Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-04-14 10:00

Как космическая программа помогла СССР победить нацистскую Германию

Фридрих Цандер и ГИРД
ИА Красная Весна

12 апреля вся страна праздновала День космонавтики, названный так в честь первого полета человека в космос. Впервые в истории человек преодолел земное притяжение и вылетел за пределы её атмосферы. Этой мечтой жили многие советские люди. Именно благодаря этой мечте СССР удалось оказаться первым в освоении космоса. Сегодня Россия как никогда нуждается в том, чтобы народ снова поверил в будущее и задумался о том, куда мы идём. Сказать проще чем сделать, но опыт такого делания у нас есть. Попробуем взглянуть на то, как и из чего родилась космонавтика, а затем и космическое первенство СССР.

В 1931 году в СССР была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД) — общество конструкторов, стоявших у самых истоков русской космонавтики. В народе этих людей называли «Группой Инженеров, Работающих Даром». Они сами не были против такого названия. В то время советское государство еще недостаточно окрепло, чтобы выделять средства на столь амбициозные и, как в то время казалось, несбыточные проекты, как полет на Луну и на Марс.

Но, несмотря на это, коллективы, чьей мечтой было отправиться в космос, росли с неимоверной скоростью. Это были люди, для которых мечта о полете человечества в космос была куда важнее, чем собственное благополучие. Одной возможности работать и создавать аппараты для выхода в космос и межпланетных перелетов было для них достаточно. Российская космонавтика создавалась в кипящем котле множества идейных и волевых людей.

Руководителем и идейным вдохновителем ГИРД был Фридрих Артурович Цандер. Коллеги с огромной теплотой отзывались об этом человеке, потому что всю свою жизнь он посвятил одной идее, которая выражалась его вечным девизом: «На Марс! Только на Марс!».

Фридель, как его называли родные, родился 11 августа 1887 года в Риге. Сама природа предвещала ему космическое будущее. Накануне, 7 августа случилось солнечное затмение, а в ночь с 10 на 11 число вдруг пошел «звездный дождь». Решающее воздействие на воспитание мальчика оказал его отец, который был врачом и увлекался естественными науками.

«Мой отец был большим любителем естествознания, — писал Фридрих Артурович в автобиографии много лет спустя, — и мы, дети, с ним часто посещали зоологический музей в Риге, в котором он в то время работал. Разнообразные экзотические животные, в особенности птицы, совместно с рассказами о том, что мы на других земных шарах могли бы найти… неведомых нам существ, а также и метеориты, которые хранились в музее, развили во мне с раннего детства стремление лететь на звезды».

Эта мечта запала в душу ребенка настолько глубоко, что всю свою жизнь он посвятил именно её осуществлению. Он пошел в училище в первую очередь для того, чтобы научиться конструировать космические корабли. Здесь он впервые познакомился с исследованиями Константина Эдуардовича Циолковского.

«В последнем классе училища, — вспоминал Фридрих Артурович через двадцать лет, — перед зимними каникулами наш преподаватель… прочел нам часть статьи, написанной К.Э. Циолковским в 1903 году, под заглавием «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

На мальчика, который грезил полетом на Марс, работа Циолковского произвела неизгладимое впечатление. Циолковский описывал полет в космос как нечто реально осуществимое. Вот как он описывает невесомость: «Выпущенный осторожно из рук предмет не падает, а толкнутый — двигается прямолинейно и равномерно, пока не ударится о стенку или не наткнётся на какую-нибудь вещь, чтобы снова прийти в движение, хотя с меньшей скоростью. Вообще, он в то же время вращается, как детский волчок. Даже трудно толкнуть тело, не сообщив ему вращения». На тот момент было множество произведений о межпланетных перелетах, но эта книга отличалась от других своей научной точностью. Циолковский писал так, как будто уже сам побывал в космосе. Даже несмотря на то, что в начале книги автор говорит, что «до путешествия в пространство «ой как далеко», это осуществимо, а для молодого Фридриха это было самое главное.

После окончания училища, желая идти дальше к своей мечте, он пошел в Рижский политехнический институт. Но его пришлось покинуть. Цандер накануне революции 1905 года распространял большевистскую агитацию и не согласился дать расписку о своей политической благонадежности, что вынудило его покинуть университет. Поэтому поехал учиться в Королевское высшее техническое училище в Данциге.

Одним из ярких воспоминаний его молодости была покупка подзорной трубы. Он целыми ночами просиживал на крыше своего дома и смотрел на звёзды, планеты, метеориты. Его сестренка Маргарета рассказывала, как вместе с ним «дрожа от холода и волнения, смотрела в трубу, а Фридель приглушенным голосом рассказывал о пятнах на Луне, о протуберанцах на Солнце, о каналах на Марсе, о кольцах Сатурна и, наконец, о нераскрытых еще тайнах Млечного Пути. Он говорил о безграничном, его зеленые глаза светились, как у фанатика, и я слышала, как он шептал: «Мы должны полететь туда!».

Цандер окончил обучение 31 июля 1914 года. Через три дня после того, как Гаврило Принцип убил в Сараеве эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда. Это заставило юношу отложить планы по работе над проектом марсианской экспедиции. Он пошёл на завод по изготовлению резины «Проводник», хотя даже здесь он работал, в первую очередь, для того, чтобы понять, как лучше использовать резину в межпланетных перелетах. Вместе с заводом он был эвакуирован в Подмосковье и после окончания войны так и остался в Москве, понимая, что только здесь может быть положено начало русской космонавтике.

После революции, работая на заводе «Мотор», он вплотную берется за разработку проекта межпланетного корабля. В апреле 1923 года Цандер уже публикует этот проект перед коллективом рабочих. В дальнейшем он ставит целью разработку реактивного двигателя, при этом, видя открывающиеся перспективы, он понимает, что одному эту работу ему сделать не по силам, поэтому активно занимается распространением идей о полетах в космос.

В 1924 его доклад производит огромное впечатление в стенах МГУ во время диспута «Полет на другие миры». Три года спустя Ассоциация изобретателей инвентистов (АИИЗ) организовала Первую мировую выставку межпланетных аппаратов и механизмов, конструкторский отдел которой открывался экспозицией, посвященной трудам Цандера. Выставка пользовалась огромным успехом.

30 ноября 1928 года он делает в МГУ доклад, в котором уже приводит результаты предварительных расчетов двигателя ОР-1 — Первый опытный реактивный. Необходимость создания команды единомышленников встает всё более остро и 12 декабря 1930 года в газете «Вечерняя Москва» выходит объявление: «Ко всем, кто интересуется проблемой «межпланетных сообщений», просьба сообщить об этом письменно по адресу: Москва, 26, Варшавское шоссе, 2-й Зеленогорский пер., д. 6, кв. 1. Н.К. Федоронкову». На него откликнулось более 150 человек.

В сентябре 1931 года была создана группа ГИРД, целью которой являлось создание реактивного двигателя ОР-1 и реактивного самолета РП-1. В неё входил также и будущий глава советской космонавтики Сергей Павлович Королёв.

Первое время средств на поддержку группы энтузиастов, ставящих своими целями покорение космоса, государство практически не выделяло. И приходилось работать над делом своей мечты вторым рабочим днем после основной работы. В апреле 1932 года Осоавиахим выделил для ГИРД подвал здания на углу Садово-Спасской улицы и Орликовского переулка. Это был темный, холодный и сырой подвал с земляным полом. По внешнему виду он совершенно не соответствовал высоким устремлениям его будущих обитателей. Однако, это уже было свое помещение. Гирдовцы облагородили подвал, провели туда электричество и практически на год он стал для них родным домом.

Здесь и проходила работа над созданием первых в СССР ракет на гибридном и жидкостном топливе ГИРД-09 и ГИРД-X.

Фридрих Цандер, получив возможность полностью отдаться делу своей жизни, с головой ушёл в работу. Он часто оставался спать на рабочем месте, в результате чего Королев специально дал указание коллегам, чтобы последний уходящий забирал с собой и Цандера. В конце декабря 1932 года, стремясь отметить Новый год испытаниями двигателя ОР-2, в ГИРД объявили «неделю штурма». Настало долгожданное для Цандера время, когда можно было вообще не ходить домой.

Инженер Л.К. Корнеев вспоминает об этом времени: «Все гирдовцы работали буквально сутками. Помнится, как в течение трех суток не удавалось подготовить нужного испытания. Все члены бригады были моложе Цандера и значительно легче переносили столь большую нагрузку. Видя, что Фридрих Артурович очень устал и спал, что называется, на ходу, ему был поставлен ультиматум: если он сейчас же не уйдет домой, все прекратят работать, а если уйдет и выспится, то все будет подготовлено к утру и с его приходом начнутся испытания. Сколько ни спорил и ни возражал Цандер против своего ухода, бригада была неумолима. Вскоре незаметно для всех Цандер исчез, а бригада еще интенсивнее начала работать. Прошло пять или шесть часов, и один из механиков не без торжественности громко воскликнул: «Все готово, поднимай давление, даешь Марс!» И вдруг все обомлели. Стоявший в глубине подвала топчан с грохотом опрокинулся, и оттуда выскочил Ф.А. Цандер. Он кинулся всех обнимать, а затем, смеясь, сказал, что он примостился за топчаном и оттуда следил за работами, а так как ему скучно было сидеть, то он успел закончить ряд расчетов и прекрасно отдохнуть».

23 декабря был, наконец, закончен монтаж двигателя на стенде. ОР-2 был готов к испытаниям. Вспоминает механик Б.В. Флоров: «Когда двигатель и вся стендовая установка были готовы к стендовым испытаниям, то не только наша бригада, но и все гирдовцы — инженеры, конструкторы, механики, токари, слесари и даже подсобные рабочие — не уходили из цеха. Ждали прихода Цандера. У меня и моих товарищей — механиков М.В. Воробьева и В.П. Авдонина — возникла мысль прикрепить флажок на бак охлаждения установки… Как только флажок из красной бумаги с надписью: «Вперед, на Марс!» на стальной проволоке был установлен, вошел Ф. А. Цандер. Увидав флажок, Цандер с загоревшимися глазами, от души и в каком-то экстазе воскликнул: «На Марс! Только на Марс!» По щекам инженера текли слезы — слезы радости. Этот день и слезы Цандера я не забуду никогда!».

К сожалению, сам Цандер не смог стать свидетелем успешного запуска ракеты, над которой работал. Во время поездки на отдых и лечение в Кисловодск он подцепил тиф и 28 марта 1933 года умер. Последней его телеграммой для коллег по ГИРД были слова, переданные 18 марта 1932 года: «Вперед, товарищи, и только вперед! Поднимайте ракеты все выше и выше, ближе к звездам!».

Спустя полгода под руководством Сергея Королева ракеты ГИРД-09 и ГИРД-X были доделаны и успешно запущены в воздух 17 августа и 25 ноября 1933 года. Это положило начало успешному освоению Советским Союзом воздушного, орбитального и межпланетного пространства. И уже той же осенью 1933 года на основе московского ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в стенах которого была разработана ракетная установка «Катюша».


Источник: rossaprimavera.ru