Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-03-07 12:58

Об окололунной станции НАСА и новых перспективах международного сотрудничества

5 марта помощник директора НАСА по пилотируемым полетам Уильям Герстенмайер рассказал о результатах встреч с представителями других космических агентств на Втором международном форуме по освоению космоса (ISEF2), который прошел на прошлой неделе в Токио.

С 2017 года НАСА прорабатывает концепцию лунной орбитальной станции, которая сначала называлась Deep Space Gateway (DSG), а теперь – Lunar Orbital Platform – Gateway (LOP-G). Название изменилось после того, как американское космическое агентство отложило полет на Марс и объявило о планах высадить человека на Луну в конце 2020-х годов (и, таким образом, скрывать связь с Луной в названии станции стало бессмысленно).

По словам Герстнеймайера, в сотрудничестве по этому проекту заинтересованы не только традиционные партнеры по МКС, но и другие страны, причем они предлагают различные варианты участия. Европейское и японское космические агентства выражают желание заняться разработкой систем жизнеобеспечения для будущей станции. С другой стороны, НАСА хочет самостоятельно контролировать разработку этой системы. Поэтому механизм взаимодействия и сотрудничества им еще предстоит определить.

Второе направление, вызывающее всеобщий интерес – доставка грузов на поверхность Луны. НАСА в ближайшем будущем планирует профинансировать разработку малых посадочных аппаратов частными компаниями, а в более отдаленной перспективе агентству потребуются тяжелые посадочные платформы, в т.ч. способные доставлять на Луну астронавтов и возвращать их затем на орбиту. Пока что НАСА не сформировало требования к таким пилотируемым аппаратам. Герстенмайер отметил, что посадочные модули экспедиций по программе «Аполлон» не подошли бы под современные требования НАСА по безопасности. Поэтому маленькие посадочные платформы первого этапа будут использованы, кроме прочего, чтобы лучше понять, какие требования ставить перед разработчиками пилотируемых платформ.

НАСА также занимается разработкой стандартов техники, предназначенной для дальнего космоса. 5 марта НАСА объявило о разработке предварительного варианта стандартов в области авионики, связи, систем жизнеобеспечения, систем обеспечения температурного режима и роботизированных систем. Эти предложения по стандартам были представлены международным партнерам НАСА на форуме в Токио.

Герстенмайер не упоминал Россию, но, как известно, Роскосмос предложил разработать для LOP-G шлюзовой модуль и, опционально, один жилой модуль. После 2028 года также должна заработать транспортная система, состоящая из российской сверхтяжелой ракеты и корабля ПТК НП «Федерация», хотя эти планы и сложно воспринимать без скепсиса.

НАСА будет непросто найти место для всех потенциальных партнеров. «Проблема заключается в том, что интерес международных партнеров к Лунной орбитальной платформе превышает объем возможностей для их участия». – заявил Герстенмайер. – «Поэтому мы откроем «пространство для торга», что определить, желают партнеры внести свой вклад в транспортную систему или в посадочные технологии».

Еще одна проблем – это беспокойство партнеров НАСА относительно стабильности американской космической политики. В последние десятилетия направление работы НАСА неоднократно менялось, и другие космические агентства не уверены, что это не случится вновь.

Концепция DSG/LOP-G стала первой за последние десятилетия попыткой перевести пилотируемую космонавтику на новый этап развития, и она подсвечивает сразу несколько проблем. Во-первых, пока план НАСА проработан очень плохо. Окололунная станция не даст никаких принципиальных преимуществ по сравнению с МКС: да, она позволит изучить биологические проблемы жизни в открытом космосе, но на этом всё. Высадка людей на поверхность Луны – это интересно, но, опять же, не даст ничего нового. В программе НАСА нет внятной долгосрочной цели, которая бы придавала смысл всем усилиям.

Во-вторых, LOP-G хорошо демонстрирует, что космонавтика становится более сложной и многомерной. Никто не может охватить все направления космонавтики самостоятельно. В связи с этим показательна политика частной компании SpaceX, которая объявила, что планирует заниматься в первую очередь космической транспортировкой, а не чем-то еще. НАСА, возможно, пока этого не ощущает, но Роскосмос уже столкнулся с усложнением космонавтики. После раздвижения границ пилотируемых полетов с низкой орбиты Земли до Луны Россия потеряет независимость в сфере космического транспорта и будет вынуждена полагаться на американцев.

В этом, конечно, нет ничего приятного, но в действительности мы имеем дело с объективным развитием событий. Если в Средневековье изоляция страны не являлась для нее катастрофой, то в XXI веке экономика ни одной из стран мира (да, включая КНДР) не является самодостаточной. Аналогичным образом можно рассмотреть отдельную отрасль: пока космонавтика была примитивной, каждая отдельная космическая держава могла решать все космические задачи. Но по мере расширения списка этих задач и их усложнения, вне зависимости от наших желаний, между странами появится разделение труда.

Пытаться бороться со следствием прогресса можно, но это потребует больших ресурсов, а в результате лишь отсрочит неизбежное. Гораздо логичнее не рассматривать ситуацию как проблему, а изменить подход, чтобы занять одну из только намечающихся ниш в космонавтике и в дальнейшем обеспечить место национальным компаниям при освоении космоса.

Если придерживаться этого подхода, то идея любой ценой вписаться в американскую программу теряет смысл. Вместо этого нужно использовать возможности, которые дает американская окололунная станция, для развития собственной программы. Один из вариантов такой программы – полноценная база на Луне. Она потребует разработки технологий жизнеобеспечения и защиты от радиации, которые будут значительно отличаться от технологий, применяемых в открытом космосе. С учетом того, что систему транспортировки до орбиты Луны разрабатывать не надо, космические агентства, объединившиеся для этой задачи, могли бы сосредоточиться в первую очередь на создании и отработке модулей базы, электростанции, скафандров и т.д. И не было бы ничего страшного в отсутствии полностью независимой транспортной инфраструктуры. НАСА в своей деятельности на Луне пришлось бы опираться на инфраструктуру стран-партнеров точно так же, как они опирались бы на возможностях НАСА при полетах с Земли на орбитальную станцию у Луны.



Источник: kosmolenta.com