Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-04-14 13:55

Почему поморы не сжигали старые лодки?

Почему поморы не сжигали старые лодки?

Даже сегодня можно увидеть, что отслужившие свое останки старых судов в поморских деревнях по многу лет лежат на берегу, но никто из коренных поморов не пытается пустить их на дрова. Вблизи поморских деревень всегда были кладбища засыпаемых песком обветшавших деревянных лодок – морских карбасов, шняк, йол, ледянок и других.

По поморскому обычаю ломать или сжигать морскую лодку – к беде. Морская лодка должна умирать на берегу, пока её окончательно не разрушит само время. Но чем можно объяснить поморский обычай, запрещающий рубить на дрова отслужившие своё карбасы?

Дело в том, что на дальних промысловых становищах в Арктике архангельские поморы, в случае поломки судна, нередко использовали для ремонта детали от оставленных кем-либо из предшественников или выброшенных штормами на берег разбитых поморских лодий. Ведь традиционное поморское судно — это, по сути, деревянный конструктор, в котором детали соединялись не гвоздями, а тонкими и прочными корнями можжевельника и ели (вичьем).

В случае поломки своего судна арктические мореходы вытаскивали его на берег или даже на льдину (для этого они придумали хитроумные приспособления с деревянным крюком и лебёдкой-воротом), затем быстро «расшивали» конструкцию, вынимали сломанные детали (например, опруги-шпангоуты, корги-штевени, или доски-набои из обшивки), после чего легко заменяли их сохранившимися деталями от найденного на берегу брошенного судна.

Кое-где, конечно, детали подтесывали топориком, где требовалось - дорабатывали, долотом, пёркой, скобелем (которые всегда были на борту деревянного судна). А после, заменив деталь – поморские мореходы опять сшивали своё отремонтированное судно вичьем. Из двух разбитых бурями лодок поморы нередко могли собрать одну целую лодку, пригодную для морского плавания и возвращения домой.

Таким образом, лежащие около становищ останки старых судов неоднократно спасали поморам жизнь. Именно этим объясняется широко распространенное до сих пор поморское поверье, что нельзя рубить на дрова брошенные на берегу и, казалось бы, отслужившие свой век морские лодки.

Кстати, в Арктике, в условиях вечного холода, дерево почти не подвергается гниению, благодаря чему детали от старых брошенных поморских судов были достаточно прочными.

Части разобранных судов широко применялись и для строительства домов во многих поморских промысловых поселениях.