Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
3 апреля 1885 года родился известный русский географ-геодезист, исследователь Арктики Борис Вилькицкий. Благодаря ему в 1915-м году Россия приросла новыми территориями – на карте появились Земля императора Николая II и пролив Цесаревича Алексея. Сегодня этот архипелаг между морем Лаптевых и Карским известен как Северная земля. А пролив, отделяющий её от полуострова Таймыр, носит имя самого первооткрывателя – генерала Вилькицкого.
Борис Андреевич Вилькицкий родился в семье гидрографа Андрея Вилькицкого. В 1903-м году закончил Морской кадетский корпус, в чине мичмана участвовал в Русско-японской войне 1904 – 1905 годов. После поражения России царское правительство осознало необходимость освоения северного морского коридора. С этой целью в 1913-м году была собрана Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. Её возглавил капитан Вилькицкий, тогда уже опытный гидрограф, выпускник Николаевской морской академии.
Специально для экспедиции были построены ледокольные пароходы "Таймыр" и "Вайгач". Команде предстояло выполнить съёмку побережья и островов Северного Ледовитого океана. В 1913 году экспедиция открыла Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского. А в 1914 – 1915 годах Борис Велькицкий совершил первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.
Эта работа принесла ему авторитет и международное признание. Участников экспедиции поздравили все географические общества мира. Вилькицкому была присуждена Константиновская медаль Русского географического общества, золотая медаль Парижского географического общества и золотая медаль Шведской академии наук.
Завершение экспедиции пришлось на разгар Первой мировой войны. Вилькицкий счёл своим долгом отложить исследование Арктики и подал рапорт о переводе на корабли Балтийского флота. Его назначили командиром эскадренного миноносца "Летун", чья команда принимала активное участие в боевых операциях Балтийского флота. За удачную постановку минного заграждения у неприятельских берегов офицера наградили Георгиевским оружием.
В июне 1918 года Вилькиций снова отправился в гидрографическую экспедицию. Обстановка в стране в это время была тяжёлой. В связи с оккупацией Украины германскими войсками северные районы лишились продовольствия. Назревал голод. В Западной Сибири были большие запасы зерна, но доставить их можно было только по Северному морскому пути. Организацию этой экспедиции поручили Борису Вилькицкому. По указанию Ленина ему выделили один миллион рублей и документ, разрешавший использовать любые суда, технику и оборудование Балтийского флота.
В начале августа 1918 года власть в Архангельске захватили белогвардейцы. Вилькицкий добровольно перешел на их сторону и продолжил работу экспедиции, но уже в интересах "белых". В феврале 1920 года он эмигрировал сначала в Норвегию, а оттуда в Лондон.
Находясь за рубежом, Вилькицкий продолжал интересоваться проблемами русского Севера, высказал ряд предложений по организации судоходства по Карскому морскому пути. Борис Андреевич искренне переживал за судьбу страны и хотел уберечь её от экономической разрухи. Поэтому он принял предложение возглавить Карские экспедиции 1923 и 1924 годов для укрепления экономических связей Сибири с центральными районами страны. Позднее он с большим энтузиазмом следил за успехами советских полярников в освоении Северного морского пути.
Борис Вилькицкий скончался в 1961 году в Брюсселе. А в 1996 году – в рамках празднования 300-летия российского флота –его останки были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены на Смоленском кладбище.