20 апреля 1926 года - СССР постановил, включить в состав страны территорию Арктики от наших северных побережий до самого Северного полюса.
На фото - Арктические сектора приполярных государств.
Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик принял постановление “Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”, согласно которому все арктические острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы были объявлены территорией СССР. Летом 1929 г. на Земле Франца-Иосифа (о. Гукера) организуется постоянная советская колония и самая северная в мире исследовательская станция. 29 июля 1929 г. советские полярники водрузили флаг СССР на мысе Ниль Земли Георга.
Постановление делало исключение для тех земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана Советским правительством. Имелись в виду архипелаг Шпицберген и о. Медвежий, принадлежность Норвегии которых закреплена Парижским договором от 9 февраля 1920 г. Следует отметить, что в Постановлении
Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. собственно Шпицберген не упоминался, и речь шла о землях и островах, составляющих к моменту опубликования Постановления признанные Правительством СССР территории каких-либо иностранных государств, находящиеся в Северном Ледовитом океане, лежащих между 320 и 350 восточной долготы. В 1935 г. СССР официально присоединился к Парижскому договору, установив, что западная граница полярных владений проходит по меридиану 320 04' 35", огибая с востока шпицбергенский квадрат.
Циркулярным письмом от 26 апреля 1926 г. НКИД поручил полномочным представителям СССР за границей нотифицировать постановление 1926 г.
На нотификацию постановления ЦИК и СНК СССР 15 государствам только Норвегия дала ответ нотой от 19 декабря 1926 г., в которой зарезервировала свою позицию по существу вопроса и подчеркнула наличие особых экономических интересов в отношении Земли Франца Иосифа.
Вопрос о Земле Франца Иосифа весьма оживленно и болезненно комментировался в норвежской печати. Было принято решение в письменную полемику с норвежцами не
вступать, а усилить «эффективную оккупацию» архипелага.
Летом 1929 г. на ледоколе «Седов» под руководством О. Шмидта туда была направлена
научная экспедиция, установившая радиостанцию и геофизическую лабораторию и водрузившая государственный флаг СССР.
Хотя в последующие годы формального соглашения с Норвегией по вопросу о Земле Франца Иосифа не было достигнуто, вопрос со временем потерял остроту, и норвежцы более не ставят под сомнение принадлежность архипелага нашей стране.
Правовой режим арктических морей был впоследствии неоднократно подтвержден в российских внутренних инструкциях. Так, по итогам обсуждения этого вопроса на Коллегии МИД СССР 23 октября 1959 г. заместитель министра В. Зорин направил в ряд министерств и ведомств письмо, в котором, в частности, говорилось о том, что Баренцево море является открытым морем. Коллегия пришла тогда к заключению, что принятие какого-либо законодательного акта о правовом режиме арктических морей нецелесообразно, и рекомендовала ограничиться отдельными практическими шагами, которые создали бы необходимые предпосылки для официального объявления этих вод внутренними в подходящее время.
До середины XX века никто не знал о ресурсах Северного Ледовитого океана. Русские полярные первопроходцы терпели лишения в экспедициях вовсе не в погоне за выгодой. Они стремились открыть новые земли для Родины и добыть знания для науки. Сейчас известно, что Арктика хранит огромные богатства. К примеру, запасы шельфа восточной части Баренцева моря составляют 7,4 миллиарда баррелей нефти и 8,97 триллионов кубометров газа. А нефть и газ — основа современной экономики.