Отдельные элементы «Большой ракеты» уже проходят испытания. Фото с сайта www.spacex.com
Уже через год Илон Маск начнет испытания принципиально новой «Большой ракеты» (BFR), которая снизит стоимость вывода килограмма груза на земную орбиту в 200 или даже в 300 раз. Такое качественное изменение технологий превратит нынешние ракеты в музейные экспонаты, такие же как паровозы, пулеметы «Максим» или пленочные фотоаппараты. Подобные прорывные новации экономисты называют закрывающими, поскольку они полностью закрывают целые отрасли производства, основанные на уходящих технологиях. Возможность качественного изменения транспортных и ракетных стандартов многим кажется сегодня фантастикой. Хотя именно такая смена технологий и происходит на протяжении последних столетий технологического прогресса.
Всего через несколько лет нынешние ракеты-носители могут безнадежно устареть. Стоимость вывода килограмма полезной нагрузки в космос с помощью европейских ракет-носителей «Ариан» или российских «Союзов» и «Протонов» может оказаться совершенно неконкурентоспособной. На смену им придут полностью многоразовые корабли, стоимость запуска которых определяется лишь ценой относительно недорогого кислорода и топлива.
Основатель и руководитель SpaceX Илон Маск рассказал на ежегодном фестивале технологий в Техасе, что его компания будет готова запустить первую ракету, предназначенную для полетов на Марс, уже в 2019 году. Осенью прошлого года он объявил о планах отправить грузовой корабль на Марс к 2022 году. А конечная цель компании — колонизация Красной планеты, которая начнется, по мнению Маска, уже к 2024 году.
И главным технологическим козырем Маска должна стать вовсе не его тяжелая ракета Falcon Heavy, а принципиально новая «Большая ракета» BFR. В этой модели Маск доведет идею многоразовости до полного воплощения: ступени и сами корабли будут такими же многоразовыми, как и нынешние авиалайнеры. При этом основная часть эксплуатационных расходов будет ограничена лишь стоимостью топлива.
Многоразовые технологии уже обеспечили ракетам SpaceX конкурентное преимущество. Уже на отработанной ракете Falcon 9 (предыдущего детища) Маск снизил стоимость доставки грузов до уровней, сопоставимых с ценами Роскосмоса, который до недавних времен именно дешевизной своих услуг занимал серьезную долю космического рынка (до 60%).
«Космическая революция, совершенная Илоном Маском, – это не возвращающиеся ракетные ступени, а американские ракеты, даже одноразовые, дешевле русских», – написал в своем блоге эксперт космического рынка Виталий Егоров. По его данным, цена Falcon-9 – 62 млн долл. против 65–70 млн за российский «Протон», а «Ангара» стоит как минимум на треть дороже «Протона». Falcon Heavy отбирает долю рынка и у другого своего конкурента – европейской ракеты Ariane 5.
Сейчас на заводе в Калифорнии Маск работает над аппаратом нового класса BFR, с помощью которого он обещает отправлять по сотне пассажиров за раз на Марс (грузоподъемность ракеты 150 т), а также перевозить землян в пределах Земли, но с невероятной скоростью, не более одного часа по самому длинному из маршрутов, например из Нью-Йорка в Дели. За счет многоразового использования первой ступени этого монстра Маск обещает снизить стоимость доставки в космос с 12 тыс. долл. за килограмм до фантастических 40 долл.
То есть его технологии грозят «закрыть» не только обычное ракетостроение, но и дальнемагистральную авиацию, как, например, в свое время цифровая фотография сделала ненужными пленочные аппараты, а скоростные электропоезда – паровозы. Ставятся под вопрос «одноразовые» проекты по отправке людей на Луну и тот же Марс, которые проговариваются в США, России и Китае.
Накануне выборов президента было опубликовано интервью Владимира Путина, в котором он сообщил о планах возродить советскую лунную программу, а потом и запустить аппараты в сторону Марса. «Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски – для исследования дальнего космоса, и будет лунная программа, затем исследование Марса. Первое – это совсем скоро – в 2019 году, потом мы собираемся запустить в сторону Марса миссию», – сказал Путин в фильме Андрея Кондрашова, который был опубликован в соцсетях.
Но если SpaceX уже работает над проектом самодостаточных марсианских поселений, то какой смысл выбрасывать деньги на бессмысленную «одноразовую» марсианскую миссию? В этом смысле прогресс BFR может «закрыть» всю космическую программу РФ.
Опрошенные «НГ» эксперты осторожны в оценках планов Маска, но признают оригинальность его идей, преданность делу и высокую скорость реализации проектов.
«В ближайшие годы возможно появление и других технологических решений, – обращает внимание первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – В целом направление, которое ведет Маск, сейчас очень перспективное, а скорость, с которой он работает, больше никому не под силу, поскольку Маск настоящий фанатик своего дела».
«Если бы Маску удалось достичь объявляемых результатов, то его идеи были бы очень быстро скопированы всеми основными игроками, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Анатолий Вакуленко. – Кроме того, некоторые страны будут платить за космические запуски дороже, но своим компаниям – это вопрос национальной безопасности».
«Никаких полетов на Марс не будет ни у Маска, ни у Путина, – сказал «НГ» Виталий Егоров. – Маск в 2019 году только начнет испытывать корабль, который когда-нибудь сможет добраться до Марса. Но должно произойти очень много всего, чтобы такие полеты стали реальностью. Вся космонавтика к Маску не уйдет в любом случае. Государственные заказы России, Индии, Китая ему никто не отдаст, а это половина всех ракетных пусков. Даже коммерсанты не пойдут все сразу к нему и будут раздавать заказы его конкурентам, чтобы не создавать монополию».
В Роскосмосе «НГ» сообщили, что пока техника не позволяет человеку без критических последствий добраться до Марса. «Вместо человека на Марс прилетит капля жидкости: пока лишь идет разработка антирадиационной защиты, которая позволит защитить экипаж от воздействия солнечной радиации».
Источник: www.ng.ru