Данные археологии являются наиболее достоверным источником сведений о жизни древних людей, представляя собой вещественные фиксации эпохи. Иными словами, материалы археологии дают информацию без каких-либо искажений, связанных с ее передачей через множество поколений. Но по сравнению с другими источниками археология дает весьма небогатый материал для изучения мифологии, а в истолковании информации, получаемой от предметов, найденных при археологических раскопках, мы сталкивается с рядом трудностей.
Приведем один пример. На браслете XIII в., обнаруженном при раскопках в г. Рязани, изображено какое-то мифическое животное, напоминающее не то льва, не то собаку и имеющее крылья. Что это за существо? Как оно осмысливалось нашими предками? Какое место занимало в системе славянской мифологии? Ответы на эти вопросы одни только археологические источники дать не могут. Необходимо привлекать другие источники, прежде всего письменные. Из летописей мы узнаем, что одно из славянских божеств носило имя Сьмарьглъ.
В иранской (авестийской) мифологии мы встречаем имя Сэнмурва, крылатого пса Ахурамазды. Лингвистические исследования показывают близость имен Симаргл и Сэнмурв. Кроме того, до нашего времени дошел иранский кувшин с четким изображением Сэнмурва. Это изображение очень напоминает фигурку на рязанском браслете. Следовательно, можно заключить, что Симаргл - это крылатый пес, божество, возможно связанное с растительностью, так как его изображения вплетаются в растительный орнамент.
Археологические раскопки дают много сведений о жизни древних людей. Для изучения же мифологии важны предметы, связанные с религиозными обрядами наших предков. Эти предметы можно разделить на несколько групп.
1. Захоронения древних людей. Они позволяют реконструировать языческие погребальные обряды, а также представления древних людей о загробной жизни. Об этом в значительной мере свидетельствуют те предметы (оружие, чаши, кувшины, украшения и т.п.), которые "могли понадобиться" покойному в другой жизни. Такие захоронения встречаются довольно часто при раскопках курганов в Поднепровье, Приднестровье, Полесье, новгородской земле.
Особо примечательна "Черная могила", княжеское захоронение середины Х в. в Чернигове. Если сопоставить данные археологических раскопок этого захоронения с известным рассказом Ахмеда Ибн-Фадлана о погребении знатного русича, то получится точное описание славянского погребального ритуала.
2. Раскопки языческих святилищ. Они дают информацию о богах древних славян, а также обрядах жертвоприношений. Иногда археологи находят сохранившихся идолов, что позволяет установить внешний облик почитаемых древними славянами божеств. На территории расселения восточных славян наиболее известны следующие святилища: Бабина Гора в земле полян, святилище тиверцев у с. Иванковцы на Днестре (II-V вв.), святилище IX-Х вв. в Шумске, которое Б.А.Рыбаков связывает с именем Морены, Ржавинское святилище IX-XI вв. в Черновицкой области, святилище Перуна в Перыни под Новгородом, капище Х в. в Киеве.
Самым известным изображением славянского божества является каменный идол Святовита-Рода, извлеченный в 1848 г. из реки Збруч (Западная Украина) и ныне хранящийся в Краковском музее. На четырех гранях этого изваяния отражена целая космологическая система славян IX в.
В землях западных славян хорошо известны находки археологов на острове Рюген (полабск. Руян) в Балтийском море. Здесь был обнаружен языческий храм с сохранившимися деревянными идолами. На этом острове находят также изображения божеств, высеченные на камне.
3. Языческие обереги, встречающиеся при археологических раскопках (главным образом погребений). Это различные украшения: поясные подвески, детали головного убора (диадемы, колты, височные кольца и т.д.), браслеты, ожерелья с языческой символикой: изображениями божеств, священных животных, других мифических персонажей, магических знаков земли, воды, огня и т.п.
4. Атрибуты языческих ритуалов: ритуальные жезлы, турьи рога, святочные маски, гадательные сосуды (чары).
5. Различные предметы быта, украшенные языческой символикой: посуда, музыкальнее инструменты, приспособления для письма и т.д.
Все эти предметы с изображениями мифологических персонажей и сюжетов, находимые археологами, являются вещественными памятниками языческой мифологии древних славян.
Источник:
Волошина Т.А., Астапова С.Н.
Языческая мифология славян.