Каппадокия, Турция
Каппадокией называют историческую область, расположенную на юго-востоке Малой Азии, в самом центре современной Турции. Это настоящий музей геологии под открытым небом. Около 65 млн. лет назад в этих землях извергались вулканы. Раскалённая магма, изливаясь на поверхность, заполняла мягкие туфовые основания, превращавшиеся после застывания в твёрдые монолиты. Со временем вода и ветер вскрыли крепкий «панцирь», разрушая вулканические породы и преобразовывая туфы в живописные долины, расщелины, горы-останцы и каменные столбы причудливых форм. Поскольку туфовые конусы заканчиваются базальтовыми верхушками, напоминающими трубы, местные жители верили, что внутри живут феи. Отсюда и произошло название скал Каппадокии — «камины фей». Современной Каппадокии присуща скудная растительность, но плодородный вулканический туф долин идеален для выращивания винограда.
История Каппадокии уходит корнями в глубокую древность. Уже к 4-5 тыс. до н.э. в этой местности появились небольшие города-государства. Примерно к XVIII веку до н. э. территорию заселили хетты. Именно с хеттским языком связывают возникновение названия «Каппадокия», что в переводе означает «Страна прекрасных лошадей». Хетты властвовали в XVIII- XII веках, им принадлежат древнейшие памятники страны. Несколько столетий Каппадокией владели персы. Отсюда в Персию отправляли налоги, выплачиваемые в виде золота, овец, мулов, и, конечно же, прекрасных каппадокийских скакунов. 1,5 тыс. каппадокийских лошадей составляли главную гордость конницы Дария Великого и его сына — Ксеркса I. Позднее Каппадокию завоевал Александр Македонский, она была частью Римской империи, Византии, Османского государства и служила ареной многочисленных конфликтов.
Издревле регион находился на пересечении торговых путей из Европы в Малую Азию, поэтому ещё в 2000-х гг. до н.э. ассирийские купцы основывали здесь торговые колонии. Турки сооружали в Каппадокии караван-сараи — стоянки, где купцы могли не только переждать непогоду, но и отдохнуть, расслабиться в бане хаммам и пополнить продовольственные запасы.
Благодаря своему удачному географическому положению, близости к Константинополю и религиозным центрам Ближнего Востока, таким как Сирия, Антиохия и др., Каппадокия превратилась в одно из основных ядер распространения христианства. До принятия христианства в Каппадокии процветали языческие культы, но в I веке н.э. проповеди св. Петра и Павла оказались сильное влияние на духовную жизнь общества, и в этих землях быстро закрепилась новая религия.
Каппадокия дала миру бесчисленное количество христианских святых и просветителей; наибольший же вклад в развитие христианства внесли три её уроженца — Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов, называемые Великими каппадокийцами. Они разработали учение о единосущной Троице и ввели один из главных христианских праздников — Рождество Христово.
Издревле пещеры Каппадокии, где летом царит прохлада, а зимой — тепло, привлекали колоссальное количество отшельников. Уединённая жизнь в жилищах, вырубленных в скалах, вдали от городов, способствовала духовному просветлению. Нередко кельи находились на больших высотах, и подняться к ним можно было только по верёвочным лестницам. По некоторым данным, в конце 1-го тыс. в Гёреме проживало до 30 тыс. монахов.
Всего до нашего времени сохранилось более 1000 скальных церквей и скитов. XI столетие считается веком расцвета искусства в Каппадокии. Об этом напоминают Храмы Гёреме, украшенные великолепными фресками (IX -XI вв.). В XIX веке французский священник Ж. Жерфанион обнаружил в Каппадокии заброшенные подземные города, имеющие вентиляционные шахты, складские помещения для хранения продовольствия, колодцы, конюшни, винодельни, кухни и часовни. Эти города служили убежищами ранних христиан, спасающихся бегством от религиозных гонений. В 1985 году национальный парк Гёреме и скалы Каппадокии были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Посёлок Гёреме по-прежнему обитаем. Его дома напоминают огромные скворечники: окна пещер застеклены, а внутри проведены водопровод и электросеть.
В долине Гёреме снимался фильм Пьера Паоло Пазолини — «Медея», причём один из заброшенных мужских монастырей использовался в качестве колхидского города и царского дворца. Каппадокия никого не оставляет равнодушным: геолог начинает размышлять о её вулканическом происхождении, историк — о народах, населявших область, и городах-катакомбах, верующий — о праведной жизни каппадокийских монахов, художник — о причудливых формах, фотолюбитель — об игре света и тени.