на землю. На острове осталось всего шестьсот человек.
Что случилось с некогда цветущим островом?
Предания острова говорят о том, что на Пасхе начинались священные войны Хури-моаи, опустошавшие хижины.
«Нужда заставила островитян извлечь из тайников священные вещи, которые прежде белым пришельцам не показывали», – отмечает натуралист Форстер, участник экспедиции Кука. «Особенно ценились фигурки моаи кавакава, вырезанные из дерева торомиро, которые изображали людей. Нам не удалось выяснить назначение этих фигурок».
Причем англичане заметили, что «пасхальцы исчезали под землей, пользуясь потаенными ходами среди каменных груд… Островитяне ни за что не хотели пускать нас в такие места».
Какие еще тайны хранил остров?
Работорговцы
После экспедиции Джеймса Кука корабли на таинственный остров заходили все чаще. Два французских фрегата под командованием Лаперуза подошли к его берегам в 1786 году. «Многие из гигантских статуй лежали на земле», – пишет Лаперуз.
В 1804 году побывал на острове и русский корабль «Нева» под командованием Юрия Лисянского. Им была собрана замечательная коллекция пасхальских фигурок, которую передали в Петербургскую кунсткамеру.
Проклятьем для острова стал 1862 год. Корабли работорговцев из Перу совершили набег. Сотни островитян были захвачены в плен и увезены на плантации Южной Америки. Среди пленников были последний король острова и все маори – пасхальские ученые. Боясь новых набегов, островитяне спрятались под землю, но и тут настигла их беда – смертельная оспа…
Спрятанные сокровища
«Страшно глядеть на этих людей. Они ведут себя угрожающе, вооружены копьями». Такими увидел островитян послушник Братства Святых Сердец Иисуса и Марии Эжен Эйро. Он ступил на эту землю, чтобы «спасти души несчастных светом Веры Христовой».
Эжен Эйро стал первым европейцем, почти год прожившим на острове Пасхи, и первым, кто обнаружил на острове знаки кохау ронгоронго.
«Во всех домах можно найти деревянные дощечки, покрытые разного рода иероглифическими знаками: это изображения животных, неизвестных на острове, которых туземцы вырезают при помощи острых камней» – это строки из письма, которое брат Эжен Эйро написал верховному генералу братства.
Эжен Эйро был первым, кто понял, что эти дощечки из темного дерева торомиро со странными знаками – величайшая ценность, древняя письменность острова Пасхи: «Я склоняюсь к мысли о том, что буквы – остатки примитивной письменности».
Увы, вскоре Эйро умер от туберкулеза, «дело его жизни стало причиной его смерти». Однако самое удивительное в этой истории то, что, по словам Эйро, письмена можно было найти в каждом доме, а уже через несколько лет они почти полностью исчезли.
Местный епископ Тепано Жоссан, поняв величайшее значение этих дощечек, повелел отыскать и сохранить все, что возможно найти. Однако миссионерам, которые пришли вслед за Эженом Эйро, удалось найти лишь пять дощечек.
«Куда девались многочисленные дощечки, которые видел брат Эйро? – вопрошает патер Себастьян, обосновавшийся на острове. – Скорее всего, их спрятали в подземных тайниках».
Необъяснимое сходство
Что же было изображено на этих дощечках из темного дерева?
Крылатые птицечеловеки, двуногие твари, крючки, спирали, ящерицы, лягушки, черепахи, рыбы, осьминоги – знаки гравировали на поверхности дощечки (кохау) осколком обсидиана или острым акульим зубом. Текст начинался в нижнем левом углу дощечки, и знаки шли сплошной чередой слева направо. Дойдя до конца дощечки, резчик переворачивал ее «вверх ногами» и продолжал вырезать знаки слева направо. И так строка за строкой, пока хватало места.
Знатокам древней письменности знакома эта система записи текста, называется она «перевернутый бустрофедон».
Первые собиратели и исследователи кохау ронгоронго, миссионеры, сразу же обратили внимание на сходство письменности острова Пасхи с иероглификой египтян. Но пасхальцы, которые еще оставались на острове, уже не могли объяснить смысл знаков.
Связующая нить
Почему же возник такой интерес у европейцев к письменности острова, затерянного в пустыне океана? Да потому, что, как писал его преосвященство епископ Жоссан, «это первый след письменности, которую встретили на островах Океании». Мало того что знаки кохау ронгоронго были похожи на египетские иероглифы, по материалу, на который были нанесены (дерево), они восходили к письменности жителей Малой Азии – хеттов. А по системе записи – перевернутому бустрофедону – к письменности Южной Америки, возникшей в горных районах Анд.
Потрясающее сходство
Начало XX века ознаменовалось подлинной сенсацией в археологии. В Южной Индии, у города Хараппа, был раскопан огромный холм, скрывавший развалины древнего поселения. «Двадцать пять лет раскопок сделали историю Индии на две тысячи лет богаче», – сообщали ученые. В раскопах были обнаружены печати с изображениями животных и загадочными знаками неизвестного письма.
Венгерский лингвист фон Хевеши провел тщательный анализ письменностей Южной Индии и острова Пасхи и сделал во Французской академии потрясший всех ученых доклад – более сотни, а точнее 175, знаков кохау ронгоронго и иероглифов Индостана полностью совпадают! Письменность, еще существовавшая на острове Пасхи в середине XIX века, и письменность, процветавшая в долине Инда за 2500 лет до нашей эры. Пропасть в 4500 лет! Но совпадение, по-видимому, не случайное!..
Однако тайна этого странного языка до сих пор так и не раскрыта, и, по всей вероятности, вряд ли когда-нибудь откроется. Данные о нем слишком скудны.
P.S.
Долгое время остров Пасхи был в ведении военно-морских сил Республики Чили, здесь была чилийская военно-морская база. В 1965 году остров Пасхи стал муниципальной территорией столицы республики Сантьяго.
Потомки создателей самобытной культуры, резчиков моаи живут ныне в деревне Ханга-Роа, которая представляет собой полинезийский тип резерваций. Выйти из Ханга-Роа рапануец может, лишь получив специальный пропуск.
Кстати, письмена древних жителей острова Пасхи найдены и на каменных изваяниях.