Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
«Мама звонит и плачет — вода затопила полдеревни». В Алтайском крае затопило тысячи домов
В Алтайском крае наводнение: за три дня погибли два человека, эвакуированы тысячи людей, тысячи домов затоплены на уровне крыши. В центрах временного размещения не хватает подушек и матрасов, люди спят на полу. Жители жалуются на отсутствие своевременной помощи МЧС и уверены, что к началу паводка край не был готов. Тем временем губернатор края Александр Карлин запретил продажу алкоголя в затопленных районах и объявил чрезвычайную ситуацию.
27 марта в Алтайском крае объявили чрезвычайную ситуацию — начало весеннего паводка вызвало крупнейшее в истории края наводнение. 28 марта к 23 часам местного времени затоплено 1024 дома в 64 населенных пунктах и 4113 приусадебных участка, эвакуированы более тысячи жителей края, погибло двое. Следственный комитет Алтайского края выясняет, насколько были эффективны меры, принятые для устранения паводка.
— Мама звонит и плачет — вода затопила полдеревни, а местное МЧС приехали, стоят и смотрят на реку, как вода поднимается. Электричества нет — столбы смыло водой, связь работает через раз. Дозвонились до Новосибирска, приехало, видимо, начальство, устроило разнос — после этого начали эвакуировать людей, объявили чрезвычайную ситуацию, — рассказывает «МБХ медиа» Зарема Заудинова.
Мама Заремы Нина Петровна живет в селе Антоньевка Петропавловского района Алтайского края. Село стоит на реке Ануй — одном из очагов затопления в крае.
— Ну, конечно, начальство кричало «что вы их не эвакуировали», но МЧС ничего не может сделать, что сделаешь со стихией? Вот мост размыло на ферму, сейчас засыпают. Люди сами не хотели эвакуироваться, с ними что сделаешь? А не хотели ехать — не думали, что вода так поднимется. Как печки размыло, тогда испугались. Вывозили их уже к ночи на лодках. Но человек шесть все-таки остались, сидят. И мы будем сидеть до последнего — пока вода в дом не зайдет. Как все бросить? Дом, скотину… Всего этого лишишься и останешься, считай, голый, — говорит корреспонденту «МБХ медиа» Нина Петровна.
В дом Нины Петровны вода не дошла: соседи соорудили самодельную дамбу — из несколько мешков с песком. Мешки эти не помогли бы, если бы вода не упала, уверена женщина.
— Сейчас шлют смски, что это была только первая волна, вода поднимется еще: вчера вертолеты летали, там по реке заторы из льдин, а взрывать их боятся — вода деревню затопит и мост снесет, — говорит женщина.
Сейчас в Антоньевке нет электричества — сбили огромные столбы, больше двух метров толщиной, льдины: «Трактора их не могут разбить. Такую льдину выкинуло на берег — человек рядом стоит, а она намного выше его», — описывает Нина Петровна.
Поселок Ленина близ Антоньевки, где вода только в подполах, затопило намного сильнее — вода стоит в домах. Унесло скотину, сараи. Эвакуированные люди разошлись по родственникам и знакомым. Все ждут второй волны паводка, которая как обещают, будет сильнее.
В селе Николаевка вода достигла крыш, там затоплены десятки домов. О том, что идет вода, люди предупреждали друг друга сами.
— Никого не объехали, не оповестили. Мы тут сами людям звонили и сами на лодках на своих ездили соседей вывозили. Скотина у людей потонула у многих, свиньи, конечно, потонули, коровы, — рассказывает Оксана Петерс, жительница села Николаевка
— Полтретьего встал — смотрю, глянул в окно — идет вал воды. Только успел шмотки (убрать — «МБХ медиа») на крышу, а потом, часа через полтора, уже жену на лодке вывозил, — вспоминает Петр Новичихин, тоже житель Николаевки.
Зеленый Дол, по воспоминаниям его жителей, не топило никогда — он находится вдали от крупных рек, которые могут разлиться. Сейчас в селе затоплено около 400 домов, многие — под крышу. Это больше половины. Населенный пункт отрезан от дороги примерно километровым затоплением. Всего в Зеленом доле живут около двух тысяч человек. Эвакуированным здесь не хватало матрасов, подушек, люди спали на полу пунктов временного размещения — школы и детского сада.
— Никто не объявил (о начале паводка — «МБХ медиа»). Мы смотрели в окно сами и наблюдали в одной стороне, а вода пришла с другой, и все затопила. И свиньи сдохли, и курицы, все, — говорит Любовь Колтакова, жительница села.
«Такого паводка никто не ожидал», — объясняет глава администрации Петропавловского района Сергей Козликин. По его словам, лучше всего подготовлено к весеннему половодью было село Антоньевка.
— Мы уже спали, только я задержалась с работой — из школы взяла тетради домой проверять. В одиннадцатом часу звонит сосед: быстрее выгоняйте машину из гаража, потому что идет наводнение. Все! Никто, ни глава администрации, ни МЧС, никто абсолютно нас о том, что идет наводнение, не предупредил, — вспоминает Татьяна Гребенкина из села Точильное Смоленского района.
— Шипуновский район, вода пришла в Кузнечиху, полдеревни отрезано, звонили в Шипуново — нам ответили, что нет воды в Кузнечихе! В Барнауле с нами вообще грубо поговорили — мол, нас на всех не хватает, это ваши проблемы, — пишет Милана Иванова.
Жители Краснощековского района рассказывали о том, что сотрудникам МЧС нечем взрывать ледяные заторы. Села Рыбное и Еленово отрезаны от цивилизации трое суток. Люди без света и продуктов. Спасатели прорубают лед, чтобы наладить связь и доставку предметов первой необходимости.
Сейчас в зонах подтопления по данным МЧС работают 757 специалистов ведомства и 160 единиц техники спасателей. Всего к работам привлечены почти полторы тысячи человек и полсотни единиц техники.
«Силы направлены на откачку воды, отсыпку низменных мест, доставку основных продуктов питания», — отчитываются спасатели. Воду не впитывает земля — снега в этом году выпало мало, земля промерзла на глубину до двух метров, поэтому талые воды стекают в низины и к рекам. Прогноз неблагоприятный еще из-за осадков, снега с дождем, сообщил начальник ГУ МЧС по Алтайскому краю Игорь Лисин.
В МЧС прогнозируют дальнейшие наводнения: из-за вскрытия реки Алей — в районе города Алейска, реки Чарыш — на участке совхоз Чарышский — село Усть-Чарыш. Высокий уровень воды сохранится в районе Локоть — Рубцовск на реке Алей, и так же на участке Карпово-2 — Белоглазово по реке Чарыш. В МЧС опасаются, что вода в Новошипуновском водохранилище поднимется выше дамбы и перельется через нее.
Руководитель рабочей группы Сибирского регионального центра МЧС генерал-лейтенант Сергей Диденко считает, что службам нужно «плотнее работать со старостами населенных пунктов, которые знают ситуацию на местах и своевременно информировать наши оперативные службы, чтобы мы обеспечили необходимую помощь в каждом конкретном случае».
Самым масштабным за последние 50 лет наводнением в Алтайском крае считался паводок 2014 года, когда в начале июня под водой оказались десятки тысяч домов, погибли четыре человека и пострадали более 53 тысяч жителей края. Местные жители утверждают, что его уже превосходит паводок 2018 года, который еще не достиг своего пика.
— В четырнадцатом году был паводок, но такого не было — здесь больше воды. Может, где-то какой-то затор, что вода идет через населенные пункты, — рассказал Сергей Хорошильцев, начальник 47 пожарно-спасательной части 6 отряда Федеральной пожарной службы по Алтайскому краю. Его отряд помогал организовать лодочную переправу через затопленную трассу у села Зеленый дол.
Сейчас, по официальным данным, известно о двух погибших. В Зеленом доле утонул мужчина, спасая животных в затопленном доме. В краевом следственном комитете рассказали, что он был эвакуирован, но вернулся. Его тело нашли в паводковых водах сотрудники МЧС. Второй погибший в паводке — житель села Солонешное Солонешенского района. Он в состоянии алкогольного опьянения возвращался домой и не смог справится с потоком бурной воды, которая унесла его в реку Ануй.