Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В этом году исполнилось 50 лет с момента первых находок на месте раскопок на острове Санторини. Профессор Христос Думас, нынешний руководитель исследований – о дворцах-хранилищах, многоэтажных домах и линейном письме.
Фото: alamy/ vostock photo
Фреска с микенскими воинами на борту парусного судна с описанием «Флотилия Frieze» может указывать на то, что суда Фиры использовались и для нужд других народностей
Раскопки в поселении Акротири начали еще в 1870 году французские археологи. В 1939 году над этим проектом стал работать греческий археолог Спиридон Маринатос. Он выдвинул теорию о том, что гибель цивилизации на Крите вызвало цунами, спровоцированное извержением вулкана на Санторини в 1627 году до нашей эры. Эта теория нашла подтверждение?
Действительно, в 1939-м Маринатос впервые попытался связать гибель цивилизации на Крите и извержение вулкана на острове Фира, как мы называем Санторини. Чтобы доказать свою теорию, в 1967 году он начал раскопки около побережья, к югу от нынешнего поселения Акротири. Самые первые открытия, сделанные во время раскопок, были столь впечатляющими, что Маринатос быстро забыл о своей теории, главное, что его волновало, – раскопать и максимально сохранить найденный доисторический город. Находки также вызвали интерес ученых из других областей науки, в основном геологов и вулканологов, которые пытались понять феномен извержения вулкана Фира в бронзовом веке и оценить его последствия.
После 50 лет исследований были обнаружены доказательства того, что извержение вулкана Фира не привело к концу цивилизации в Эгейском море.
Христос Думас – профессор греческой археологии в Афинском университете. Родился в 1933 году. С 1960 по 1980 год занимал пост куратора Аттики и Северных Эгейских островов в Греческом обществе археологии. Заведовал раскопками и отвечал за организацию многочисленных выставок. Директор департамента античного мира и директор отдела консервации в Министерстве культуры Греции. С 1975 года возглавляет команду археологов в Акротири.
Во время раскопок не нашли костей людей, домашнего скота или ценные предметы. Значит ли это, что у населения древнего города было время покинуть остров и укрыться в безопасном месте между землетрясением и извержением вулкана?
Наши находки в Акротири говорят о том, что извержению предшествовало разрушительное землетрясение, которое значительно повредило здания. По словам вулканологов, обе катастрофы – землетрясение и извержение – произошли приблизительно за одну неделю. После землетрясения начались спасательные и восстановительные работы. Возле зданий мы нашли предметы мебели и емкости для хранения продуктов, куда их вынесли после извлечения из руин. Очевидно, люди намеревались вывезти их.
Эти находки дают возможность предположить, что даже если жертвы землетрясения и были, то их тела убрали спасательные команды, которые работали в поселении до начала извержения. Также очевидно, что никто не был погребен под слоем пепла, ведь сначала вулкан извергал небольшие куски пемзы, так что у жителей было время эвакуироваться. Я думаю, так как во время извержения дули западные ветры, логично предположить, что население переехало на западную оконечность острова, спасаясь от дыма, газов и продуктов извержения. Может быть, однажды тела жителей найдут погребенными где-нибудь в той местности.
Какая, по вашему мнению, самая ценная находка, сделанная в Акротири?
То, что ценно для археолога, не всегда самое впечатляющее. Например, мы нашли кокон, это очень ценно, поскольку говорит о возможном производстве чего-то, похожего на шелк. Также были найдены останки насекомых, о которых мы знаем, что они нетипичны для Фиры, но водились в восточном Средиземноморье. Для нас это ценные доказательства существования международной торговли, ведь насекомые, вероятно, были завезены на остров в грузах.
Это не означает, что впечатляющие находки менее значимы. Например, огромное количество настенной живописи, фресок – это бесценная информация не только об искусстве того времени, но и о его тематике, жанрах. На сегодня около 60 живописных композиций отреставрировано. И эти находки дают нам представление о том, как жили люди, что было модно, что они носили, какие у жителей Акротири были морально-этические ценности.
Принимая во внимание, что, как правило, от доисторических зданий ничего не остается кроме фундамента то, что в Акротири сохранились двух- и трехэтажные здания, свидетельствует о том, что мы до сих пор не знаем много ценной информации об архитектуре Бронзового века.
Как выглядел древний город? Неужели там были трехэтажные здания и даже канализация, и это в XVII веке до нашей эры?
Поселение более чем с 3000-летней историей было погребено под толстым слоем вулканических продуктов. Мы знаем, что оно возникло как небольшая деревня фермеров приблизительно в 4500 году до нашей эры. Благодаря стратегическому местоположению в Эгейском море жители очень быстро оказались вовлечены в морскую торговлю, так что к середине третьего тысячелетия до нашей эры поселение стало торговым узлом, связывающим север Эгейского моря, греческий материк, запад Малой Азии и Крит. Приблизительно в 2000 году до нашей эры морские торговцы кипрской медью продвинулись на восток Средиземного моря. С того времени Акротири эволюционировал в космополитический портовый город.
Во время среднего Бронзового века (2000-1650 до н.э) местное сообщество культивировало своего рода «буржуазный» менталитет, нашедший отражение в строительстве двухэтажных зданий, прокладке системы канализации и поощрении искусств, например, росписи ваз. Это развитие продолжалось во время раннего этапа Последнего Бронзового века (1650-1615 до н.э).
А можно сказать, что на Санторини были изобретены окна?
В сохранившихся двух- и трехэтажных зданиях окна были. Мы не знаем, когда точно их изобрели, но находки в Акротири свидетельствуют, что в XVII веке до нашей эры они были уже известны и применялись в эгейской архитектуре. С другой стороны, так как во всех зданиях в Акротири рядом со входной дверью есть окно, резонно полагать, что термин, обозначающий окно в греческом языке (древнегреческое слово parathyris, современное parathyro), который буквально означает маленькое отверстие у двери, такого же возраста, что и здания.
Фото: wikimedia commons
Доступность известковой штукатурки в Последнем Бронзовом веке позволяла украшать дома уникальными фресками
У жителей были какие-то конструкции, обеспечивающие безопасность в случае войны? Они воевали с кем-то?
У нас нет никаких свидетельств мер безопасности в случае войны. В Акротири не нашли ни защитных стен, ни какого-либо оружия. В отсутствие письменных памятников трудно утверждать, вели ли жители какие-либо военные действия. Кроме того, нападение с материка было скорее невозможно, так как островитяне обладали средствами и ноу-хау контроля над морскими путями. Мы нашли фреску с микенскими воинами на борту парусного судна с описанием «Флотилия Frieze», что может указывать на то, что суда Фиры использовались и для нужд других народностей.
Какова была приблизительная площадь этого города и сколько людей там могло проживать? Чтобы лучше понять масштаб бедствия.
Из-за толщины (приблизительно 7-8 метров) слоя пемзы радар был неспособен собрать данные о глубине залегания доисторического поселения Акротири. Поэтому произвести оценку численности населения невозможно. Единственные точные свидетельства говорят о том, что часть города, которую на данный момент раскопали, была центральной.
Расскажите о линейной системе письма. Что это была за письменность, можно ли ее расшифровать и как ее обнаружили?
Система письма, используемая в Акротири, была так называемым линейным письмом A. Из-за небольшого корпуса сохранившихся документов, глиняных табличек, найденных в разных местах на Крите и в других регионах, это письмо все еще остается нерасшифрованным. Однако то, что среди слов, которые считаются расшифрованными, встречаются имена греческих богов, позволяет полагать, что, возможно, это ранняя форма греческого языка.
Линейное письмо А, насколько мы знаем, использовалось только в бюрократических целях, чтобы контролировать сельскохозяйственные излишки, которые хранились на общих складах. Поэтому знание его должно было быть ограничено. Однако кажется, что идея письменности не исчезла, так как большинство знаков линейного письма А встречается и в линейном письме Б (микенский язык).
По моему мнению, природные катастрофы могут вызвать крах систем, но не культур. Люди, которые переживают катаклизмы, продолжают развивать культуру, даже если и более медленно. Извержение вулкана времен Бронзового века, возможно, похоронило под слоем пепла весь остров Фира и истребило его население. Но культура Фира была культурой всего Эгейского мира и не погибла. Развитие продолжалось, как мы видим по языку и письменности.
Мы называем этот народ «Минойской цивилизацией», а как они называли себя, как определяли себя как нацию?
Никакой «Минойской цивилизации» не существовало, поскольку не было никакого Миноса. Все это выдумал сэр Артур Эванс, который пытался спроецировать царскую систему правления, подобно той, что была распространена в Европе 19-го века, на Кносс. Поэтому он назвал царским дворцом огромные склады сельхозпродукции. Будучи уверенным, что он нашел царский дворец, Эванс продолжил реконструировать критское общество с царями, царицами, принцами и принцессами, и воображал планировку их жилых пространств в так называемом дворце.
То что комплекс, найденный в Кноссе, был воспроизведен в других частях острова, подтверждает, что это было идеальный способ хранение для того времени, несмотря на то, что все археологи, нашедшие подобные комплексы, вслед за Эвансом называли их дворцами.
Мы не знаем, как критяне Бронзового века называли себя, не знаем мы и о жителях Фиры. Однако в документах на Линейном письме B встречаются названия мест, которые сохранились до настоящего момента, таких, как Кносс.
Фото: alamy/ vostock photo
Извержение вулкана похоронило под слоем пепла остров Фира, но его культура, бывшая культурой всего Эгейского мира, не погибла
Современных жителей Крита можно считать потомками тех, кто жил в Акротири?
Греция, будучи полуостровом, была замкнутым пространством для населявших ее людей эпохи палеолита. После того как Эгейское море стало судоходным (шестое тысячелетие до нашей эры), люди из северных гористых областей постоянно продвигались на юг в поисках лучших условий жизни. И после колонизации островов (приблизительно пятое тысячелетие до нашей эры) Эгейское море стало перекрестком между Востоком и Западом, Азией и Европой. Поэтому, кто бы ни считал себя прямым потомком древних греков, он заблуждается.
Правда ли, что в Акротири не нашли храмов и дворцов?
Впечатляющие общественные здания, найденные в доисторическом Акротири, не обязательно означают существование (царских) дворцов или храмов. Однако есть некоторые точно определенные области, которые можно рассматривать как священные для жителей города. Лучше называть их святынями, чем храмами.
Существует теория, что исчезновение Атлантиды вызвано извержением и взрывом Санторини и погружением Фиры в воды Эгейского моря. Другая теория гласит, что Атлантида на самом деле и есть остров Фира и столица Эгейской цивилизации была расположена там. Вы верите в какую-либо из этих теорий, или у вас есть своя собственная?
Атлантида была плодом воображения Платона, который хотел показать, как следует воплощать принципы пользы и справедливого управления на примере образцового города-государства. И именно Платон заставил его уйти под воду после того, как люди стали эту дисциплину нарушать. Кроме того, Платон поместил свою Атлантиду в Океан, потому что она была слишком велика для Средиземного моря.
По моему мнению, все вольны верить в утопию, наподобие Атлантиды, если только не пытаются убедить меня в ее существовании.
Сколько еще могут продлиться раскопки?
В охраняемой зоне только четыре из более 30 найденных зданий были исследованы полностью. В этих зданиях нашли приблизительно 15000 целых ваз, больше 30000 сосудов из камня и инструментов, разнообразных артефактов и сотни квадратных метров фресок. Последние были найдены в руинах в довольно фрагментарном состоянии.
На сегодняшний момент были сохранены и восстановлены приблизительно шестьдесят композиций настенной живописи, в то время как многие все еще ждут своей очереди. Раскопки для нас — не срочный проект, и мы пытаемся отложить их, чтобы не открывать новые здания, пока не разберёмся с уже найденными. Даже спустя 50 лет мы еще не закончили работу, необходимую для сохранения, реставрации, поддержания, исследования и публикации находок. Это означает, что для завершения раскопок зданий в охраняемой зоне потребуются столетия, ведь нужно быть очень осторожными. Раскопки – это все же по сути разрушение. Если рассматривать землю как непрочитанную книгу, каждый слой, который вы убираете, – это уничтожение страницы. Никто не может вернуться и прочитать ее снова. Поэтому любая ошибка в раскопках непоправима.