В приладожских курганах обнаружены фрагменты шелковых, шерстяных и льняных тканей, золотных лент, шерстяной и полушерстяной тесьмы, а также нити из шерсти и шелка, которые использовались для шитья и декорирования текстиля. Исследованы фрагменты меха и кожи.
Шерстяной текстиль представлен грубыми тканями с нитками неравномерной толщины и тонкими кустарными сукнами со следами начеса. Сырьем служила шерсть от груборунной овцы местной породы, большую часть года содержавшейся на подножном корме.
Изготовленные на ткацком стане материалы имели полотняное, простое саржевое и саржевое «в елочку» переплетение. Несмотря на некоторую близость к текстилю синхронных памятников Северо-Запада и Волго-Окского междуречья, шерстяные ткани из приладожских курганов свидетельствуют о самобытном уровне ткачества.
Шелковые ткани, золотные ленты и вышитые золотными нитями изделия, подтверждающие высокий статус погребенных, поступали в Приладожье, по всей вероятности, из Средней Азии в результате активных торговых контактов.
Богатейший материал курганов представлен ювелирными изделиями из цветного металла, предметами железоделательного производства, вооружением, глиняной и металлической посудой, а также фрагментами текстиля.
Небольшие остатки тканей, к сожалению, не позволяют реконструировать покрой и детали одежды.
Надо сказать, что не всегда этому виду изделий уделялось должное внимание, к тому же часть артефактов, добытых при раскопках курганов, в том числе и текстиль, исчезли в военное время.
В силу этих обстоятельств предметом нашего исследования является небольшая коллекция, собранная при раскопках курганов на р. Ояти А.М. Линевским и хранящаяся в фондах ИЯЛИ КарНЦ РАН. Однако мы не могли пренебречь текстильными образцами из других курганов, находящимися в Гос. Эрмитаже, но необработанными по методике, предлагаемой в этом издании.
Ткани из погребений Приладожской курганной культуры впервые были подвергнуты комплексному анализу О.И. Давидан (1989). Ею изучены 78 образцов текстиля: 42 из фондов Гос. Эрмитажа (раскопки В.И. Равдоникаса, Г. П. Гроздилова и Н.Н. Чернягина), 36 из фондов ИЯЛИ КарНЦ РАН (раскопки А.М. Линевского).
Технологический анализ осуществлен О.И. Давидан, анализ волокна проведен в химической лаборатории Гос. Эрмитажа Е.А. Миколайчук по методу, примененному ранее при исследовании староладожских тканей.
В кургане Новосельск-14 в женском погребении, датируемом XI в., собраны «обрывки шерстяных тканей саржевого переплетения. На одном обрывке имеется шов, выполненный нитью правой крутки, и к этой ткани пришита полоска шелковой ткани. В другом – края двух кусочков шерстяной ткани подогнуты и соединены кусочком светлого шелка, перехваченного плетеным шнурком из шерстяных нитей». В Заозерье-6 обрывки тканей обнаружены при расчистке двух погребений X в.
В мужском сохранились остатки шерстяной и шелковой тканей на бронзовых оковках рога и под берестой, поскольку не были на погребальном костре.
В кургане Леоново -112, в мужском трупоположении X в., кусочки холста прослежены под поясом, фрагменты черной и темно-красной шерстяной ткани саржевого переплетения – на лицевой стороне поясных бляшек.
Авторы очерка полагают, что, возможно, погребенный был облачен в холщовую одежду, прижатую поясом к телу, затем в теплую или накрыт покрывалом из черной и темно-красной шерстяной ткани.
В женском погребении Алеховщина - 1 XI в. обнаружены шерстяная ткань саржевого переплетения и обрывок шерстяной ткани, украшенной бронзовыми колечками и спиральками («кольчужная» ткань).
Согласно О.И. Давидан (1989), «кольчужные» ткани были широко распространены у финнов и балтов, но по технике исполнения они различны. Ткань из Алеховщины ближе к латгальским образцам женских накидок-виллайне, украшенных бронзовыми колечками.
Большое количество фрагментов тканей выявлено при раскопках курганов Чёлмужи - 2 и Чёлмужи - 5 в трупоположениях в срубах XI в..
По мнению О.И. Давидан, в Челмужи - 2 в женском погребении с ребенком сохранились куски шерстяной ткани саржевого переплетения. Один кусочек пристал к лицевой стороне бронзового браслета, второй – к бронзовой бусине, к третьему пришита двухцветная шерстяная тесьма.
Тесьма еще двух видов сохранилась в обрывках: одна из красных и темно-зеленых нитей, вторая с узором из золотистых и коричневых поперечных полос и с кисточкой из петель, перехваченных двойной золотистой нитью. Из этого же погребения происходит кусочек ткани полотняного переплетения, приставший к бронзовому браслету. Здесь же обнаружен обрывок вязаного изделия (рукавицы? носка?), выполненного из очень толстых нитей (пух 84 %, тонкая ость 16 %). Кроме того, среди находок имеются отдельные шнурки (некоторые, по-видимому, части тесьмы).
В мужском погребении сохранилось пять обрывков шерстяных тканей: два образца обычной саржи, три полотняного переплетения (один обрывок с вышивкой ромбами).
Во втором мужском погребении хорошо видны отпечатки ткани простого саржевого переплетения.
В кург. 5 в погребении женщины и ребенка определены О.И. Давидан три обрывка шерстяных тканей: обычная саржа, саржа «в елочку» и полотняного переплетения (последняя зафиксирована на бусах детского погребения). У головы женского погребения обнаружен маленький кусочек шелковой ткани (Давидан, 1989), по нашему мнению, вероятно, от головного убора.
О.И. Давидан определены и остатки тканей из раскопок А.М. Линевского. Шелковые изделия с золотным шитьем изучены и опубликованы М.В. Фехнер (1985).
Сравнивая ткани приладожских курганов с синхронными тканями из Старой Ладоги, Новгорода, финских могильников Волго-Окского междуречья, латгальских погребений и могильника Залахтовье, О.И. Давидан пришла к выводу, что по направлению крутки пряжи и переплетению они ближе всего к тканям финских могильников Волго-Окского междуречья.
Однако, как подчеркивает исследовательница, ВОПРЕКИ существовавшему МНЕНИЮ, согласно которому ткани саржевого переплетения «В ЁЛОЧКУ» являются финно-угорскими по происхождению (Ефимова, 1966), область распространения их не ограничивается финно-угорской территорией – они встречены в шведском могильнике Бирка, в польском городе Волине.
Ткани приладожских курганов отличаются от синхронных новгородских.
Есть отличия от тканей Старой Ладоги.
Что касается тканей из латгальских могильников, то по крутке нитей они идентичны приладожским, но в них отсутствует саржа «в елочку».
Но зато в кургане Алеховщина - 1, по определению О.И. Давидан, выявлен обрывок виллайне латгальского вида. Ткани могильника Залахтовье по крутке нитей можно сравнить с приладожскими, но они лучшего качества.
После статьи О.И. Давидан о тканях приладожской курганной культуры прошло более 20 лет.
За это время усовершенствовалась методика работы с тканями с применением естественнонаучных методов, существенно возросла база данных археологических артефактов, к тому же не все образцы тканей из курганов, раскопанных А.М. Линевским, особенно из шелка, были подвергнуты тщательному анализу.
Поэтому мы, С.И. Кочкуркина и О.В. Орфинская, вооружившись новыми знаниями, решили вернуться к этому источнику в надежде на получение новой информации о качестве тканей, их происхождении и, возможно, деталях костюма населения Приладожья в X–XII вв.
Изучение проведено О.В. Орфинской в Центре исследования исторических и традиционных технологий Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им Д.С. Лихачева (Институт наследия, Москва) с целью обобщения всей полученной информации по текстильным изделиям, обнаруженным в ходе раскопок приладожских курганов. Методы исследования: структура тканей, тесьмы и лент исследовалась методами оптической микроскопии в неполяризованном свете (МБС-10), увеличение 10х–40х; для выяснения природы текстильных волокон использовались методы оптической микроскопии в проходящем и отраженном поляризованном свете (ПОЛАМ-Р-212), увеличение 200х–400х...
Анализируемые археологические ткани, добытые из ку-ганных групп на р. Ояти и исследованные А.М. Линевским, названы по ближайшему населенному пункту в Лодейнопольском районе Ленинградской области: Акулова Гора, Кургино, Гайгово, Нюбиничи, Кяргино-Круглицы. Последовательность описания курганных групп дана в соответствии с их расположением от устья к истоку реки.
КУРГАННАЯ ГРУППА АКУЛОВА ГОРА располагалась на высоком (около 25 м) песчаном озе, тянущемся вдоль правого берега р. Ояти (примерно в 200 м от него) и спускающемся к ней крутым обрывом, на правом берегу ручья Свиного, протекающего по глубокому оврагу, с правой стороны развилки дорог в Имоченицы-Бор (в Имоченицах во второй половине XIX в. размещалась усадьба, принадлежавшая известному художнику В.Д. Поленову) и в д. Кадыевщина.
Три кургана находились на западной окраине д. Акулова Гора среди хозяйственных построек.
В группе насчитывалось 19 КУРГАНОВ диаметром от 6 до 13 м, высотой от 0,5 до 2 м. На насыпях, находившихся в парке, внешне сохранивших относительно правильную форму, прослежены остатки столбов от садовых сооружений, в других имелись ямы. Половина разрушенного кургана, как сообщает Х. Салонен, раскопана в 1877 г. Д. Европеусом, обнаружившим в нем только удила . В 1920-е гг. курганная группа исследовалась В.И. Равдоникасом, в 1940-е гг. – А.М. Линевским. О ней упоминал в своем дневнике Н.Н. Чернягин (1937, л. 5). В.И. Равдоникас раскопал кург. 2 и 3, которые были соединены хозяином усадьбы перемычкой; А.М. Линевским вскрыты 18 курганов, расположенных на краю поля. Группа примечательна РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ НАСЫПЕЙ.
Среди них – крупные прямоугольные курганы, занимавшие восточную часть могиль-ника, небольшие и низкие, крутые и высокие, крутосклонные с плоской вершиной и круто-склонные квадратной формы. В кург. 2 и 3 выявлены следы деревянных столбов от четырехугольной конструкции, возможно, культовой постройки. Кроме того, как показали разведочные работы в 1982 г., многие курганы имели глубокие ровики. Исследованные насыпи продемонстрировали РАЗНООБРАЗИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДОВ.
В основании каждой, за редким исключением, присутствовал зольно-углистый слой. Два кургана разрушены, кург. 1, 8 и, возможно, кург. 10 захоронений не содержали. Умершие погребены по обряду трупоположения.
В кург. 9 и 12 наряду с трупоположениями зафиксированы два трупосожжения: в первом кальцинированные кости находились в срубе, во втором – в могильной яме.
Довольно часто в могильнике Акулова Гора применялось захоронение черепов или их частей, сопровождавших трупоположение. Такое явление отмечено в кург. 9, 11, 12, 16, 17. В кург. 9, например, в центре сруба, на дощатой подставке находился череп со сложенными в кучу костями.
В кург. 11 три деформированных черепа обнаружены в общей могильной яме.
Захоронение в согнутом положении (голова касалась ног) зафиксировано в кург. 15. Деревянные могильные сооружения в виде срубов, колод или досок (некоторые из них покрывались берестой) присутствовали в кург. 2, 6, 9, 11.
Кострища прослежены почти в каждой насыпи.
В кург. 9, 11, 17 имелись очаги с кухонным инвентарем, чаще всего горшками; в ряде погребальных памятников встречались кострища с глиняной посудой (кург. 2, 6) и костями коровы (кург. 11).
Разнообразие погребальной традиции, свойственной населению, оставившему могильник Акулова Гора, выразилось в различной ориентировке умерших. Особенностью могильника является длительный период его функционирования – с XI до XIII вв.
Этническую принадлежность можно определить как прибалтийско-финскую, за исключением погребенных в кург. 16 и 18, оставленных, может быть, славянским этносом.
К сожалению, небрежное отношение к обрывкам текстиля привело к тому, что сохранившиеся в коллекции золотные шелковые ленты, кусочек бересты депаспортизованы.
По дневникам и отчетам А.М. Линевского определить их принадлежность конкретному погребению не удалось.
КУРГАННАЯ ГРУППА КУРГИНО располагалась в 0,25 км к востоку от д. Кургино, за шоссейной дорогой, у кромки хвойного леса, в 200 м от левого берега р. Ояти, на высоте 25 м, и состояла из 11 широких расплывчатых насыпей высотой от 0,3 до 1,1 м и одной, достигавшей 2,3 м, самой крайней с юга, с двумя глубокими ямами в середине.
В начале 1980-х гг. прослеживались остатки ВОСЬМИ КУРГАНОВ, остальные, видимо, разрушены песчаным карьером. Два кургана не раскопаны. Один из них имел два кольцевидных ровика. В.И. Равдоникас вскрыл одну насыпь, А.М. Линевский – две. Самый высокий в группе имел две глубокие ямы в центре, но тем не менее удалось найти некоторые предметы.
Курган Кургино-1 (с севера на юг 11,5 м, с запада на восток 12, высота 2,3, до нуля 2 м) с зольно-углистым слоем в основании мощностью 0,05–0,07 м содержал трупоположение в могильной яме и череп. В северо-восточном секторе сразу же под дерном на глубине 0,2–0,3 м встречены полая шумящая птицевидная с гребешком на голове подвеска (биллон?), конусообразная пронизка с подвешенными на цепочках бубенчиками, обломки спиралей диаметром около 0,5 см и бронзовые мелкие бусинки (17 экз.) с кожаным шнурком внутри, два кусочка шерстяных тканей. Гончарный сосуд и обломки второго, смятый бронзовый котел (диаметр 30 см, высота 12 см) с железной дужкой находились вблизи подошвы. Две кучи костей животных (челюсти коровы, свиньи, молодого лося и собаки) зафиксированы в центре основания кургана.
В восточной части кургана выявлена могильная яма (2,8 м, глубина не указана, могила не докопана). В ее южном конце находился череп. Вещи датируются XI–XII вв.
Курган Кургино-2 (с севера на юг 8 м, с запада на восток 7,5, высота 0,9, до нуля 0,6 м) крайний с севера, с трупоположением. В северо-восточной части насыпи была траншея и небольшой окоп. В западной половине в могильной яме выявлен плохой сохранности скелет, ориентированный на юг. При нем находились два проволочных височных кольца – по одному с каждой стороны, ожерелье из двух рядов голубых стеклянных бусин, нашитых на шелковую ленту с золотными нитями с изображениями птиц и «древа жизни», бусины зафиксированы на груди, сзади на шее – тесьма, застегивающаяся бронзовой пуговкой.
Кроме того, 25 целых и 12 разбитых бусинок замечены с правой стороны шеи. Среди вещей находилась восточная монета с ушком: ‘Укайлиды, Му‘тамид ад-даула Кирваш, ал-Маусил (Северная Месопотамия), 403 г. х. (1012/1013), застежка с гранчатыми головками, подвеска-баранчик с шестью колоколообразными привесками, игольник с ажурным щитком.
Сохранились остатки меха и обрывки шерстяных тканей и тесьмы. В северо-западном секторе в подошве кургана зафиксированы два кострища. Погребение датируется XI–XII вв.
Для определения структуры тканей и природы текстильных волокон использовались методы оптической микроскопии; качественный и количественный состав золотных нитей выявлен путем микрорентгеноспектрального анализа. Авторы искренне благодарны И.А. Ужвиевой за высокопрофессиональную подготовку иллюстраций к печати, Е.Б. Савельевой, по археологическим артефактам сделавшей реконструкцию тесьмы.
Очерк выполнен при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований секции истории Отделения историко-филологических наук РАН «Нации и государство в мировой истории», проект «Истоки Карелии: время, территория, народы». Карельский научный центр Российской академии наук. Институт языка, литературы и истории.
С. И. КОЧКУРКИНА, О. В. ОРФИНСКАЯ
Источник: vk.com