Метеорные потоки.
12 ноября 1833 года мир был поражен удивительным зрелищем. Незадолго до полуночи начали появляться яркие Метеоры, оставляющие за собой следы. Постепенно число их все увеличивалось и, наконец, возросло настолько, что все небо покрылось падающими звездами различной яркости, которые видимым образом исходили из одной точки в созвездии Льва. Очевидно, наша Земля встретила в пространстве довольно плотное метеорное облако и прошла через него. Тот факт, что метеоры видимым образом вылетали из одной точки - радианта - показывает, что все они двигались в пространстве по параллельным путям. Действительно всем известно, что продолженные назад параллельные линии, например рельсы железной дороги, пересекаются в одной видимой точке.
Было замечено, что в предшествующие годы количество метеоров, вылетающих из этой точки радиации, было значительно больше обычного, хотя и не обращало на себя особого внимания. Однако, припомнили, что 11 ноября 1799 года известный путешественник и естествоиспытатель А. Гумбольдт наблюдал подобный же звездный дождь в Южной Америке. Таким образом., можно было предположить, что имеется метеорный поток, который делает полное обращение вокруг Солнца приблизительно в течение 33 или 34 лет .и периодически встречается с Землей. Г. А. Ньютону удалось собрать ряд записей о прежних встречах этого ‚потока и вместе с тем установить, что орбита его существенно меняется благодаря возмущениям со стороны планет, главным образом, Юпитера и Сатурна. На основании этих исследований можно было предсказать новое появление звездного дождя в 1866 году.
И действительно, за несколько лет до этой даты число метеоров, вылетающих из созвездия Льва, начало постепенно возрастать, и в 1866 году звездный дождь повторился с прежней интенсивностью. Следующее появление его должно было произойти в 1899 году. Широкие круги населения во всех странах ожидали этого дождя, названного потоком Леонид, но были полностью разочарованы. Число метеоров там. где ясная погода позволила их наблюдать, не превышало одного в минуту-лишь немногим больше обычного. Объяснение этому было найдено в том, что поток Леонид между 1866 и 1899 годами прошел Вблизи больших планет - Юпитера и Сатурна, которые снова изменили его орбиту. Этот поток представляет компактное скопление, и требуется очень близкое сближение его с Землей, чтобы обеспетчить надежную встречу.
Метеоры могут быть видимы, только проникая в атмосферу Земли. В межпланетном пространстве даже на малом расстоянии от Земли поток остается невидимым и проходит совершенно незаметно. Очень вероятно, что в солнечной системе имеется огромное количество подобных потоков, каторые движутся, подобно рыбам в море, и становятся видимы-ми только, попадая в сети земной атмосферы.
В течение XIX столетия было установлено существование ряда других метеорных потоков, обозначенных принадлежностью их радианта K тому или другому созвездию. Так, например, было найдено, что повышенное число метеоров, наблюдаемых в течение двух недель в августе с максимумом около 12 августа, производится потоком, имеющим радиант в созвездии Персея.
Этот поток в отличие от Леонид почти не меняет свою интенсивность и из года в год выпадает в одинаковом количестве. В данном случае метеорный поток не представляет отдельного скопления, но растянут вдоль всей орбиты. Эта орбита, как можно установить по положению радианта, расположена почти под прямым углом к орбите Земли и, вследствие этого, проходит далеко от остальных планет солнечной системы, не подвергаясь риску претерпеть от них значительные возмущения. Тем не менее поток Персеид, уже вследствие своей старости, характеризуется тем, что орбиты отдельных метеоров не вполне параллельны. Поэтому траектории их не выходят в точности из одного радианта. Если нанести пути этих метеоров на карту, составленную в гномонической проекции (все большие круги изображаются в этой проекции прямыми линиями), и продолжить их назад, то они пересекутся внутри некоторой площади радиации, величина которой говорит о степени рассеяния метеорных орбит в пространстве.
Отметим довольно обильный поток Лирид с максимумом действия 21 апреля, радиант которого расположен в созвездии Лиры. Далее отметим потоки «эта» Акварид и «дельта» Акварид, действующие около 4 мая и 28 июля из созвездия Аквариуса или Водолея.
С 1933 года появился еще обильный. но очень компактный поток Драконид‚ вылетающий из созвездия Дракона. 9 октября совершенно внезапно возник обильный огненный дождь. Число метеоров, быстро возрастая, дошло до 350 в минуту, так что все небо одновременно было покрыто блестящими следами, направленными к созвездию Дракона. Метеоров было так много, что ряд следов можно было сфотографировать нa отдельных пластинках, покрывавших даже небольшое поле небесного свода, и это позволило точно вычислить положение радианта. Великолепное зрелище продолжалось, однако, недолго и через два часа совершенно прекратилось.
Этот огненный дождь снова повторился через 13 лет - 10 октября 1946 года. В Москве в это время была ясная погода и светила полная луна, очень мешавшая наблюдениям. Около 3 часов утра начали летать метеоры но в небольшом количестве. Число их постепенно возрастало, но максимум пришелся на светлое время суток и поэтому не мог наблюдаться визуально. В Америке в это время был вечер 9 октября.
В максимуме число метеоров, несмотря на яркий свет луны, достигало 80 в минуту. Поток в этом случае оказался очень компактным. Встреча с ним является поэтому редкой случайностью. Несомненно, что большие планетные возмущения достаточны, чтобы помещать в дальнейшем повторению этого явления.
Ввиду существования ряда потоков метеоров нельзя не предположить, что вообще все метеоры, какие приходится наблюдать, также принадлежат к некоторым еще неизвестным потокам, которые вследствие своей бедности остаются незамеченными. На этой точке зрения стоял Деннииг, английский любитель астрономии, всю жизнь занимавшийся метеорами. На основании своих наблюдений он составил каталог положений нескольких тысяч радиантов, по Которым можно вычислять соответствующие орбиты. Однако радианты Деннинга не вызывают доверия, Само собой разумеется, что каждые две траектории метеоров продолженные назад, обязательно пересекутся в какой-то точке. Можно найти из множества наблюденных следов еще несколько таких‚ которые пройдут около той же точки. Это дает основание считать эту точку за радиант нового потока, хотя в действительности ни-какого потока нет. Правда, Деннинг основывался не только на близких прохождениях траекторий метеоров около намеченной точки радианта‚ но также и на физических свойствах, яркости, цвете, которые он считал характерными для различных потоков, а также на видимой скорости полета. Тем не менее, не подлежит сомнению, что огромное большинство его радиантов чисто фиктивно. В действительности можно говорить только о степени вероятности, какая должна быть приписана его радиантам‚ и эта вероятность по большей части очень мала. Вполне определенно можно говорить только об 11 метеорных потоках, как о реально существующих, и все эти потоки связаны с теми или иными кометами в том смысле, что они движутся почти в точности по тем же орбитам.
Установление связи комет с метеорами представляет одно из важных достижений метеорной астрономии XIX столетия. По счастливой случайности, вскоре после того, как было установлено несколько метеорных потоков и вычислены их орбиты, появилось несколько комет, орбиты которых почти в точности совпали с метеорными. Скиапарелли обнаружил, что комета 1862 года, едва видимая невооруженным глазом, движется фактически по той же орбите, что и поток Персеид.
Когда стала известна орбита кометы 1866 гола, Петерс и Скиапарелли заметили, что она не отличается заметным образомот орбиты потока Леонид.
Далее было установлено, что Лириды, о которых упоминалось выше, движутся по орбите кометы 1861 г.
Поток Драконид оказался связанным с кометой Джиакобини - Циннера 1933 III с коротким периодом обращения и открытой в 1900 году. На примере этой кометы можно показать, чем была обусловлена видимость метеорного потока именно в 1933 году. Вычисления показали, что возмущение со стороны Юпитера приблизило орбиту этой кометы к земной орбите и таким образом изменило период ее движения и что
в указанный год Земля прошла через место пересечения орбит только на 80 дней позже кометы, а в 1946 году - только на 15 дней позже. В первом случае Земля находилась от кометы на расстоянии 230 миллионов километров, и тем не менее наблюдался обильный метеорный дождь.
Наиболее известна связь между потоком Андромедид и кометой Биэлы. Эта комета была открыта капитаном австрийской службы Биэлой и известна пол его именем. Еще в 1832 году астрономы отметили, что орбита этой кометы проходит всего на расстоянии нескольких тысяч километров от орбиты Земли. При таком тесном сближении может почти произойти столкновение между Землей и кометой, а также явление метеорного дождя, если с этой кометой связан соответствующий поток метеоров. Остановимся несколько на истории этой замечательной кометы.
После того, как ее открыли в 1772 году, она наблюдалась при трех своих последовательных появлениях без каких либо исключительных особенностей. Но в 1845 голу, после тридцатилетнего отсутствия, она появилась Значительно увеличенной. Это было предвестником дальнейших событий. В середине января 1846 года вместо одной кометы оказалось две, которые следовали близко одна от другой‚ причем попеременно то одна, то другая становилась более яркой.
В 1852 году комета снова вернулась, причем расстояние между составляющими значительно возросло, и ведущая комета была гораздо больше и ярче. В 1856 году эта комета снова располагалась благоприятно для наблюдений, но не была замечена, несмотря на все старания, и с тех пор ее больше никогда не видели. Вероятно, что после 1856 года распад ее продолжался, и она превратилась поток метеоров. Комета снова напомнила о себе спустя 16 лет после своего исчезновения. 27 ноября 1872 гола, когда Земля проходила около места пересечения своей орбиты с орбитой этой кометы, внезапно разразился огненный дождь. Интенсивность его возрастала быстро, и около 8 часов 30 минут вечера можно было насчитать около 100 метеоров в минуту. Все явление продолжалось около 4-5 часов и было хорошо видно в Европе. Комета Биэлы должна была пройти это место своей орбиты за 80 дней ранее, так что этот метеорный поток никоим образом не мог произойти вследствие распада самой кометы на части. 27 ноября 1885 года, когда Земля находилась в благоприятном положении, снова повторилось то же явление почти с такой же интенсивностью. С этого времени постоянно, практически каждый год, наблюдаются метеоры этого потока, но явление огненного дождя больше не повторилось.
Можно утверждать, что кометы представляют очень неустойчивые образования, по сути дела компактные метеорные рои. Так, например, известная комета Морхауза, третья открытая в 1908 году и пересекшая все небо через северное и южное полушария, представляла туманную, довольно яркую, голову, из которой выходил более или менее длинный хвост.
Когда голова кометы проектировалась на звезды даже слабой яркости, эти звезды нисколько не ослабевали, хотя в некоторых случаях свет их проходил через центральную часть головы. Большая комета Галлея «при своем появлении в мае 1910 гола прошла между Землей и Солнцем, так что проектировалась короткое время на солнечный диск. При этом никакого следа какого-либо потемнения на Солнце обнаружено
не было - комета оказалась совершенно прозрачной. Таким
образом, не подлежит сомнению, что кометы должны состоять из отдельных небольших глыб вещества, лишь слабо связанных силами взаимного тяготения. Подобные тела могут легко распадаться и превращаться в более разреженные скопления - типичные метеорные потоки.
Нужно, однако признать, что прямого доказательства того, что кометы превращаются в метеорные потоки, у нас не имеется. Главное доказательство, которое приводилось до псих пор, - разложение кометы Биэлы на рой метеоров, произведший явления огненного дождя,-неправильно, так как в моменты этих дождей сама комета или то, что от нее осталось, находилось от Земли на многие миллионы километров.
Следовательно, выпадение Андромедид вовсе не характеризует тот гипотетический метеорный поток, на который предположительно распалась комета Биэлы.
Можно указать еще на один пример близкого совпадения орбит тел, казалось бы, совершенно различного характера. Оказывается, что короткопериодические кометы движутся в некоторых случаях по орбитам совершенно таких же размеров и форм, как и астероиды.
Иногда по своему внешнему виду комета походит на астероид, т. е. лишена характерной для нее туманной оболочки и хвоста. Это показывает близкую связь между кометами и астероидами, так что в некоторых случаях нельзя сказать, принадлежит ли данный объект к той или другой категории.
То же самое относится и к метеоритам. Мы уже упоминали о том, что масса астероидов не имеет никакого нижнего предела. Поэтому нельзя провести различия между очень малым астероидом и большим метеоритом. С другой стороны, метеорит отличается от обычного метеора тоже только своим размером. Поэтому было бы правильнее сказать, что тела всех
этих трех категорий - астероиды, кометы и метеориты - находятся между собой в какой-то родственной связи.
Академик В. Г. Фесенков "Метеоры и метеориты"