В дальнейшем ЛН - представляет собой узкую зону с грозами, ливневыми осадками, шквалами, ростом давления и падением температуры, близкая по свойствам к холодному фронту, но являющаяся локальным и недолговременным результатом грозовой деятельности. Обычно возникает впереди холодного фронта. Период существования линии неустойчивости составляет всего несколько часов. На приземных картах ЛН обозначаются чёрной тонкой линией, либо "ёлочкой". На картах московского и минского анализа ошибочно проводят фронт окклюзии (с физической точки зрения никакой окклюзии, т.е. смыкания фронтов в пределах линии неустойчивости не происходит).
На спутниковых снимках ЛН заметна по грядам ярких мультиячейковых кучево-дождевых (Cb) облаков с грозами, ливнями и шквалами, формирующиеся в тёплом секторе циклона (на расстояниях примерно 100-400 км перед холодным фронтом), чаще всего в дневное время суток (но могут быть и вечером, ночью, реже всего утром). При прохождении линии неустойчивости через пункт наблюдения может создаться иллюзия прохождения холодного фронта. Развитие линии неустойчивости (ЛН) связано с внутримассовой конвекцией во влажной тёплой воздушной массе (чаще всего тропической или южной умеренной).
В отличие от конвекции в малоградиентных барических полях, так называемых «барических болотах», и слабо выраженных антициклонах (когда мультиячейковые Cb очень разрозненны, находятся друг от друга на удалении 50-100 км и более, – что связано со слабыми ветрами в средней тропосфере), в теплом секторе циклона имеется устойчивый ведущий поток (по меньшей мере 40-50 км/ч) – именно он, по-видимому, стимулирует объединение Cb в гряды и образование ЛН – этаких «псевдофронтов», или, точнее сказать, мезофронтов. Заметим, что градиенты Т850 (градиенты температуры на уровне 850 гПа) при наличии ЛН малы, так что на самом деле о наличии фронта в данной точке речи быть не может – настоящий фронт приходит позже на несколько часов (от 2 до 12-18).
Совершенно ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие для появления ЛН – автоконвекция (наличие слоя с сухим воздухом, в котором происходит охлаждение воздуха за счет либо испарения облачных капель, либо выпадающих сверху осадков; при этом охлажденный воздух опускается и вытесняет влажный теплый, что приводит к усилению конвективного потока, к появлению еще большего числа капель в сухом воздухе и т.д. – конвекция как бы усиливает сама себя). Необходимость автоконвекции вызывает и специфичный дополнительный прогноз – прогноз возможности появления капель в сухом воздухе. Условие: Hконд. < Hсух.слоя – для так называемых первичных ЛН, или выпадение осадков из ранее развивающихся облаков в сухой слой – вторичные ЛН.
В зависимости от условий формирования, а также географической местности, можно выделить следующие типы линий неустойчивости:
ЛН в тёплом секторе циклона – наиболее распространённый вариант конвергенции, который чаще всего встречается в летний период. ЛН в малоградиентном барическом поле (барическом болоте). Внутримассовые грозы, которые формируются в гряды или линии, видимые со спутника. Бризовые ЛН – наблюдаются в прибрежной зоне крупных озёр, водохранилищ, морей; проявляются в виде бризовой конвекции. ЛН за холодными фронтами и окклюзиями – гряды конвективной облачности, обычно быстросмещающейся, иногда можно спутать с вторичным ХФ. Орографические ЛН – конвективная облачность, возникающая в горных районах по причине вынужденной конвекции. ЛН в структуре тропических циклонов – гряды кучево-дождевой облачности (rain bands) в ураганах и тайфунах хорошо заметные по радару или спутнику. ЛН в пределах ВЗК (внутритропической зоне конвергенции), а также восточные волны в пассатном переносе, на которых часто зарождаются тропические циклоны.