Колёсные автомобили в Антарктике делятся на три основные группы: — тяжёлые внедорожные машины для постоянной работы; — шоу-кары, завезенные для фана; — экспедиционные автомобили. Есть техника, не вписывающаяся в эти рамки, но в целом такая классификация адекватна. Посмотрим, что происходит в автомобильной Антарктиде!
Arrol-Johnston (1908) — первый автомобиль в Антарктике. Он был построен шотландской компанией Arrol-Johnston по специальному заказу для экспедиции Эрнеста Шеклтона, имел 15-сильный 4-цилиндровый мотор. Шеклтон полагал доехать на машине прямо до полюса, но когда автомобиль прибыл в Антактиду, оказалось, что на холоде он заводится один раз из 10, а колёса вязнут в снегу. Так что дело ограничилось парой демонстрационных заездов.
VW Beetle «Antarctica 1» (1963). В начале 60-х австралийцы решили дооборудовать несколько «Фольксвагенов-Жуков» и использовать их в качестве подсобного транспорта на антарктической станции Моусон. Первый «жук», получивший название Antarctica 1, стал не просто легендой, но вообще первым серийным, изготовленным не по спецзаказу легковым автомобилем в Антарктиде. Последний из «жуков» работал на станции вплоть до 2001 года.
Austin 7 (1927). Вторая попытка использовать для покорения полюса легковой автомобиль принадлежала сэру Джорджу Губерту Уилкинсу, известному австралийскому полярному исследователю. Как и у Шеклтона, даже оснащённый специальными колёсами и форсированным двигателем, «Остин» не мог полноценно передвигаться по снегу.
Dodge Cherokee (2011). В 2011 году аргентинская федерация кузовных автогонок Turismo Carretera в рекламных целях привезла в Антарктику гоночный автомобиль Dodge Cherokee. Вице-президент федерации Гуго Маццакена провёл демо-заезд длиной примерно 1,2 км, после чего автомобиль погрузили в самолёт и увезли обратно.
Terra Bus (2008). Terra Bus — это специализированный автобус повышенной проходимости, производящийся канадской компанией Foremost. На снимке — один из Terra Bus в Антарктике, экземпляр по прозвищу Ivan, работающий на антарктической станции Мак-Мердо.
Toyota Hilux (2012). В экспедиционном проекте компании Toyota принимали участие три Hilux — один 4x4 (на снимке) и два пикапа 6x6. Автомобили проехали по континенту суммарно 9500 км и в ходе экспедиции достигли Южного полюса. Это была не первая экспедиция на «Хайлюксах»: модифицированные компанией Arctic Trucks «Тойоты» впервые прибыли в Антарктиду ещё в 1997 году.
Toyota Land Cruiser AT44 Antarctica Expedition (HDJ81V) (1997). Собственно, это автомобиль первой «тойотовской» экспедиции образца 1997?1998 года. Таких машин было несколько, их подготовила исландская компания Arctic Trucks специально для работы в Антарктиде.
EXV4 от E-Ride (2011) — первые электромобили в Антарктике. Их завезли в качестве «рабочих лошадок» на американскую станцию Мак-Мердо. Сегодня они используются на постоянной основе и показывают себя вполне успешно.
Внедорожный самосвал Caterpillar 730 был специально подготовлен для станции Мак-Мердо компанией Kress и сегодня выполняет там различные грузовые функции.
Foremost Delta 3. С продукцией Foremost мы уже сталкивались в этом обзоре. Помимо автобусов, они строят ещё и мощные грузовики с внедорожными функциями. Delta 3 работает на станции Мак-Мердо.