Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-04-07 07:41

НАХОДКИ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗ РАННЕГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ГНЕЗДОВО В СВЕТЕ КОНТАКТОВ МЕЖДУ РУСЬЮ И КОНСТАНТИНОПОЛЕМ В X ВЕКЕ.

НАХОДКИ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗ РАННЕГОРОДСКОГО ЦЕНТРА ГНЕЗДОВО В СВЕТЕ КОНТАКТОВ МЕЖДУ РУСЬЮ И КОНСТАНТИНОПОЛЕМ В X ВЕКЕ.

Часть IV

Ближневосточные мотивы появляются в византийском прикладном

искусстве с VII в. и характерны, прежде всего, для изготовления шелковых тканей, образцы которых сохранились в церковных сокровищницах Западной Европы и скальном могильнике IX в. Мощевая Балка на Северном Кавказе.

Полихромные блюда происходят из больших и богатых погребальных сооружений Гнездова.

Одна находка происходит из кургана 20 — трупосожжения вт. пол. X в., раскопанного В.И. Сизовым в 1885 г. в Центральной группе курганов.

Другая — это фрагмент, обнаруженный в частично разрушенном трупоположении, исследованном С.И. Сергеевым в той же курганной группе в 1901 г.. Кроме того, маленький фрагмент блюда, на внутренней поверхности которого сохранилась роспись в виде “шахматного” рисунка с желтовато-коричневой подцветкой “клеток”, найден на пойменном участке поселения.

Полихромная кружка с геометрическим орнаментом и кольцевидной ручкой происходит из любительских раскопок конца XIX в., контекст этой находки установить невозможно. На дне этого сосуда отчетливо виден равноконечный крест. Несколько фрагментов другой белоглиняной поливной кружки обнаружено в богатом камерном погребении в Ольшанской группе, расположенной в западной части Гнездовского археологического комплекса.

Абсолютно идентичный фрагмент керамики происходит из раскопок в западной части селища. Можно уверенно говорить, таким образом, о находке двух одинаковых кружек. В декоре этих сосудов сочетаются растительные мотивы и изображения “мальтийских” крестов. По предположению В.Н. Залесской, белоглиняные полихромные кружки и киликовидные чашки с изображениями крестов, заполненные молоком и медом, могли использоваться при обряде крещения византийскими миссионерами взрослых варваров. Помимо Гнездова, литургическая кружка с крестом обнаружена в Новгороде в слое к. X в..

Белоглиняная полихромная керамика, без сомнения, относится к предметам роскоши. Эти хрупкие дорогие сосуды, произведенные в мастерских Константинополя, оказались в гнездовских погребениях, принадлежащих высшему слою аристократии эпохи формирования древнерусского государства. Вероятно, они попали за пределы Византии скорее как дипломатические дары, а не как предметы торговли. Не исключено, что определенную роль в их распространении играли христианские символы.

ТКАНИ И ОДЕЖДА. Несмотря на плохую сохранность органики в гнездовских курганах, сооруженных из аллювиального песка, шесть богатых женских и мужских гнездовских ингумаций содержали остатки шелка, в восьми погребениях обнаружены золотные и серебряные нити, а также круглая пуговица, изготовленная из тонкой проволоки, накрученной на органическую основу.

Фрагмент обгоревшей шелковой плиссированной ткани и обрывки золотных нитей были найдены в слое вт. пол. X в. при раскопках Центрального городища. Предварительные результаты изучения технологии изготовления и декора сохранившихся фрагментов шелка М.В. Фехнер и О.В. Орфинской показывают, что в гнездовской коллекции присутствуют ткани китайского, среднеазиатского, иранского и византийского происхождения.

Так, например, технологические особенности изготовления ткани, фасоны платьев и орнамент позволяют отнести фрагменты двух шелковых женских нарядов из камерного погребения Ц-301 к продукции шелкоткацких мастерских Китая.

К изделиям византийского происхождения относятся фрагменты ленты-тесьмы, вышитой серебряными и золотными нитями. Такая лента украшала головной убор женщины из камерного погребения 198 в Центральной группе курганов.

Обрывки шелковой тесьмы, сплетенной на дощечках, обнаружены в камерных мужских погребениях Поль-62 и Дн-4 в западной части гнездовского некрополя. Присутствие бронзовых пуговиц в обеих камерах (10 и 24 соответственно), а также петли, пришитые к тесьме, показывают, что погребенные в них люди были одеты в распашную одежду — КАФТАНЫ.

Этот вид придворного костюма распространился при дворе византийского императора c к. IX в. Для изготовления ПЕТЕЛЕК ЗАСТЁЖКИ на лицевой стороне кафтана погребенного в камере Дн-4 ВОИНА использовали византийский шелк, уже находившийся в употреблении. Комплекс находок и дендродата (975 г.), полученная для этого погребения, позволяют датировать его последней четвертью X в..

К этому же времени относятся погребения с остатками женской шелковой

одежды из Киева, Шестовицы, Чернигова и Пскова .

Золотные нити и позументы встречаются чаще, чем шелк и свидетельствуют о присутствии несохранившегося привозного текстиля в погребениях или культурном слое поселений. Согласно публикации К.А. Михайлова, ранние образцы золотных нитей обнаружены помимо Гнездова в Киеве, Пскове, Черной Могиле, шести богатых курганах Шестовицкого некрополя и пяти погребениях могильника Тимерево.

Пряденые золотные нити найдены также в культурных напластованиях Старой Ладоги и Рюрикова Городища вт. пол. X в.

Расшитая золотными нитями тесьма и позументы из золотой и серебряной проволоки украшали головные уборы, обрамляли края парадной верхней одежды — туники, рубахи, кафтана, плаща или фартука.

Близкие параллели гнездовским золотным нитям и позументам происходят из богатых погребений Бирки и других аристократических захоронений

Швеции и Норвегии. Остатки драгоценного текстиля, включая золотные и серебряные нити, встречены в 22 датских курганах, сооруженных в сер. VI — сер. XI в..

В составе некоторых погребений из Гнездова (Ц-198, 301, 306, Дн-4), Шестовицы (78), Киева (камера 49 на территории Михайловского Златоверхнего монастыря), Пскова (камеры 1 и 3 Старовознесенского II раскопа) шелк и золотные нити соседствуют с атрибутами христианской веры — серебряными крестиками или свечами. Эти находки свидетельствуют о распространении христианства до официального крещения Руси среди представителей аристократии, поддерживающих прямые дипломатические и торговые контакты с Византией.

Влияние новой религии прослеживается и в находках текстиля в составе богатых погребений X в. на территории Дании, Северной Германии, могильников Бирки и Вальсгерде в Средней Швеции.

Для русов, посещавших Константинополь в X в., шелк, ценимый наравне с золотом, был наиболее желанным продуктом “мастерских великолепия”. Согласно “Книге Эпарха” выделка и продажа шелка контролировались государством, которое гарантировало его высокое качество. Стоимость драгоценного текстиля, разрешенного к вывозу из империи, не должна была превышать 50 номисм.

По договору 944 г. устанавливался официальный имперский контроль над вывозом шелка: ткани осматривались и пломбировались специальными печатями государственного чиновника [ПВЛ 1950, 233].

Однако, несмотря на строгие ограничения, в X в. поступление шелка в

Европу последовательно возрастает. Помимо торговых операций, русы получали шелк в качестве дипломатических даров и дани. В качестве императорского дара шелк был важнейшим элементом византийской внешней политики. В летописном рассказе о крещении Ольги, княгиня получает от императора золото, серебро, шелк и сосуды [ПВЛ 1950, с. 241–242].

Необычная находка, свидетельствующая об одном из видов парадного костюма, происходит из погребения Оль-30, исследованного в 1988 г. На основе сохранившейся органики и погребального инвентаря установлено, что в этой большой камере, относящейся ко вт. пол. X в., были похоронены двое мужчины, две женщины и две лошади. Среди многочисленных находок особый интерес для нашей темы представляют миниатюрные разноцветные стеклянные пластины (около 100 экземпляров) квадратной, прямоугольной и листовидной формы, вырезанные из обломков сосудов и оконного стекла, о происхождении которого трудно говорить без данных о его химическом составе.

Судя по компактному расположению пластин в погребальной камере, они украшали несохранившиеся изделие из органики, сложенное в несколько слоев. Накладки, вероятно, нашивались на текстиль с помощью шелковых или золотных нитей, обрывки которых также зафиксированы в обсуждаемом погребении.

Возможный путь реконструкции этой погребальной одежды дает мраморная икона св. Евдокии из монастыря Липс в Константинополе, датируемая нач. X в. Выполненная из разноцветного мрамора фигура женщины в полный рост инкрустирована прямоугольными вставками из стекла тех же цветов, что и гнездовские экземпляры — красного, зеленого, синего и бирюзового.

Очевидно, мастер стремился отобразить богатство одеяния, соответствующего ее императорскому статусу.

Ценность византийского официального костюма составляли не только шелк и золотное шитье, но и значительное количество драгоценных и полудрагоценных камей, нашитых на текстильную основу. Чем выше был ранг чиноника, тем больше камней помещали на его одежду, и тем

труднее ему было перемещаться.

Подражая облачению византийских императоров, короли франков носили

парадную одежду, украшенную камнями. В “Псалтыри Лотаря” (842 г.) есть портрет короля в тунике и плаще, расшитых цветными накладками круглой, овальной и прямоугольной формы. Такими же вставками инкрустированы

туфли, ножны меча и основание трона. Очевидно, что художник изображал дорогие камни, подчеркивающие великолепие инсигний власти.

Стеклянные пластины заменяли, вероятно, драгоценные камни, украшавшие парадную одежду василевса и его приближенных. Можно предположить,

что шелковые одеяния, расшитые цветными стеклами, изготавливали в императорских мастерских специально для дипломатических даров. В мире

“варваров” их потребителями были архонты и знатные люди, стремившиеся получить парадные облачения представителей константинопольского двора.

Аналогичные накладки только в меньшем количестве найдены в

Киеве (27 экземпляров) и Пскове -11. Судя по малому количеству, они

были предназначены для украшения круглых очелий-воротников или ЛОРОСОВ, также имеющих прототипы в придворной моде средневизантийского периода.

Несколько накладок из слюды, прозрачного и бесцветного стекла

на свинцовой основе, имитирующих зеркала, в оправе из золотных и

серебряных нитей происходят из женских погребений в Бирке. Они

обнаружены около головы (погребение 559), на сумочке с вышивкой

(погребение 735) и на шелковой ткани с позументом (погребение 832). Круглые и треугольные подвески из золотных и серебряных нитей с золотыми и стеклянными вставками найдены также в погребении п.п. X в., совершенном в корабле, в Лэдбю на Северо- Востоке датского острова Фюн.

Как полагают, символическое значение этих украшений связано с библейскими сюжетами: золотые колокольчики (тинтинабулы) и плоды граната (яблока), сплетенные из нитей, украшали подол верхней ризы — одеяния священника “чтобы слышен был звук, когда он будет входить в святилище перед лицом Господним” (Исход, 28).

Судя по изображениям императоров на знаменитых рельефных пластинах из слоновой кости сер. — вт. пол. X в. — “Коронование Константина VII” (ГМИИ), “Коронование Романа II и Евдокии” (парижская Национальная библиотека) и “Коронование Оттона II и Феофано” (музей Клюни), подвески-тинтинабулы украшали подол туники василевса, подчеркивая божественную природу его власти.

Ритуал константинопольского двора, включая особую императорскую одежду, значительно повлиял на придворный костюм Западной и Северной

Европы.

Так, например, известен шелковый пояс Оттона IV (1198– 1218 гг.) с серебряными подвесками-тинтинабулами. По-мнению Инги Хэг, кафтаны, декорированные шелком, золотными нитями, позументами в виде колокольчиков и плодов граната, а также головные украшения из золотных нитей из погребений 524, 561 и 628 в Бирке, принадлежали представителям королевской семьи.

Несмотря на то, что образцы шелка и золотного шитья известны в Скандинавии с сер VI в., пик их распространения относится к вт. пол. X в. Исследователи связывают этот факт с начальным этапом распространения христианства среди высшего слоя аристократии. Поступление драгоценной одежды на территорию Северной Европы было связано как с дипломатической и торговой активностью русов в Константинополе, так и тесными контактами с империей Оттонов. Это заключение верно и для материалов, происходящих с территории Древней Руси, в том числе шелка, позументов и золотных нитей из Гнездова.

Ениосова Н.В., Пушкина Т.А.