По данным ВОЗ, большинство крупных городов превышают установленные пределы уровней загрязнения воздуха, сравнительно безопасные для здоровья. Но нам и без официальных отчетов это сразу становится понятно, как только мы оказываемся на улицах любого мегаполиса. Поэтому вопрос о вреде бега в городе вполне закономерен.
Та же Всемирная Организация Здравоохранения перечисляет огромный неутешительный список заболеваний, которые вызывают выхлопные газы авто и дымящие трубы заводов: от банальной астмы до рака. А некоторые ученые справедливо связывают загазованность городов с отклонениями в мозговых процессах коренных жителей и сбоями в нейронных связях, включая заниженный процент счастливых и уравновешенных людей.
Парадоксально, но несмотря на прогресс в очистных системах выхлопа автомобилей и движение в сторону зеленой энергетики, общий уровень загрязненности планеты увеличивается. Даже учитывая, что в городах с высоким уровнем жизни становится немного чище, глобально ничего не меняется.
Вероятно, это частично связано с такими факторами, как повышение доступности машин (в том числе до неприличия юзаных, во времена создания которых слова “экология” еще не существовало), а так же с обилием дизельного транспорта – наиболее убийственного для человека (впрочем, крупнейшие города встали на путь запрета ДТ на своих улицах).
Знаете, сколько смертей в год связывают с загрязнением воздуха? Больше трех миллионов. Было бы странным не обратить внимание на это факт. Разум подсказывает нам, что бег среди кольцевых автодорог и транспортных развязок – это явно смертельное увлечение. По крайней мере, пока существует ДВС в современном его понимании.
Ведь даже работа катализаторов тоже не так идеальна, как это представляют. И хотя они серьезно улучшают ситуацию с машинами последнего поколения, но только не на фоне огромного оборота бэушного хлама на колесах.
Где-то мелькало исследование (достоверную ссылку найти не удалось), что содержание свинца в организме городских бегунов заметно выше, чем у более пассивных жителей. Так это или нет, но кроме свинца в воздухе городов находится одновременно цела куча опасных веществ и взвесей, наиболее губительные из которых – это NO2 и тонкодисперсные частицы.
Тренировка на уровне 70% от VO2max (легкий-средний темп) в течение трех часов заставляет бегуна переработать тот же объем воздуха, что и для обычного человека на сидячей работе в течение двух дней.
Означает ли все вышесказанное, что бег в городе может быть вреден? Да, конечно. Но ситуация неоднозначная.
Если учесть, что исследования явно подчеркивают особую опасность мелкодисперсных частиц для сердечно-сосудистой системы, вызывая патогенные процессы, то выясняется, что лучший способ продлить жизнь в городе – это противогаз 24/7.
Однако, с другой стороны, аэробные упражнения в долгосрочной перспективе усиливают защитные эффекты, снижающие вероятность воспаления легких от этих частиц (по крайней мере, у лабораторных мышей это так).
Кроме того, ВОЗ говорит о том, что даже несмотря на частые превышения допустимых уровней загрязнений, в мире насчитывается не так уж много городов, уличные тренировки в которых способны приблизить время перехода человека в небытие. Такими городами являются, например, индийский Дели или китайский Пекин.
В Пекинских забегах половина спортсменов бежит в респираторах. И ведь это не во время техногенной катастрофы или извержения вулкана, а в обычный “погожий” день. Вам не кажется это полным абсурдом и последним предупреждением для цивилизации?
Если вы живете за городом, то вы можете провести очень простой, но тем не менее, научно-спортивный эксперимент. Сгоняйте в ближайший мегаполис и пробегите там свою коронную дистанцию. Вы обнаружите еще в середине дистанции, что бежать вам тяжелее, чем обычно, лактатные пороги наступают раньше, пульсовые зоны сильно сбиваются. Конечный результат будет заметно хуже. Исследователи влияния загазованности на организм человека не видят в этом ничего необычного.
Безопасный уровень загрязнения воздуха
На самом деле никто не знает этого безопасного уровня. Представляется, что наличие любого количества токсичных и мелкодисперсных частиц во вдыхаемом воздухе несет потенциальную угрозу здоровью. Общепринятые допустимые нормы определяются исходя из весьма ограниченного количества данных.
Современное мнение
Сегодня большинство авторитетных исследований и специалистов по медицине единогласно говорят, что польза от бега даже в условиях городской загазованности в конечном итоге превышает вред, который потенциально может нанести плохая экологическая обстановка, кроме откровенно экстремальных условий, как то бег вокруг действующих вулканов, Пекина или Дели.
В связи с этим, если вы не живете в крупных азиатских городах, можно было бы тему закрыть. Однако логика и опыт подсказывают, что многократно увеличенное поступление вредных веществ в организм бегуна при каждом вдохе – это не комильфо. А дышим мы даже чаще, чем едим.
На сайте Университета Эдинбурга наглядно описывается, насколько серьезными могут быть последствия для человека, живущего в условиях грязного воздуха. Наночастицы, попадающие из легких в кровь, провоцируют реакцию свертывания, сильно ее сгущая. Такой процесс никак не может пойти на пользу людям с больными сосудами. Загрязнение воздуха логично коррелирует с инфарктами и инсультами.
Надо полагать, что мы знаем о последствиях плохой экологии далеко не все. Даже на ресурсе тех же шотландцев, если копнуть глубже, то выяснится, что грязная атмосфера несет огромную кучу проблем живому организму и серьезно укорачивает срок его пребывания в этом мире. Не все предположения еще подтверждены, но среди них нет ни одного, которое бы говорило о пользе бега в городском смоге.
Хорошие новости
Мы можем снизить отрицательное влияние загрязненного городского воздуха. Если нет возможности полностью покинуть мегаполис и бегать среди девственной природы в зеленых лесах, среди прозрачных озер и заснеженных гор, то к тренировкам придется подходить с головой, чтобы польза от спорта была вне сомнений.
1. Время суток
Это тот случай, когда оптимальное время тренировки устанавливают обстоятельства. И утренний бег в плане экологичности определенно выигрывает. Можно бегать и поздно вечером, когда большинство авто покоятся на парковках, а ветер хорошенько успел продуть городские лабиринты.
Самым плохим вариантом можно считать середину жаркого летнего дня в час-пик. В такие моменты можно почувствовать выхлопные газы буквально на вкус. Раннее зимнее утро – самый лучший вариант.
2. Обходите дороги стороной
Чем ближе вы к любой автомобильной дороге – тем больше концентрация химии и наночастиц, вдыхания которых мы очень хотим избежать. Сторонитесь дизельных грузовиков, особенно, когда пульс довольно высок. То же самое можно сказать и про заторы – лучше перенести тренировку, чем бежать вдоль дорожных пробок.
3. Купите маску для бега
Нет уверенности, что маска-респиратор является надежной защитой, сравнимой с противогазом, но это лучше, чем ничего. Далеко не все готовы тренироваться в таком постапокалиптическом прикиде, но пока электрокары не заменили ДВС, вариантов нет.
4. Держитесь ближе к деревьям
Это пункт не требует пояснений – всегда лучше бегать в парке. Еще лучше бегать в парке, который не окружают со всех сторон нагруженные магистрали. Разумеется, чем больше его зеленая площадь, тем лучше.
Замеры воздуха в наиболее известных среди бегунов парках, таких, как Парк Культуры в Москве или Сосновка в Питере, показали, что это отличные островки безопасности для циклических спортсменов и остальных, нормальных людей.
Исследователи сообщают, что деревья обладают гораздо более широкими возможностями, чем банальная очистка воздуха. Для здоровой жизни человека они просто незаменимы ничем. Жизнь в городе, который лишен растительности, не может считаться полноценной.
Беговая дорожка
Бегуны не любят беговую дорожку и не понимают ее назначения. Даже самый грязный воздух не заставит их стать похожими на модных любителей фитнеса и взойти в спортзале на ленту тренажера. Разве что только в некоторых исключительных случаях.
Приверженцам тепличных условий надо не забывать, что воздух в зале, несмотря на вентиляцию и кондиционирование, может содержать в себе некоторое количество вредных соединений от моющих средств и дезодорантов. По степени безопасности тренировка на складной беговой дорожке в спортзале стоит где-то между парком и улицей.
Плохая экология – это не повод лежать на диване
Личные наблюдения показывают, что городские бегуны и велосипедисты Москвы, Питера, а так же европейских столиц находятся в более выгодном состоянии здоровья, нежели те, для кого отмазки о грязном воздухе или нехватке времени вполне эффективны и успешно работают, позволяя не беспокоиться о спорте.
Поэтому вопрос о пользе бега в городе имеет определенно положительный ответ. Бег до сих пор улучшает здоровье и продлевает жизнь, даже несмотря на состояние экологии. Но если есть возможность завтра поехать на работу на велосипеде, оставив машину на стоянке, пожалуйста, сделайте это.
Источник: runiron.com