Каменское городище
Большинством исследователей рассматривается как столица Скифского царства периода IV-III веков до н.э.
Каменское городище – городище скифского времени Запорожской области Украины. Расположено у города Каменка-Днепровская на левом берегу Днепра, в районе скопления скифских курганов, поселений и селищ IV века до н.э. Большинством исследователей рассматривается как столица Скифского царства периода IV-III веков до н.э. Со стороны степи городище было защищено земляным валом и рвом, а с севера и запада – обрывами над Днепром,Конкой и Белозёрским лиманом. Общая площадь городища составляет 1200 га.
История исследования.
Первые раскопки на городище были проведены в 1899-1900 годах Д.Я. Сердюковым, а в 1938-1941 и 1944-1950 годах – Б.Н. Граковым. Позднее многочисленные раскопки на городище проводили в 1981 оду – Историко-техническая экспедиция Института археологии НАН Украины под руководством В.И. Бидзили, с 1987 г. памятник исследуется Скифской экспедицией Института археологии НАН Украины под руководством Н.А. Гаврилюк.
По мнению Б.Н. Гракова Каменское городище скифской эпохи было торговым, ремесленным и административным центром всей Степной Скифии. С.Я. Ольговский высказывал мнение о том, что укреплённое поселение могло быть сезонным центром древней торговли. Н.А. Гаврилюк считает этот памятник конгломератом небольших скотоводческих поселений, которые возникали на местах зимовий и контролировали лучшие пойменные пастбища и важные торговые пути.
Общая характеристика памятника.
Материалы, полученные в ходе многочисленных раскопок позволяют восстановить особенности хозяйственной жизни жителей городища и свидетельствуют о высоком уровне домашнего производства, связанного с обработкой металла, кости и т.п. Находки представлены керамикой, в том числе и античной посудой, орудиями труда, конской упряжью, изделиями из кости и рога, кремневыми и разнообразными изделиями из металла. Известны также торговые связи Каменского городища с Ольвией и Боспорским царством. На городище исследованы остатки усадьб с каркасными жилыми постройками и комплексами мастерских. В непосредственной близости от Каменского находится Знаменское городище II века до н.э. – II века н.э., датируется более поздним временем и не было с ним связано. В окрестностях городища расположены синхронные и наиболее значительные курганные могильники с захоронения скифской знати. Большинство исследователей рассматривают Каменское городище, как столицу Скифского царства периода IV-III веках до н.э., в частности в период правления Атея. В конце III – начале II века до н.э. административный центр пришёл в упадок и был заброшен.
В книге "КАМЕНСКОЕ ГОРОДИЩЕ "ИННОКЕНТИЯ ПЕТРОВИЧА ГРЯЗНОВА
Написано о нем так:
Археологи обладают удивительным даром отыскивать города, местонахождение которых давно забыто человечеством. Так, многие ученые долге считали мифом события, воспетые в «Иллиаде» Гомера. И вдруг немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман откапывает стены легендарной Трои, и герои «Иллиады» обретают исторические прототипы.
В трудах древнегрсчсского географа Страбона упоминается столица поздних скифов — Неаполь. Историки вновь в недоумении: какой мог быть город у скифов, народа кочевого, «варварского»? А Неаполь действительно был: в центре Крыма, на высоком берегу реки Салгир, близ нынешнего Симферополя, советский археолог П. Н. Шульц обнаружил его руины. Ныне это— государственный заповедник. Но если был у скифов Неаполь — «новый город», то где-то был и старый? Отыскался и он — в южных украинских степях, на левом берегу Днепра (а теперь—Каховского водохранилища), где в зелени садов раскинулась Каменка-Днепровская — районный город Запорожской области.
Раскопки на городище начал в 1899—1900 годах местный учитель Д. Я. Сердюков, а заслуга планомерного исследования городища принадлежит советскому археологу, доктору исторических наук Б. Н. Гракову.
От Запорожья до Каменки-Днепровской на пароходе — шесть часов езды, на «Метеоре» — полтора часа, на автобусе — три с половиной, самолетом — полчаса. Но лучше всего отправиться сюда с правого берега водохранилища, из города Никополя, откуда каждый час отчаливают теплоходы озерного типа, дважды или трижды в день (смотря по сезону) — самоходные паромы.
Пересекая рукотворное море, вы будете с волнением следить, как неторопливо, словно из дали веков, будет приближаться к вам каменский берег. И лишь только проступят в голубоватой дымке его очертания, вы уже можете считать, что «вошли» в древнюю столицу скифов: где-то там, под толщей воды, скрылся последний участок некогда знаменитых Днепровских порогов. Когда-то лоцманы с пароходов называли его Каменской забором и осторожно обходили стороной. Каховское море затопило выходы гранитов на поверхность. И теперь не всякому понятно, откуда у Каменки-Днепровской ее название.
Другой достопримечательностью древнего Днепра были его плавни, «непроходимыми камышами и трущобником лесным покрытые». Лишь перед Каменской заборой плавни расступались, образуя свободный проход для судов. Это обстоятельство сыграло исключительно важную роль в истории Каменки — древнейшей переправы и пристани на нижнем Днепре под названием Каменный Затон. Сущим благодеянием были плавни для кочевых скотоводов. Они обеспечивали теплую и сытную зимовку их стадам. А плодородный Каменский под — надпойменная терраса Днепра? Помимо хлеба, до 60 тысяч тонн овощей и фруктов ежегодно отгружается отсюда в индустриальные города. Обширен и живописен Белозерский лиман — один из самых рыбных водоемов Украины. Хотя оба берега лимана сейчас застроены, на середине его и сейчас безбоязненно отдыхают стаи перелетных лебедей. Здесь же, у Каменки, впадала в Днепр и снова отходила от него, чтобы параллельным курсом следовать далее до Черного моря, и степная река Конка (а по старым картам — Конские воды: знать, из нее пили табуны диких лошадей).
К VII веку до н. э. скифы установили свое безраздельное господство в степях от Дона и до низовьев Дуная и вытеснили отсюда своих предшественников — киммерийцев, часть которых смешалась с завоевателями. Видимо, Каменным Затон входил в исконную часть Скифии, так как здесь были найдены шипастые наконечники стрел, бывшие на вооружении у скифов еще в VI веке до н. э.
Кочевниками были и так называемые «царские скифы», по Геродоту — самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя, считавшее прочих скифов себе подвластными. Вполне понятно, что верховное племя и под кочевья свои избрало лучшую часть Скифии; от Азовского моря до Крыма, включая Каменный Затон.
У какого народа история не начинается с мифов! Не были обделены фантазией и скифы. Ученые предполагают, что они пришли с Поволжья или из Средней Азии и Сибири. Сами же скифы считали себя первородными жителями Причерноморья, произошедшими от Зевса и дочери реки Борисфена (или, по другому варианту мифа, — от Геракла и змееногой богини Апи).
«Дивные мужи гиппомолги», то есть доители кобылиц, — так названы скифы в «Иллиаде» Гомера. С табунами нерослых, но на диво выносливых коней, со стадами коров и овец скифы кочевали с одного пастбища на другое. Каждая семья имела повозку с войлочным верхом. В ней укрывались женщины и дети. Мужчины почти не слезали с коней, оберегая свое достояние от хищных зверей и недобрых соседей. Но и у самих скифов война ради добычи считалась высшей доблестыо. Каждый скиф был конным стрелком. Погнавшись за киммерийцами, бежавшими от них в Малую Азию, скифы сами остались там на 28 лет, осаждая города, собирая дань. Недешево стоило Египту откупиться от них. Скифы знали дорогу и в Западную Европу.
А в 514 году до н. э. скифы с честью отстояли свои земли от захвата их персидским царем Дарием. В ходе этой войны скифы применили против огромного персидского войска тактику изматывания врага и на вызов Дария вступить с ним в открытый бой отвечали: «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет». Согласно Геродоту, означенные могилы находились в Геррах, до которых Борисфен еще судоходен. Ориентируясь на Каменскую забору с ее торчавшими из воды гранитными глыбами, на никопольские мели, издавна затруднявшие и порой совсем прекращавшие судоходство, ученые отождествляют Герры, эту святыню скифов, со степями вокруг Каменного Затона.
Почти в одно время со скифами и, видимо, не без их согласия, по северным берегам Черного моря стали селиться греки. Возникли десятки городов-колоний с каменными стенами и домами, храмами и театрами, со статуями на площадях. От Каменного Затона было рукой подать до главнейших из них: Ольвии на Южном Буге, Херсонеса Таврического и Пантикапея в Крыму. Не за тридевять земель, во время военных походов, а у себя под боком кочевники увидели жизнь, так не похожую на свою.
V век до н. э. был периодом расцвета классической Греции. Более двухсот ранее разрозненных городов-государств объединились в могучую морскую державу. На афинском акрополе вознесся Парфенон — слава античной культуры. А Скифия стала вторым после Урарту государством на территории нашей (СССР) страны, которое единовластно возглавил царь Атей — незаурядный полководец и дипломат. Степным ровесником Парфенона явилось Каменское городище — столица нового государства.
Как ни удивительно, вчерашние кочевники показали себя неплохими строителями: город возводили по рационально составленному плану и, если в чем-то и следовали греческим образцам, то со своими коррективами. Здесь не было каменных стен, как в Ольвии или Херсонесе, хотя местного гранита на это хватило бы. Скифы заменили камень более привычным для них материалом, тем же, из которого насыпали курганы — землей. Мощный оборонительный земляной вал со рвом геометрически правильной дугой опоясывал город со стороны степи, торцами упираясь в плавни. Чисто скифским новшеством явилась полоса свободного пространства (от 800 до 1200 метров) между валом и постройками: она служила выгоном для скота, имела и оборонное значение — не позволяла врагам забрасывать город зажигательными стрелами.
Каменское городище занимало небывалую по тому времени площадь — 12 квадратных километров! На песчаных дюнах-кучугурах, не затоплявшихся даже в самые сильные паводки на Днепре, находилась ремесленная часть. Всего в 60 километрах от городища находилась криворожская железная руда, рядом, в плавнях, — лес для приготовления древесного угля. Так что со всех концов съехались в городище огненных дел мастера, и Каменские кучугуры стали символом железного века в Скифии. Сыродутным способом из руды выплавлялось железо, из него ковались мечи и кинжалы, копья и ножи, уздечные наборы. Изготовлялись серпы для земледельцев и другой необходимый для жителей степи инвентарь. Но наконечники стрел и в железный век оставались бронзовыми. В неисчислимом количестве их выпускали бронзолитейные мастерские. Там же отливались большие походные котлы. А на бронзовые женские серьги и браслеты кучугурской работы любо посмотреть и сейчас.
Мастерские и жилища металлургов располагались под одной плоской крышей. Стены были из вертикально вкопанных в землю древесных стволов с глиняной обмазкой. Совсем иначе выглядела находившаяся на высшей береговой отметке, по другую сторону лимана, укрепленная часть городища — акрополь. Ограждавший его дополнительный внутренний вал поверху был усилен кладкой из сырцового кирпича. На акрополе не было ремесленных мастерских, застройка преобладала каменная, и весь уклад жизни по богатству намного превосходил кучугурский — это была резиденция царей и знати. Здесь проходили военные советы, дележ трофеев и дани, приемы послов и корабельных торговых людей. Любимым времяпрепровождением царского двора была охота. В культурном слое на акрополе археологи собрали кости 30 оленей, 26 диких кабанов, 25 бобров и многих других зверей.
О великолепии и роскоши, которой окружали себя скифские цари в классическую эпоху, лучше всего можно судить по их курганным погребениям: ведь они уносили с собой в могилу все лучшее, чем пользовались при жизни. В 12 километрах от акрополя расположен в степи курган Солоха. Благодаря профессору Н. И. Веселовскому, который, раскопав курган в 1912—1913 годах, бережно сохранил его величественные контуры, мы можем любоваться Солохой в ее первозданном виде.
Высота кургана — 18 метров. Под его насыпью таился целый подземный дворец: спусковая шахта со ступенями, коридор длиною десять метров, сводчатая погребальная камера с тремя нишами по бокам. Главная ниша служила усыпальницей царю, в двух других ему была поставлена напутственная пища: три котла с кониной, бараниной и говядиной, десять амфор с вином, набор драгоценной посуды. В загробный мир царя сопровождали его верные слуги: конюший с пятью верховыми лошадьми, оруженосец, подросток-виночерпий. Царь лежал весь в золоте с головы до пят. На шее у него блистал массивный золотой обруч с застежкой в виде львиных голов, на руках пять пластинчатых браслетов, сбоку — меч с золотой обкладкой. Россыпыо валялись пришивные одежные бляшки, 180 стрел с бронзовыми наконечниками наполняли его горит (колчан с налучием).
Венцом всему был знаменитый золотой солохинский гребень. Кто не знает его по учебникам истории! Помните? Девятнадцать граненых зубьев и сверху — скульптурная группа: знатный скифский всадник в медном шлеме и панцире, вздыбив коня, заносит копье для последнего удара по другому знатному скифу. Рядом — пеший слуга с кинжалом. Их противник явно обречен; уже выбит из седла и сражается стоя на земле, конь его повержен... Гребень лежал у царя в головах. Не сам ли он был изображен на нем в роли победителя?
Чертомлыцкий курган близ Никополя славен серебряной вазой с неповторимым круговым рельефом, изображающим скифов-табунщиков и их лошадей. На весь мир недавно прославилась золотая пектораль (нагрудное украшение) весом 1150 граммов из Толстой могилы, тоже за Никополем. На ней скифы шьют рубаху из овечьей шкуры, доят овец. Вспомним о сокровищах из других курганов — 3500 золотых бляшках из Мелитопольского кургана, чаше с бородатыми царями из Гаймановой могилы близ села Балки, золотом конском налобнике со змееногой праматерью скифов из кургана Большая Цимбалка в селе Большая Белозерка...
Золотое кольцо курганов и в центре — Каменское городище. Лучшего доказательства того, что оно действительно было столицей скифов, и желать нельзя. А в каком из курганов был похоронен царь Атей? К сожалению, этого никто не скажет. Ведь скифы не знали письменности, нигде не ставили каменных плит с надписями. Безымянное городище, безымянные курганы...
Сокрушительный удар по скифскому владычеству в степях нанесли родственные им сарматы. Став сильнее, сарматы напролом двинулись на запад и на рубеже III—II веков до н. э. вышли на линию Днепра. Территория Скифии сократилась наполовину. Скифы перенесли свою столицу в Крым, в Неаполь Скифский. Но и тогда Каменское городище не было забыто. Опустела и стала заноситься песком только кучу-гурская часть, акрополь же городища уцелел и как рядовое скифское поселение просуществовал еще 400 лет, до полного исчезновения скифов с лица земли.
Началась вторая жизнь городища. Среди его последующих обитателей во II—III столетиях н. э. были наши предки — ранние славяне. От них остался могильник из семи погребений: мужских, женских и одного детского. Могильник находился на обрывистом берегу реки Конки, над плавнями, где теперь транзитная пристань. Рядом с праславянами 83 погребения оставили кочевники X—XII столетий. В период татаро-турецкого владычества в Крыму и Северной Таврии Запорожская Сечь, защитница родных рубежей, избрала местом своего пребывания остров Чертомлык в Никопольских плавнях, в двух-трех пушечных выстрелах от Каменнозатонской переправы. Петр I построил здесь крепость, которая имела важное стратегическое значение в период русско-турецких войн...
За два с лишним тысячелетия бессчетное множество людей перебывало на городище. Каждый что-то подбирал, увозил с собой: то ли античную монету, то ли бронзовую «стрелку», то ли красивую бусинку. Камни из скифских руин использовались при сооружении крепости. И все же, когда после присоединения Крыма к России на левобережье Днепра прибыли первые переселенцы и основали в 1786 году Каменку и Знаменку, там еще было на что посмотреть.