Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-03-22 05:48

О древних городах башкорд.

О древних городах башкорд.

Этнографы, занимающиеся древним периодом этнической истории башкирского народа, отрицая или игнорируя данные археологов, сведения письменных источников, карт, представляют башкир как сплошную кочевническую массу, не имеющую ни постоянных жилищ, ни селений, ни тем более городов. Трудно объяснить и понять такое нежелание признать объективные данные. В результате, естественно, история башкир и исторического Башкортостана не находит правдивого и полного освещения вопроса. Между тем еще в дореволюционный период русские ученые, в частности И.И. Лепехин, М. Флоринский, С.И. Руденко писали об их оседлости и земледелии.

Как известно, в 1574 г. с согласия коренных жителей на месте древнего башкирского города русскими стрельцами был возведен деревянный укрепленный пункт, который строился как место сбора ясака. Отсюда берет свое начало легенда об основании первого города на территории Башкирии (города Уфы) русскими стрельцами.

На самом деле первые башкирские города были известны задолго до прихода русских – еще во времена Золотой Орды и даже раньше.

Исследователь В. Краснов пишет, что в начале IX в., когда еще не было русского государства, арабские путешественники, побывавшие на Урале, рассматривали башкир как коренное население Урала. В турецкой истории Кунх-эл-Обхара упоминается, что башкиры тогда имели 70 городов и крепостей. По мнению А.Б. Булатова, очевидно, длительное пребывание башкир на территории между реками Волгою и Уралом, дало основание назвать Уральские горы «Башкирскими горами».

На карте ал-Идриси 1154 г. обозначены первые города на земле ард-басгирт: «Из городов внутренних басджиртов назовем Маср и Каср. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как местные жители убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, которая впадает в Итиль».

На карте Идриси эти города расположены на берегах реки Уфы: Каср — в верховьях, а Маср — ниже по течению. Указание Идриси о том, что «оба города стоят на реке, которая впадает в Итиль» не должно вводить в заблуждение. В древности река Итиль, Идель (Волга) обозначалась по другому руслу: от устья Камы она шла по этой реке, далее — по Белой. Караидель (Уфа), таким образом, считалась притоком Итили (Волги).

На карте Идриси фиксируются пять городов под названием Башкорт: 1. в устье Уфы и Белой; 2. на Каме; 3. на Волге у Саратова; 4. на Дунае; 5. на реке Башкорт в области Хорасан на границе Ирана и Афганистана. Первый из этих городов обозначен на месте современной Уфы.

Наиболее полное изложение материалов Идриси о башкирах дает в «Истории башкир» Валидов (с. 14-16). Идриси говорит о «внешних» и «внутренних» башкирах. «Внешние» башкиры (имеются в виду уральские) живут в степях и пустынях. Дороги очень плохие. В верховьях Яика имеется маленький город Немжан. От этого города в восьми днях дороги находится гора Ирендек. Там более 1000 человек заняты плавкой меди в печах. Плавленая медь отправляется на продажу в Хорезм и Ташкент. Добытые здесь лисьи и бобровые меха доставляются в сторону Хазарского моря. В горах и реках находятся очень ценные камни. От Немжана за восемь дней можно попасть в большой и порядочный город Гурхан. Он расположен в северной части реки Агидель. В Гурхане, в отличие от других тюрков, делают красивые и качественные предметы искусства, седла и оружие. Страна «внутренних» башкир (соседи булгар) расположена в десяти днях пути к северу от Каракья. Здешние башкиры очень сильные духом и героические люди. Одежда у них одинаковая с булгарской, одевают они длинные халаты».

Его сведения о башкирских городах подтверждаются и археологическими раскопками. По данным Н.А. Мажитова, в различных районах современной Башкирии находятся развалины небольших городищ, которые имеют название или Хан-кала (около дер. Юрмашево Гафурийского района; дер. Булгария Чекмагушевского района; дер. Кара-Якуп Чишминского района и т.д.), или Кала-тау (возле дер. Торналы Салаватского района). Городища Н.А. Мажитовым отнесены к X—XIII вв., что вполне согласуется с датировкой Идриси (XII в.). Разумеется, о конкретном местонахождении этих городов Идриси мог и не знать или искажать слышанное. Однако остается фактом то, что он говорил о башкирских городах. В этом ничего противоестественного нет, ибо в тот же период у черемисов (марийцев) — северных соседей башкир — упоминается город Кокшаров (ныне Котельничи), который был захвачен новгородцами в 1174 г. Предположение о существовании на территории древней Башкирии иных поселений-городищ было выдвинуто еще в свое время П.И. Рычковым. Он писал: «Около Уйской линии, как на киргизской, так и башкирской стороне реки Уя, в разных местах находятся развалины каменных строений, из коих некоторые поныне еще в целости». В своей другой работе, пытаясь объяснить происхождение и название реки Кала-елга — притока Ика (находится в Бакалинском районе), П.И. Рычков указывает: «…может быть, потому, что от устья ее в полуверсте, по течению ее с правой стороны, и поныне виден ров и земляной вал, который по большей части уже осыпался. Сказывают, что тут бывал город».

Приведенные сведения о городищах — крупных поселениях — указывают не только на определенную централизацию и самоуправление, но и характеризуют еще образ жизни башкир, который никак нельзя свести только к кочевому. Представляется, что башкиры не только кочевали на определенной территории, но и имели известную степень оседлости. Вероятнее всего, в указанное время были башкиры оседлые, кочевые и полукочевые. Это логически согласуется с тем, что они издавна жили и живут на границе гор, леса и степи.

Что касается западных башкир, осевших в Европе, то многочисленные средневековые источники (Масуди, ал-Балхи, Якут, Казвини, Ибн-Саид и др.) сообщают, что европейские башкиры являются подданными короля Венгрии, проживают в 30 местностях, большая часть их жилищ расположена на берегах Дуная, на южном берегу которого находится и столица западных башкир – город Керат. Башкиры не имеют права окружать свои города стенами, поскольку король боится восстания. Они постоянно ведут войны с соседними государствами (например, согласно аль-Гарнати «царь народа башкирд все время разоряет страну Рум», т.е. Византию).

Дунайские башкиры, находясь в численном меньшинстве и при этом ведя активные войны, постепенно были ассимилированы окружающими их народами.

Касательно городов урало-поволжских башкир, Якут аль-Хамави (13 в.) сообщает о городе Бурджан в низовьях Волги.

Древние башкирские города использовались в основном как «кышлык», т.е. место, где проживают зимой. Весной те из башкир, кто вел скотоводческое хозяйство, выезжал на «яйляу» — «летовку», где проводил все лето и осень.

Аналогичная традиция существовала и в соседней Булгарии. Об этом свидетельствуют авторы тех времен.

Арабский географ X века ал-Балхи в произведении «Ашкал ал-билад» («Виды стран», 850-934 гг.) пишет: «Болгар — имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10000 человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам».

Те же сведения – в произведении арабского географа и путешественника X века ал-Истахри «Китаб масалих ал-мамалик» («Книга путей государста», 930-933 гг.): «Булгар — имя города, и они (булгары) — мусульмане, в (городе) соборная мечеть; поблизости другой город, называемый Сувар, в нем также соборная мечеть; сообщил мне тот, кто совершал хутбу в них, что количество мужей в обоих городах приблизительно 10 тысяч. У них — деревянные строения, укрываются в них зимой, а летом располагаются в шатрах…»

Арабский географ XI века ал-Мукаддаси в книге «Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим» («Лучшее разделение для познания климатов», 985 г.) пишет: «Болгар лежит на обоих берегах (реки) и строения там из дерева и камыша. Сувар: этот город также лежит на Волге, что тамошние строения суть войлочные юрты…»

В книге арабского географа XII века ал-Идриси «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афах» («Развлечение истомленного в странствии по области», 1154 г.) указано: «Булгар — имя города, населенного христианами и мусульманами; последние имеют большую мечеть. Близ этого города деревянные строения, куда переходят жители на зиму, летом они живут в палатках».

Из башкирских городов Булгарии известен г.Биляр, построенный в 12 в., ставший столицей Волжской Булгарии в период упадка Булгара. Русские летописи называет его Великим городом. В 1236 г. Биляр разрушили монголы, после чего он потерял прежнее экономическое значение. Раскопки А.С. Башкирова в 1928 г. открыли кирпичные здания и могильник. Найдены изделия местных ремесленников, много восточных — из Ирана, Средней и Передней Азии, Китая, Византии, Кавказа и из Руси. Город Биляр построен башкирами-билярами, представителями крупной башкирской родоплеменной организацией Биляр, так же, как город Булгар построен булгарами, а город Сувар – суварами. В 970 г. в Венгрию в период правления герцога Таксони переселилось большое количество биляров-мусульман. Они были встречены дружелюбно, и им отвели сельбища на левом берегу Дуная, где они основали город Пешт (впоследствии ставшей частью столицы Венгрии г. Будапешта). Это переселение стало результатом набега Святослава на Булгарию и Хазарию и их разорение. Впоследствии биляры-мусульмане играли важную роль в Венгрии в качестве откупщиков и управляющих финансами, несмотря на всевозможные гонения и притеснения. Следы существования доходят до половины XIV века. Эти переселенцы в источниках тех времен (в частности арабских) известны как башкиры, и поселились они среди своих сородичей – дунайских башкир.

Средневековые башкирские города отражены и в других источниках.

Карта братьев Пицигано является одной из первых морских карт. Оригинал, составленный в 1367 г., хранится в библиотеке г. Пармы. На этой карте в бассейне реки Камы впервые указаны город Паскерти (Башкорд) и населенный пункт Сагатин, а к востоку от Камы нанесена надпись «паскерти» — башкиры.

Город Паскерти, отнесенный к побережью Камы, показан и на карте жителя острова Мальорка Авраама Крескеса, составленной в течение 1375-1377 гг. На этой карте указан и второй башкирский город — Сагатин (Чаготин, Жюкотин).

Особенно интересна карта России, фрагмент 1554 г., составленная фламандским картографом Герардом Меркатором. На его карте расположение города Паскерти уточнено до слияния рек Белой и Уфы, а город Сагатин показан в верховьях реки Уфы. Возможно, что Каср и Сагатин — названия одного и того же города: Каср — арабское, а Сагатин — тюркское.

Таким образом, город при слиянии рек Белой и Уфы был известен в первой половине ХIV в. как административный центр Башкирского государства во время пребывания башкир в составе Золотой Орды. Путешественники и купцы называли его не иначе как Башкорт, Паскерти — на европейский манер.

Это было за 200 лет до того, как русские стрельцы, считавшиеся основателями Уфы, построили свой укрепленный деревянным забором пункт приема ясака.