Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Везувий, Даллол, Йеллоустоун, Кальбуко, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мауна-Лоа, Мерапи, Невадо-дель-Руис, Толбачик, Турриальба, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-04-17 11:18

Вредно ли бегать в городе и дышать грязным воздухом

По данным ВОЗ, большинство крупных городов превышают установленные пределы уровней загрязнения воздуха, сравнительно безопасные для здоровья. Но нам и без официальных отчетов это сразу становится понятно, как только мы оказываемся на улицах любого мегаполиса. Поэтому вопрос о вреде бега в городе вполне закономерен.

Та же Всемирная Организация Здравоохранения перечисляет огромный неутешительный список заболеваний, которые вызывают выхлопные газы авто и дымящие трубы заводов: от банальной астмы до рака. А некоторые ученые справедливо связывают загазованность городов с отклонениями в мозговых процессах коренных жителей и сбоями в нейронных связях, включая заниженный процент счастливых и уравновешенных людей.

Парадоксально, но несмотря на прогресс в очистных системах выхлопа автомобилей и движение в сторону зеленой энергетики, общий уровень загрязненности планеты увеличивается. Даже учитывая, что в городах с высоким уровнем жизни становится немного чище, глобально ничего не меняется.

Вероятно, это частично связано с такими факторами, как повышение доступности машин (в том числе до неприличия юзаных, во времена создания которых слова “экология” еще не существовало), а так же с обилием дизельного транспорта – наиболее убийственного для человека (впрочем, крупнейшие города встали на путь запрета ДТ на своих улицах).

Знаете, сколько смертей в год связывают с загрязнением воздуха? Больше трех миллионов. Было бы странным не обратить внимание на это факт. Разум подсказывает нам, что бег среди кольцевых автодорог и транспортных развязок – это явно смертельное увлечение. По крайней мере, пока существует ДВС в современном его понимании.

Ведь даже работа катализаторов тоже не так идеальна, как это представляют. И хотя они серьезно улучшают ситуацию с машинами последнего поколения, но только не на фоне огромного оборота бэушного хлама на колесах.

Где-то мелькало исследование (достоверную ссылку найти не удалось), что содержание свинца в организме городских бегунов заметно выше, чем у более пассивных жителей. Так это или нет, но кроме свинца в воздухе городов находится одновременно цела куча опасных веществ и взвесей, наиболее губительные из которых – это NO2 и тонкодисперсные частицы.

Тренировка на уровне 70% от VO2max (легкий-средний темп) в течение трех часов заставляет бегуна переработать тот же объем воздуха, что и для обычного человека на сидячей работе в течение двух дней.

Означает ли все вышесказанное, что бег в городе может быть вреден? Да, конечно. Но ситуация неоднозначная.

Если учесть, что исследования явно подчеркивают особую опасность мелкодисперсных частиц для сердечно-сосудистой системы, вызывая патогенные процессы, то выясняется, что лучший способ продлить жизнь в городе – это противогаз 24/7.

Однако, с другой стороны, аэробные упражнения в долгосрочной перспективе усиливают защитные эффекты, снижающие вероятность воспаления легких от этих частиц (по крайней мере, у лабораторных мышей это так).

Кроме того, ВОЗ говорит о том, что даже несмотря на частые превышения допустимых уровней загрязнений, в мире насчитывается не так уж много городов, уличные тренировки в которых способны приблизить время перехода человека в небытие. Такими городами являются, например, индийский Дели или китайский Пекин.

В Пекинских забегах половина спортсменов бежит в респираторах. И ведь это не во время техногенной катастрофы или извержения вулкана, а в обычный “погожий” день. Вам не кажется это полным абсурдом и последним предупреждением для цивилизации?

Если вы живете за городом, то вы можете провести очень простой, но тем не менее, научно-спортивный эксперимент. Сгоняйте в ближайший мегаполис и пробегите там свою коронную дистанцию. Вы обнаружите еще в середине дистанции, что бежать вам тяжелее, чем обычно, лактатные пороги наступают раньше, пульсовые зоны сильно сбиваются. Конечный результат будет заметно хуже. Исследователи влияния загазованности на организм человека не видят в этом ничего необычного.

Безопасный уровень загрязнения воздуха

На самом деле никто не знает этого безопасного уровня. Представляется, что наличие любого количества токсичных и мелкодисперсных частиц во вдыхаемом воздухе несет потенциальную угрозу здоровью. Общепринятые допустимые нормы определяются исходя из весьма ограниченного количества данных.

Современное мнение

Сегодня большинство авторитетных исследований и специалистов по медицине единогласно говорят, что польза от бега даже в условиях городской загазованности в конечном итоге превышает вред, который потенциально может нанести плохая экологическая обстановка, кроме откровенно экстремальных условий, как то бег вокруг действующих вулканов, Пекина или Дели.

В связи с этим, если вы не живете в крупных азиатских городах, можно было бы тему закрыть. Однако логика и опыт подсказывают, что многократно увеличенное поступление вредных веществ в организм бегуна при каждом вдохе – это не комильфо. А дышим мы даже чаще, чем едим.

На сайте Университета Эдинбурга наглядно описывается, насколько серьезными могут быть последствия для человека, живущего в условиях грязного воздуха. Наночастицы, попадающие из легких в кровь, провоцируют реакцию свертывания, сильно ее сгущая. Такой процесс никак не может пойти на пользу людям с больными сосудами. Загрязнение воздуха логично коррелирует с инфарктами и инсультами.

Надо полагать, что мы знаем о последствиях плохой экологии далеко не все. Даже на ресурсе тех же шотландцев, если копнуть глубже, то выяснится, что грязная атмосфера несет огромную кучу проблем живому организму и серьезно укорачивает срок его пребывания в этом мире. Не все предположения еще подтверждены, но среди них нет ни одного, которое бы говорило о пользе бега в городском смоге.

Хорошие новости

Мы можем снизить отрицательное влияние загрязненного городского воздуха. Если нет возможности полностью покинуть мегаполис и бегать среди девственной природы в зеленых лесах, среди прозрачных озер и заснеженных гор, то к тренировкам придется подходить с головой, чтобы польза от спорта была вне сомнений.

1. Время суток

Это тот случай, когда оптимальное время тренировки устанавливают обстоятельства. И утренний бег в плане экологичности определенно выигрывает. Можно бегать и поздно вечером, когда большинство авто покоятся на парковках, а ветер хорошенько успел продуть городские лабиринты.

Самым плохим вариантом можно считать середину жаркого летнего дня в час-пик. В такие моменты можно почувствовать выхлопные газы буквально на вкус. Раннее зимнее утро – самый лучший вариант.

2. Обходите дороги стороной

Чем ближе вы к любой автомобильной дороге – тем больше концентрация химии и наночастиц, вдыхания которых мы очень хотим избежать. Сторонитесь дизельных грузовиков, особенно, когда пульс довольно высок. То же самое можно сказать и про заторы – лучше перенести тренировку, чем бежать вдоль дорожных пробок.

3. Купите маску для бега

Нет уверенности, что маска-респиратор является надежной защитой, сравнимой с противогазом, но это лучше, чем ничего. Далеко не все готовы тренироваться в таком постапокалиптическом прикиде, но пока электрокары не заменили ДВС, вариантов нет.

4. Держитесь ближе к деревьям

Это пункт не требует пояснений – всегда лучше бегать в парке. Еще лучше бегать в парке, который не окружают со всех сторон нагруженные магистрали. Разумеется, чем больше его зеленая площадь, тем лучше.

Замеры воздуха в наиболее известных среди бегунов парках, таких, как Парк Культуры в Москве или Сосновка в Питере, показали, что это отличные островки безопасности для циклических спортсменов и остальных, нормальных людей.

Исследователи сообщают, что деревья обладают гораздо более широкими возможностями, чем банальная очистка воздуха. Для здоровой жизни человека они просто незаменимы ничем. Жизнь в городе, который лишен растительности, не может считаться полноценной.

Беговая дорожка

Бегуны не любят беговую дорожку и не понимают ее назначения. Даже самый грязный воздух не заставит их стать похожими на модных любителей фитнеса и взойти в спортзале на ленту тренажера. Разве что только в некоторых исключительных случаях.

Приверженцам тепличных условий надо не забывать, что воздух в зале, несмотря на вентиляцию и кондиционирование, может содержать в себе некоторое количество вредных соединений от моющих средств и дезодорантов. По степени безопасности тренировка на складной беговой дорожке в спортзале стоит где-то между парком и улицей.

Плохая экология – это не повод лежать на диване

Личные наблюдения показывают, что городские бегуны и велосипедисты Москвы, Питера, а так же европейских столиц находятся в более выгодном состоянии здоровья, нежели те, для кого отмазки о грязном воздухе или нехватке времени вполне эффективны и успешно работают, позволяя не беспокоиться о спорте.

Поэтому вопрос о пользе бега в городе имеет определенно положительный ответ. Бег до сих пор улучшает здоровье и продлевает жизнь, даже несмотря на состояние экологии. Но если есть возможность завтра поехать на работу на велосипеде, оставив машину на стоянке, пожалуйста, сделайте это.


Источник: runiron.com