Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
В своем рассказе о походе мне бы, конечно, хотелось написать о главном – о людях. Есть ещё в русских глубинках хорошие люди с верой в природу.
Возможно, человек, живущий вдали от благ цивилизации, более человечен и независим от той же цивилизации.
Люди, встречавшиеся на нашем нелегком пути, останавливались и спрашивали, откуда мы и куда направляемся. Они удивлялись тому, что мы идем на мыс Канин нос. Ведь туда и на снегоходах тяжело доехать, а мы собрались добираться на каких-то там "парашютах", спать в палатках, спальниках, иногда в очень сильные морозы. В нашем походе минимальная температура достигала —30 градусов.
Иногда было тяжело и страшно при таких погодных аномалиях, когда с утра стабильный лайт-винд, а через час раздувает ветер под штормовой кайт, и не знаешь, что дальше ждать от такой погоды.
В первый день я задумывался: «А не сойти ли мне с маршрута при таком раскладе: все меня ждут, ноги и руки забиваются после часа такой езды». Но, вспоминая неудачный прошлогодний опыт, я собрался с мыслями и решил: раз пошёл, нельзя сдаваться в начале пути. И мы сделали это! Конечно, не всё прошло идеально - это был мой первый кайтовый поход на дальние расстояния. Порой мне приходилось останавливаться: то лыжа отстегнется, то кайт запутается, то сани перевернутся от передоза ветром. Мы должны были держаться вместе и держать кайты в поле видимости, и парни терпеливо ждали отстающих, а отстающим, в основном, был я.
В походе мало уметь управлять кайтом и лыжами, надо иметь огромный запас выносливости, чтобы с утра, перекусив кашей и шоколадкой с чаем, весь день идти под кайтом в умеренно-сильный ветер, а иногда и сильно-рваный ветер, ещё и на одном галсе.
1 ДЕНЬ ПУТИ
Заброска на снегоходе до Красивого места. Водитель снегохода Алексей, сделал репортаж о покорителях Русского Севера. Разматываем большие кайты, я достал 14-метровый, парни - 18-метровые. Позднее я убедился, что для слабого ветра все-таки нужна «восемьнаха». Но в тот день оказалось, что кайты нужны поменьше: трасса убийственная, жесткий наст с наплывами, мышцы ног забивает через пару минут, ехать нереально, хоть и дует попутный сильный ветер. От резких ускорений мои санки перевернулись два раза, ещё и лыжа отстегнулась. Таких ужасных условий для катания на кайте, я ещё не встречал, поэтому решил взять кайт среднего размера.
У Андрея изначально была проблема с кайтом. При посадке образовалась маленькая дырка в секции. При починке выяснилось, что запуталась подкуполка, и при посадке в этом месте сильно рвануло до дыры.
Раздуло, решили брать «штормовички»(кайты под сильный и штормовой ветер). Пока я накачивал свой кайт, сломал насос (развалилось крепление насоса к шлангу) и попросил Егора по рации привезти другое. Егор решил сделать проще: взял на прицеп санки и меня и буксировал до леса, а свои сани вручил Андрею. Еду на веревке – благодать! )
Дальше нам предстояло пройти пешком 10 километров по лесу. Мы упаковали все лишнее на сани, взяли треккинговые палки в руки и вперед. Выйдя из леса, снова достали кайты. Впереди нас поджидало новое препятствие: пересечь узкую полоску леса и спустится с горки, внизу тоже есть растительность, в виде леса. Первый идет наш штурман Андрей. Спускаясь с горки, проезжая ручей, не замечает, что у него отстегиваются сани, едет дальше, ничего не подозревая, Егор по рации передал: «Андрей куда поехал, санки оставил». Я, недолго думая, решаю проскочить ручей чуть выше, оставленных, и застреваю капитально и сани и лыжи, паркую кайт, пытаясь не зацепить за кусты. Парни паркуются выше в чистом месте, выдергивают сначала Андрея санки, потом кое как мои крепко застрявшие санки, Егор помогает запуститься, и едем дальше.
Начало уже темнеть, решили не идти к Верхнему Мглинскому, а встать тут в лесу, среди сосен. Паркуемся, сматываемся, парни уже поставили лагерь, когда я подошел. Устал физически и морально, переход дался тяжело, дорога тяжелая, питаемся только утром и вечером, днем максимум чай с конфетами или один батончик сникерс и вперед.
Предстоит первая ночевка вдали от людей, но как утром оказалось, зимник проходит недалеко, иногда слышен рокот снегоходов с зимника.
2 ДЕНЬ ПУТИ
Просыпаемся, меня всё не отпускают мысли, куда я поехал и зачем ?. Завтракаем, дует хорошо, решаем запускать штормовые кайты и погнали до озера Верхнего Мглинского, при подъезде к озеру, ветра уже было маловато, сворачиваемся, переходим отрезок леса, и ветер скисает, но всё равно решаем 12 разматывать.
Предстоит заезд на горку через лес, Андрей едет первым, прокладывает нам маршрут среди сосен и кустов. Проблематично, но заезжает на горку, я заезжаю, мало скорости набираю перед заездом и встаю на трети подъема, ветра мало, с санями не вытягивает, толком кайт не крутануть, чтоб вытащило, мешают сосны, в итоге он падает у меня на них. Думаю всё, это конец, прокручиваю в голове варианты с пилой и ползания на деревья, чтоб его снять, придется пилить деревья, но вот подходит порыв и кайт взлетает, парни говорят, отстегивай санки, вернешься пешком за ними.
В итоге кладу кайт наверху между сосен, снега по колено, запутываю его в хлам, в подкуполке, при этом начинает резко раздувать, Андрей выдергивает мои сани наверх, на чистое место, ребята меняют кайты, снова ждут меня ?
На штормовичках доходим до Нижнего Мглинского, где ветер окончательно вырубают. Проверили избы, все закрыты. Встали лагерем на берегу вдоль радиолинии, ужинаем и спать. Ночью температура опускается до минус 30,возможно и ниже,в 4 утра просыпаемся, дремлем, организм борется с холодом. По утру, все чувствуют себя хорошо.
3 ДЕНЬ ПУТИ
Просыпаемся, холодно, градусник показывает минус 26,но светит солнышко, значит потеплеет! Завтракаем, собираемся, смотрим ветра ноль, цель добраться до Неси и созвониться с хорошим знакомым, с прошлого года Григорием Брониславовичем Коткиным. Решаем идти пешком и ловить попутный транспорт.
Идем пешком, ловим снегоход и и вездеход на базе Газели, цепляемся, я с Томасом за газель, Егор в кабину,Андрей за снегоход и мчим на всех парах. В Неси созваниваемся с Брониславовичем, в магазин за допингом, и в гости в тепло,греться,сушиться,зашивать кайт Андрея и набираться калорий перед дальнейшей поездкой, Брониславович нас накормил картошкой с щукой, напоил вкусным чаем из родниковой воды, было очень вкусно и главное тепло, после такой экстремальной ночки. Это ещё не последняя с ним встреча
4 ДЕНЬ ПУТИ
Просыпаемся, Брониславович угнал с раннего утра за бензином на снегоходе в Мезень. Завтракаем и идем пешком через лес на зимник, запускаем большие кайты и мчим. Раздувает, въехали в район, небольших холмов, Егора дозит, он меняет кайт на 12. Я стою, жду, меня резко дергает, отстегивается лыжа, кайт мчится вверх и лопаются все стропы разом, благо была страховка, далеко не улетел. Уже я меняю кайт на 12, мчим дальше, решаем тормознуть мимо холмиков, укрыться там от ветра, попить спокойно чаю, насладиться видом.
Едем дальше, заезжаем в какой-то лес и холмы, заехали в самые дебри. Был жесткий экстрим, с попутным ветром лавироваться между сосен с 1,5 метра, не намотать кайт на них, спуститься с холмов, не зацепить сани за пеньки, и не убиться самому в этом частоколе, адреналин зашкаливал. Я всё таки умудрился зацепить санками пенек и мелкую сосну, хорошо долго не держали, отцепили и сказали проваливай))) Ууух, вроде ушли с этих холмов, и мчим дальше, доезжаем до реки Крутая, ставим лагерь, у ребят возникает идея набрать воды, так как пьем дистиллят из снега, ведь взяли бур с собой для рыбалки, первый раз пробурились нашли песок, второй раз, непонятная жижа, оставили эту идею в покое, ужинаем и спать.
5 ДЕНЬ ПУТИ 22 МАРТА
Просыпаемся, завтракаем, дует сильно, разматываем штормовички и вперед, проезжаем кусты, куда я удачно роняю кайт два раза, на второй цепануло и не отпускает, Егор приходит на помощь, помогая мне, сам роняет кайт в кусты и об кусты дырявит кайт, благо не сильно. Решаем выйти на зимник, направление чистый фордевинд, и махать кайтами. Мне становится мало моей семерки, Томас предлагает обменяться кайтами. Меняемся и мчим дальше, решаем заехать в Шойну, показать Томасу маяк и зайти заодно в магазин. При походе в магазин находиться знакомый Егора, начальник аэропорта Александр, хоть Егор с ним и не был знаком ?
Едем дальше, смотрим на залив, весь заторошен, едем в объезд, проезжаем холмы, аккуратно речку в торосах, где у Андрея отцепляются запасные Пашкины лыжи, подбираем лыжи и мчим до Избы Торна, у Избы нам встречаются двое москвичей, которые спросив разрешения, нас фотографируют и поздравляют меня с Днём Рождения. Изучаем избы, их там три, выбираем самую лучшую, находим дров на ночь, топим печь. Празднуем день рождение, наивкуснейшим свежим медовиком. Егору захотелось кильки, килька оказалась замороженная, ставим в печку отогреваться, едим и спать.
Избы Торна
6 ДЕНЬ ПУТИ
Просыпаемся, завтракаем, доедаю медовик, иду распутывать кайт и ремонтировать стропы на 14-метровый кайт, дуло маловато, хоть и попутка. Егор помогает мне распутывать кайт, я меряю стропы, вяжу узелки, собираемся и снова мчим. Доезжаем до речки Бугряница, парни говорят только, что убежала росомаха. Всех уже порядком дозит, меняем кайты, Томас успел по пути поменять кайт. Смотрим избы и запускаем штормовички, я снова распутываю кайт, все меня ждут, Егор решает помочь, чтоб быстрее умчать от туда. Андрей решил не ждать, а покататься с горок, отцепил санки и давай спускаться, при самом спуске не заметил, что там почти отвесная стена метра два, остановка произошла плечом об снег, думал, сломал что-нибудь. Плечо работоспособно, только больно двигать им, ехать может дальше. Меня распутали, и снова помчали, заехали на высокий берег, с которого Андрей разогнался, и не смог удачно остановиться.
Мчим по дороге на попутном ветре, крутим восьмерки, чтоб по дороге ехать, а не по кустам. Свернули с дороги, уже забрались на Камень Канин Нос. Уже метет, так, что в 20-и метрах силуэт скрывается из виду. В этом снежном облаке, Андрей свалился в неглубокий каньон два раза подряд. При плохой видимости, шел снег, сильно дуло, он пытался прощупать дорогу визуально и на навигаторе, кругом белая пелена из снега. Мы шли на расстоянии друг от друга в метрах 10,чтоб не потеряться. В какой-то момент Андрей уходит из вида, вверху торчит кайт, по рации докладывает: «Упал в каньон, отстегнулись лыжи, всё нормально» потом рассказал, подумал что «зимник», оказался каньон. Стоим ждём, второй раз почти та же история, мы эти каньоны благополучно объезжаем, при этом видимости дороги никакой, метет, белый снег, всё в какой то белой каше. Мчим дальше, уже настрой доехать до Маяка, оставалось км 50. В определенный момент раздуло так, что я триммер почти на максимум затягиваю, благо самый маленький кайт надувастик 7 м из всех, у Егора 10, думаю у него уже передоз, Томас на 9 м, Андрей на 8 м..
Началась снежный буран , идем почти в крутой бейдевинд, практически в слепую. Думаю, в такую «чернь» я ещё не попадал, и что тут вообще делаю, остаться бы в уютной теплой избе Торна, либо на Бугрянице в домике. Но нет, мы мчим на мыс Канин Нос, чтоб доставить паяльник местному радиоэлектрику Валере, но всё это мысли. Вот и в какой то момент у Андрея протирается буксировочный конец от лыжи, по рации докладывается, пока стоим, стою держу кайт в краю окна, чтоб не сдуло «нахер» в эту зыбучую метель, стоим пережидаем, думаем как перевязывать конец.
И вот снег почти пропадает, ветер заходит на 90 градусов и стихает до нуля, кайты падают, мы в недоумении смотрим на всё это, идем закидывать снегом кайты, на всякий случай, чтоб сами по себе не улетели, вдруг снова дунет. Егор с Андреем идут устранять неисправность саней. В дальнейшем не раздуло, встали на ночевку в 40 км от намеченной цели: Мыс Канин Нос.
7 ДЕНЬ ПУТИ
На следующий день дует мало, ещё и против ветра, светит солнышко, благодать, чтоб нежиться на снегу, под лучами полярного солнца. У меня 14 метровый кайт, самый большой размер, у парней 18 м, ставим удлинители, наверху дует сильнее, парни сразу уезжают периодически ждут меня, взбадривают по рации «Роман осталось немного, давай поднажми» в ответ нецензурная лексика, благо они далеко не слышно.? На тот момент устал и морально и физически от «секса» с кайтом в безветрие. Но наконец-то показывается заброшенная радиоантенна, парни говорят мы почти на месте и вот она наша цель Маяк, едем к жилым домам. Принимают нас там, на ура, как родных, знал бы, что будет так, мчал бы изо всех сил. До этого думал, паяльник кинем и помчим обратно ))). И вот Андрей, начальник маяка, встречает, говорит, сворачивайте кайты и ко мне, в тепло греться. И вот мы в тепле, раскладываем вещи для сушки, Валера, местный радиоэлектрик, накладывает горячей жареной картошки, консервированные помидоры, огурцы, капуста и мяса. Напоили сладким чаем. На тот момент мне показалась, пищей богов, днём обедали только в Неси, когда не было ветра.
Пришел Андрей, начальник маяка, сказал: «Ну что наелись, напились, пойдем показывать свои владения». Прокатили нас до маяка, показали линию водораздела Баренцева и Белого моря, и съездили на причал, где я благополучно отколупал камушек от гранитного причала, по колено в снегу. Намекали ещё провести водные процедуры с окунанием сначала в Баренцевом море, а потом и в Белом, все отмолчались. А вечером была культурная программа с застольем и раздачей бесплатного вай-фая.
8 ДЕНЬ ПУТИ
Позавтракали, дует сильно, лавировка, решили запускаться у самого берега, достаем штормовички, я как всегда последний распутываю стропы. Запускаюсь, ветра не хватает, чтоб заехать на пологую гору. Егор берет мои сани, затаскивает до Маяка. Мчим, всем мало ветра, решаем менять на средние кайты. Снова мчим, снова мало и почти безветрие, кто-то ставит удлинители на стропы, я от этой идеи отказался, снова от всех отстаю, уже Томас берет мои сани, но благо раздуло, и я уже со своими санями. Мчим до стоянки, чуть не угодил в дыру с 1м на 1,5 м, и глубиной метр, на дне лёд, похоже родник, главное кругом тундра, и на Камне родник. Доезжаем до нереальной красоты каньона, снова палатка, ужин и спать. Всё ещё на Камне Канин.
9 ДЕНЬ ПУТИ
Завтракаем, по быстрому разматываем большие кайты. До этого передали, что ветра не будет весь день. Мчим. Дует почти попутка, сворачиваем на зимнюю дорогу, всё Канинский камень нас отпустил. Но снова безветрие, кайты падают, ждём, чуток подраздуло. Так доезжаем до Бугряницы, где я переворачиваю санки на крутом высоком берегу реки, отцепляюсь от них, чтоб Томас их спустил, и роняю кайт на середине спуска в кусты, приходиться выпутывать. Томас спускает санки и говорит, что оторвана нога у саней. Егор смотрит на все это дело и говорит: «Фигня, мы в том году на таких же санях возвращались», строгает из березы чопик, забивает в ногу и едем дальше. Едем дальше, вдоль моря, ветра совсем мало, Егор устал меня ждать, берет на прицеп мои санки, и по приезду, узнает, что оторвана нога у своих саней, в общем процессе, у всех наступила усталость металла, а не только организма. Ветер кончился, роняю кайт в кусты, после трех попыток выдернуть кайт из кустов и запустится, забиваю на всё, лежу, отдыхаю. Не доехали до избы Торна 13 км, могли спать в тепле. Снова палатка, ужин и спать. Ночью раздувает так, что поутру проснулись внутри укатанные снегом, санки замело.
10 ДЕНЬ ПУТИ
Завтракаем, достаем штормовички и снова в мчим, иду с затянутым триммером на половину, иногда и на максимум, метет. Курс крутой бейдевинд. Проезжаем Шойну и в 13 км от неё, у Андрея на санях ломает ногу вместе с рамой, кое-как восстанавливаем, кладем на его карбоновые сани за 1200 евро, и решаем гнать в Шойну, оттуда только эвакуация. В Шойне, уже встречает начальник аэропорта Александр, кормит, поит, сушим вещи, проводит культпрограмму с Андреем. Там же находятся у Андрея хорошие знакомые с того года, которые ночью тащат нас до Чижы. Жуткая получилась транспортировка, на улице, кто-то высказался было – 20 оС, мы во всем вооружении, в горных ботинках в санях, на оленьих шкурах и под спальником, в солнцезащитных очках, обледеневшие, замершие, часов пять сидели и ждали, когда всё это кончится! И вот появляется поселок, ребята располагают у себя дома, кормят, поят горячим чаем, съедаем почти все запасы сладкого и спать до утра.
11 ДЕНЬ ПУТИ
В Чиже находим кто утащит нас до полпути до Неси, а с Неси приедет заберет хороший человек и уже наш всеобщий друг Григорий Брониславович Коткин. Где гостеприимно нас принимает в своем уютном доме, кормит, поит, договаривается с эвакуацией на вездеходе до Мезени и вечером загружает нас в ГТС. Можно сказать, «Человек с большим сердцем», второй раз нас уже выручает безвозмездно. Заодно Андрей оставляет бур, чтоб в следующем году точно заехать в гости, попроведать.
Вечером в Мезень на ГТСке,в тепле и уюте, не сравнится с прошлой ночкой. В Мезени ночуем в гостинице и с утра автобус.