Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-03-20 08:06

ПРИЛАДОЖСКАЯ КУРГАННАЯ КУЛЬТУРА: ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТИЛЯ

археологические раскопки 2018

В приладожских курганах обнаружены фрагменты шелковых, шерстяных и льняных тканей, золотных лент, шерстяной и полушерстяной тесьмы, а также нити из шерсти и шелка, которые использовались для шитья и декорирования текстиля. Исследованы фрагменты меха и кожи.

Шерстяной текстиль представлен грубыми тканями с нитками неравномерной толщины и тонкими кустарными сукнами со следами начеса. Сырьем служила шерсть от груборунной овцы местной породы, большую часть года содержавшейся на подножном корме.

Изготовленные на ткацком стане материалы имели полотняное, простое саржевое и саржевое «в елочку» переплетение. Несмотря на некоторую близость к текстилю синхронных памятников Северо-Запада и Волго-Окского междуречья, шерстяные ткани из приладожских курганов свидетельствуют о самобытном уровне ткачества.

Шелковые ткани, золотные ленты и вышитые золотными нитями изделия, подтверждающие высокий статус погребенных, поступали в Приладожье, по всей вероятности, из Средней Азии в результате активных торговых контактов.

Богатейший материал курганов представлен ювелирными изделиями из цветного металла, предметами железоделательного производства, вооружением, глиняной и металлической посудой, а также фрагментами текстиля.

Небольшие остатки тканей, к сожалению, не позволяют реконструировать покрой и детали одежды.

Надо сказать, что не всегда этому виду изделий уделялось должное внимание, к тому же часть артефактов, добытых при раскопках курганов, в том числе и текстиль, исчезли в военное время.

В силу этих обстоятельств предметом нашего исследования является небольшая коллекция, собранная при раскопках курганов на р. Ояти А.М. Линевским и хранящаяся в фондах ИЯЛИ КарНЦ РАН. Однако мы не могли пренебречь текстильными образцами из других курганов, находящимися в Гос. Эрмитаже, но необработанными по методике, предлагаемой в этом издании.

Ткани из погребений Приладожской курганной культуры впервые были подвергнуты комплексному анализу О.И. Давидан (1989). Ею изучены 78 образцов текстиля: 42 из фондов Гос. Эрмитажа (раскопки В.И. Равдоникаса, Г. П. Гроздилова и Н.Н. Чернягина), 36 из фондов ИЯЛИ КарНЦ РАН (раскопки А.М. Линевского).

Технологический анализ осуществлен О.И. Давидан, анализ волокна проведен в химической лаборатории Гос. Эрмитажа Е.А. Миколайчук по методу, примененному ранее при исследовании староладожских тканей.

В кургане Новосельск-14 в женском погребении, датируемом XI в., собраны «обрывки шерстяных тканей саржевого переплетения. На одном обрывке имеется шов, выполненный нитью правой крутки, и к этой ткани пришита полоска шелковой ткани. В другом – края двух кусочков шерстяной ткани подогнуты и соединены кусочком светлого шелка, перехваченного плетеным шнурком из шерстяных нитей». В Заозерье-6 обрывки тканей обнаружены при расчистке двух погребений X в.

В мужском сохранились остатки шерстяной и шелковой тканей на бронзовых оковках рога и под берестой, поскольку не были на погребальном костре.

В кургане Леоново -112, в мужском трупоположении X в., кусочки холста прослежены под поясом, фрагменты черной и темно-красной шерстяной ткани саржевого переплетения – на лицевой стороне поясных бляшек.

Авторы очерка полагают, что, возможно, погребенный был облачен в холщовую одежду, прижатую поясом к телу, затем в теплую или накрыт покрывалом из черной и темно-красной шерстяной ткани.

В женском погребении Алеховщина - 1 XI в. обнаружены шерстяная ткань саржевого переплетения и обрывок шерстяной ткани, украшенной бронзовыми колечками и спиральками («кольчужная» ткань).

Согласно О.И. Давидан (1989), «кольчужные» ткани были широко распространены у финнов и балтов, но по технике исполнения они различны. Ткань из Алеховщины ближе к латгальским образцам женских накидок-виллайне, украшенных бронзовыми колечками.

Большое количество фрагментов тканей выявлено при раскопках курганов Чёлмужи - 2 и Чёлмужи - 5 в трупоположениях в срубах XI в..

По мнению О.И. Давидан, в Челмужи - 2 в женском погребении с ребенком сохранились куски шерстяной ткани саржевого переплетения. Один кусочек пристал к лицевой стороне бронзового браслета, второй – к бронзовой бусине, к третьему пришита двухцветная шерстяная тесьма.

Тесьма еще двух видов сохранилась в обрывках: одна из красных и темно-зеленых нитей, вторая с узором из золотистых и коричневых поперечных полос и с кисточкой из петель, перехваченных двойной золотистой нитью. Из этого же погребения происходит кусочек ткани полотняного переплетения, приставший к бронзовому браслету. Здесь же обнаружен обрывок вязаного изделия (рукавицы? носка?), выполненного из очень толстых нитей (пух 84 %, тонкая ость 16 %). Кроме того, среди находок имеются отдельные шнурки (некоторые, по-видимому, части тесьмы).

В мужском погребении сохранилось пять обрывков шерстяных тканей: два образца обычной саржи, три полотняного переплетения (один обрывок с вышивкой ромбами).

Во втором мужском погребении хорошо видны отпечатки ткани простого саржевого переплетения.

В кург. 5 в погребении женщины и ребенка определены О.И. Давидан три обрывка шерстяных тканей: обычная саржа, саржа «в елочку» и полотняного переплетения (последняя зафиксирована на бусах детского погребения). У головы женского погребения обнаружен маленький кусочек шелковой ткани (Давидан, 1989), по нашему мнению, вероятно, от головного убора.

О.И. Давидан определены и остатки тканей из раскопок А.М. Линевского. Шелковые изделия с золотным шитьем изучены и опубликованы М.В. Фехнер (1985).

Сравнивая ткани приладожских курганов с синхронными тканями из Старой Ладоги, Новгорода, финских могильников Волго-Окского междуречья, латгальских погребений и могильника Залахтовье, О.И. Давидан пришла к выводу, что по направлению крутки пряжи и переплетению они ближе всего к тканям финских могильников Волго-Окского междуречья.

Однако, как подчеркивает исследовательница, ВОПРЕКИ существовавшему МНЕНИЮ, согласно которому ткани саржевого переплетения «В ЁЛОЧКУ» являются финно-угорскими по происхождению (Ефимова, 1966), область распространения их не ограничивается финно-угорской территорией – они встречены в шведском могильнике Бирка, в польском городе Волине.

Ткани приладожских курганов отличаются от синхронных новгородских.

Есть отличия от тканей Старой Ладоги.

Что касается тканей из латгальских могильников, то по крутке нитей они идентичны приладожским, но в них отсутствует саржа «в елочку».

Но зато в кургане Алеховщина - 1, по определению О.И. Давидан, выявлен обрывок виллайне латгальского вида. Ткани могильника Залахтовье по крутке нитей можно сравнить с приладожскими, но они лучшего качества.

После статьи О.И. Давидан о тканях приладожской курганной культуры прошло более 20 лет.

За это время усовершенствовалась методика работы с тканями с применением естественнонаучных методов, существенно возросла база данных археологических артефактов, к тому же не все образцы тканей из курганов, раскопанных А.М. Линевским, особенно из шелка, были подвергнуты тщательному анализу.

Поэтому мы, С.И. Кочкуркина и О.В. Орфинская, вооружившись новыми знаниями, решили вернуться к этому источнику в надежде на получение новой информации о качестве тканей, их происхождении и, возможно, деталях костюма населения Приладожья в X–XII вв.

Изучение проведено О.В. Орфинской в Центре исследования исторических и традиционных технологий Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им Д.С. Лихачева (Институт наследия, Москва) с целью обобщения всей полученной информации по текстильным изделиям, обнаруженным в ходе раскопок приладожских курганов. Методы исследования: структура тканей, тесьмы и лент исследовалась методами оптической микроскопии в неполяризованном свете (МБС-10), увеличение 10х–40х; для выяснения природы текстильных волокон использовались методы оптической микроскопии в проходящем и отраженном поляризованном свете (ПОЛАМ-Р-212), увеличение 200х–400х...

Анализируемые археологические ткани, добытые из ку-ганных групп на р. Ояти и исследованные А.М. Линевским, названы по ближайшему населенному пункту в Лодейнопольском районе Ленинградской области: Акулова Гора, Кургино, Гайгово, Нюбиничи, Кяргино-Круглицы. Последовательность описания курганных групп дана в соответствии с их расположением от устья к истоку реки.

КУРГАННАЯ ГРУППА АКУЛОВА ГОРА располагалась на высоком (около 25 м) песчаном озе, тянущемся вдоль правого берега р. Ояти (примерно в 200 м от него) и спускающемся к ней крутым обрывом, на правом берегу ручья Свиного, протекающего по глубокому оврагу, с правой стороны развилки дорог в Имоченицы-Бор (в Имоченицах во второй половине XIX в. размещалась усадьба, принадлежавшая известному художнику В.Д. Поленову) и в д. Кадыевщина.

Три кургана находились на западной окраине д. Акулова Гора среди хозяйственных построек.

В группе насчитывалось 19 КУРГАНОВ диаметром от 6 до 13 м, высотой от 0,5 до 2 м. На насыпях, находившихся в парке, внешне сохранивших относительно правильную форму, прослежены остатки столбов от садовых сооружений, в других имелись ямы. Половина разрушенного кургана, как сообщает Х. Салонен, раскопана в 1877 г. Д. Европеусом, обнаружившим в нем только удила . В 1920-е гг. курганная группа исследовалась В.И. Равдоникасом, в 1940-е гг. – А.М. Линевским. О ней упоминал в своем дневнике Н.Н. Чернягин (1937, л. 5). В.И. Равдоникас раскопал кург. 2 и 3, которые были соединены хозяином усадьбы перемычкой; А.М. Линевским вскрыты 18 курганов, расположенных на краю поля. Группа примечательна РАЗНООБРАЗИЕМ ФОРМ НАСЫПЕЙ.

Среди них – крупные прямоугольные курганы, занимавшие восточную часть могиль-ника, небольшие и низкие, крутые и высокие, крутосклонные с плоской вершиной и круто-склонные квадратной формы. В кург. 2 и 3 выявлены следы деревянных столбов от четырехугольной конструкции, возможно, культовой постройки. Кроме того, как показали разведочные работы в 1982 г., многие курганы имели глубокие ровики. Исследованные насыпи продемонстрировали РАЗНООБРАЗИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДОВ.

В основании каждой, за редким исключением, присутствовал зольно-углистый слой. Два кургана разрушены, кург. 1, 8 и, возможно, кург. 10 захоронений не содержали. Умершие погребены по обряду трупоположения.

В кург. 9 и 12 наряду с трупоположениями зафиксированы два трупосожжения: в первом кальцинированные кости находились в срубе, во втором – в могильной яме.

Довольно часто в могильнике Акулова Гора применялось захоронение черепов или их частей, сопровождавших трупоположение. Такое явление отмечено в кург. 9, 11, 12, 16, 17. В кург. 9, например, в центре сруба, на дощатой подставке находился череп со сложенными в кучу костями.

В кург. 11 три деформированных черепа обнаружены в общей могильной яме.

Захоронение в согнутом положении (голова касалась ног) зафиксировано в кург. 15. Деревянные могильные сооружения в виде срубов, колод или досок (некоторые из них покрывались берестой) присутствовали в кург. 2, 6, 9, 11.

Кострища прослежены почти в каждой насыпи.

В кург. 9, 11, 17 имелись очаги с кухонным инвентарем, чаще всего горшками; в ряде погребальных памятников встречались кострища с глиняной посудой (кург. 2, 6) и костями коровы (кург. 11).

Разнообразие погребальной традиции, свойственной населению, оставившему могильник Акулова Гора, выразилось в различной ориентировке умерших. Особенностью могильника является длительный период его функционирования – с XI до XIII вв.

Этническую принадлежность можно определить как прибалтийско-финскую, за исключением погребенных в кург. 16 и 18, оставленных, может быть, славянским этносом.

К сожалению, небрежное отношение к обрывкам текстиля привело к тому, что сохранившиеся в коллекции золотные шелковые ленты, кусочек бересты депаспортизованы.

По дневникам и отчетам А.М. Линевского определить их принадлежность конкретному погребению не удалось.

КУРГАННАЯ ГРУППА КУРГИНО располагалась в 0,25 км к востоку от д. Кургино, за шоссейной дорогой, у кромки хвойного леса, в 200 м от левого берега р. Ояти, на высоте 25 м, и состояла из 11 широких расплывчатых насыпей высотой от 0,3 до 1,1 м и одной, достигавшей 2,3 м, самой крайней с юга, с двумя глубокими ямами в середине.

В начале 1980-х гг. прослеживались остатки ВОСЬМИ КУРГАНОВ, остальные, видимо, разрушены песчаным карьером. Два кургана не раскопаны. Один из них имел два кольцевидных ровика. В.И. Равдоникас вскрыл одну насыпь, А.М. Линевский – две. Самый высокий в группе имел две глубокие ямы в центре, но тем не менее удалось найти некоторые предметы.

Курган Кургино-1 (с севера на юг 11,5 м, с запада на восток 12, высота 2,3, до нуля 2 м) с зольно-углистым слоем в основании мощностью 0,05–0,07 м содержал трупоположение в могильной яме и череп. В северо-восточном секторе сразу же под дерном на глубине 0,2–0,3 м встречены полая шумящая птицевидная с гребешком на голове подвеска (биллон?), конусообразная пронизка с подвешенными на цепочках бубенчиками, обломки спиралей диаметром около 0,5 см и бронзовые мелкие бусинки (17 экз.) с кожаным шнурком внутри, два кусочка шерстяных тканей. Гончарный сосуд и обломки второго, смятый бронзовый котел (диаметр 30 см, высота 12 см) с железной дужкой находились вблизи подошвы. Две кучи костей животных (челюсти коровы, свиньи, молодого лося и собаки) зафиксированы в центре основания кургана.

В восточной части кургана выявлена могильная яма (2,8 м, глубина не указана, могила не докопана). В ее южном конце находился череп. Вещи датируются XI–XII вв.

Курган Кургино-2 (с севера на юг 8 м, с запада на восток 7,5, высота 0,9, до нуля 0,6 м) крайний с севера, с трупоположением. В северо-восточной части насыпи была траншея и небольшой окоп. В западной половине в могильной яме выявлен плохой сохранности скелет, ориентированный на юг. При нем находились два проволочных височных кольца – по одному с каждой стороны, ожерелье из двух рядов голубых стеклянных бусин, нашитых на шелковую ленту с золотными нитями с изображениями птиц и «древа жизни», бусины зафиксированы на груди, сзади на шее – тесьма, застегивающаяся бронзовой пуговкой.

Кроме того, 25 целых и 12 разбитых бусинок замечены с правой стороны шеи. Среди вещей находилась восточная монета с ушком: ‘Укайлиды, Му‘тамид ад-даула Кирваш, ал-Маусил (Северная Месопотамия), 403 г. х. (1012/1013), застежка с гранчатыми головками, подвеска-баранчик с шестью колоколообразными привесками, игольник с ажурным щитком.

Сохранились остатки меха и обрывки шерстяных тканей и тесьмы. В северо-западном секторе в подошве кургана зафиксированы два кострища. Погребение датируется XI–XII вв.

Для определения структуры тканей и природы текстильных волокон использовались методы оптической микроскопии; качественный и количественный состав золотных нитей выявлен путем микрорентгеноспектрального анализа. Авторы искренне благодарны И.А. Ужвиевой за высокопрофессиональную подготовку иллюстраций к печати, Е.Б. Савельевой, по археологическим артефактам сделавшей реконструкцию тесьмы.

Очерк выполнен при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований секции истории Отделения историко-филологических наук РАН «Нации и государство в мировой истории», проект «Истоки Карелии: время, территория, народы». Карельский научный центр Российской академии наук. Институт языка, литературы и истории.

С. И. КОЧКУРКИНА, О. В. ОРФИНСКАЯ


Источник: vk.com