Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-03-23 20:40

Подземный мир Заполярья: что скрывают льды Севера

археологические раскопки 2018

В преданиях ненцев часто упоминается таинственный народ сиртя, обитавший на полуострове Ямал и в Большеземельской тундре. Исследования этонграфов сейчас всё-таки подтверждают тот факт, что в средние века на территории Крайнего Севера рядом с югрой, самоядью и печерой существовал-таки некий народ, следы которого впоследствии затерялись.

В «Повести временных лет» есть интересный отрывок, в котором рассказывается о том, что югры совершали товарообмен с неким народом, язык которого им был непонятен. «Югра же рекоша отроку моему: дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет…», «…и секут гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их…». Ненецкие легенды рассказывают о народе, образ жизни которых существенно отличался от их собственного, впоследствии этот народ «ушёл под землю». В северных преданиях говорится, что представители народа сиртя (сииртя, сихиртя, сирчи) жили в тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сиртя были белые глаза, маленький рост, и жили они в песчаных сопках.


На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под землей пасли мамонтов, были отличными мастерами кузнечного дела и хорошими воинами. Такими же характеристиками наделяли и загадочную чудь белоглазуюю, и очень похоже, что сиртя и чудь – в самом деле были одним и тем же народом. Не опираясь исключительно на устные и письменные источники, учёные старались найти вещественные подтверждения существования чуди-сиртя, и найденные археологические памятники севера не разочаровали исследователей. Например, в записях академика И. Лепехина (1805г. стр 203), говорится о том, что в Мезенском округе имеется большое количество заброшенных жилищ неведомого народа. Встречаются такие «хижины» вблизи рек и озер, в тундре, но есть и такие, которые сделаны в холмах или горах. Вместо дверей в них - отверстия, а внутри самого помещения находится печь и фрагменты изделий из глины, меди и железа.

В 1837г А.Шренк, совершая поездку по Большеземельской тундре, обнаружил в низовье р. Коротаихи «чудские пещеры». Он же записал и предания ненцев о сиртя, которые занимались охотой и рыболовством, а потом скрылись навсегда под нашу планету.


Мессионер Вениамин (1855г) также упоминает о чудских земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали «Сирте-ся». В 30-е годы прошлого века В.Н. Чернецов, будучи на Ямале, собирал предания о сиртя, а также нашёл остатки древней культуры, скорее всего, не принадлежавшей ненцам. Сами ненцы говорили, что сиртя можно было встретить на Северном Ямале ещё 5-6 поколений тому, и ненцы и сиртя даже вступали в браки, а затем они вовсе исчезли.


Поклонялись сиртя своим языческим богам, деревянные личины которых, вырезанные из дерева, были найдены в местах их поселений. Сиртя – чудь были аборигенами севера, и, как уже упоминалось, жили на этой территории задолго до прихода ненцев. Однако в истории есть ещё немало белых пятен, и некоторые старинные документы, долго хранившиеся в забвении, коренным образом переворачивают наши устойчивые представления об отношениях разных народов в древности. Один из таких документов – дневник монаха Поликарпа, повествующий о путешествии на Крайний Север с миссионерской целью христиан. К сожалению, оригинал дневника в годы революции был утерян, а вот копия, снятая принцем А.П. Ольденбургским, сохранилась.


Сам свиток с повествованием, спрятанный в цисте-сосуде, был найден в Киево-Печерской Лавре в 1889г, когда там велись земляные работы.

В нём монах писал о том, как отряд из христиан был послан на север обратить в истинную веру народ чуди, после того, как на Белоозере чудские волхвы лишили жизни женщин, заподозрив их в «ворожбе», (этот случай зафиксирован в Начальной летописи 1071г).

Восемь ратных людей и монах Поликарп пошли мимо Белоозера на Север, но по дороге на них напали чудские воины, и уцелевших четырех человек, в числе которых был и монах, взяли в плен. Жилось пленным сносно, вот только чудские волхвы старались склонить христиан на сторону своих богов, убеждая их в его силе. По прошествии некоторого времени люди остановились на берегу «великого моря-окияна».


После того, как настала зима и вода замёрзла, уже трех пленных (один отрекся от веры и остался жить с женщиной в поселении) повели далее в полуночный край к капищу Темного Властелина. Везли поклажу, как водится, на собаках. Среди вещей, которые везла чудь, был один ларец к которому христианам нельзя было прикасаться.

Однако Поликарп пишет, что после тяжелого дня похода путников усаживали рядом с этим «ковчегом нечистого», и чудесным образом силы их восстанавливались, а короткого времени для сна вполне хватало, чтобы отдохнуть. Что это был за груз – так и осталось тайной.

Питались люди смесью жира и мяса, а также жевали соленую сушеную траву - видимо, морские водоросли, которыми спасались от цинги. По пути Поликарп и его спутники видели необычное для них зрелище - северное сияние, а на полпути (спустя месяц), остановились у волхвов-отшельников, которые помогали тем путникам, кто шёл к Тёмному властелину. Волхвы занимались рыбной ловлей и охотой на морского зверя (опять - таки наводит на аналогию с сиртя, которые в отличие от оленеводов-ненцев занимались морским промыслом и охотой на диких оленей).


Здесь ещё один путник Поликарпа принял чужую веру и остался у волхвов. Спустя почти два месяца произошла долгожданная встреча чуди с Темным Властелином. Оказалось, что Властелин – не человек, а название архипелага, и здесь жили те, кто решил остаться на нём навсегда. Спускаться к острову Поликарпу и его спутникам пришлось по громадной каменной лестнице, ступени в которой были в половину человеческого роста. (Учёные высказали предположение, что громадная лестница некогда была изготовлена расой исполинов, о которой неоднократно упоминается в древнейших мифах разных народов).


Хотя спуститься можно было и рядом (собаки спускались именно так), но люди обязательно должны были преодолеть все ступени. Наконец путники оказались у пещеры, вокруг которой на скалах были высечены изображения «гадов и рыб», рядом стояли каменные деревья, с листьями и плодами. Спустившихся в пещеру людей встретили волхвы в белом одеянии, они рассказали, что приходят сюда набираться сил и мудрости, чтобы затем служить народам чуди. Выходить на поверхность никому не запрещается. Также волхвы поведали, что под землёй есть поля и дома, и те, кто решит остаться здесь, породнится с народом Темного Властелина. Последний оставшийся с Поликарпом христианин остался на острове, а верный христианству Поликарп вместе с волхвами пустился в обратный путь.


Попытки найти странную землю предпринимались в конце XIX- начале XXв. В1889г. организована русская экспедиция в Заполярье под предводительством барона Э.Толлля. Путешествуя более двух лет, её участники обследовали неизвестные ранее земли, однако таинственного острова обнаружить так и не удалось. Вторая экспедиция, в состав которой снова вошёл Толль, астроном-магнитолог Зиберт и якуты-промышленники, начала свой путь по поискам «теплой земли» в 1902 году. К сожалению, экспедиция пропала. Известно, что барон Толль был вдохновлён идеей отыскать на севере и пропавшую Атлантиду, ведь вполне могло оказаться, что Темный Властелин – остаток древней цивилизации атлантов.


Предания о таинственном народе, похожие на описания монаха Поликарпа, встречаются на Русском Севере, и в годы войны немецкое «Аненербе» проявляло удивительно пристальное внимание к подобной теме на этой территории.

Что же касается исчезнувшей Атлантиды, вполне вероятно, что она таки погребена подо льдами Антарктиды.


Источник: cont.ws