Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Об археологических свидетельствах промысла деликатесной рыбы, и не только
Среди многочисленных артефактов обнаруженных археологами в средневековых слоях города Ладоги (ныне – село Старая Ладога), есть немало и таких, которые относятся к рыбному промыслу. И одним из важных направлений в этом промысле была ловля осетра, которого добывали в реке Волхов.
Самая большая здесь категория находок свидетельствующих об этом - археоихтиологический материал. Костяные пластинки располагающиеся на теле осетра – жучки (бляшки), и их жаберные крышки достаточно хорошо сохраняются в культурном слое. Одна из наиболее изученных остеологических коллекций насчитывала 578 костных остатков осетра. Происходила она из древнейших слоев Ладоги – VIII-X вв.
Ихтиологам удалось восстановить ряд параметров. Так, длина осетров колебалась от 131 до 360 см, в уловах преобладали особи от 190 до 270 см, возраст рыб – от 22 до 48 лет. Стоит отметить, что количество костей осетра составляло более 50% от общего количества костей всех изученных видов рыб. Такие же результаты получены и на соседних памятниках Нижнего Поволховья – на Любшанском городище и на селище у д. Новые Дубовики.
Изученные остатки осетра были отнесены к виду - Атлантический осетр Acipenser sturio. В различной литературе он так же известен как осетр немецкий, и осетр балтийский. Это очень крупная рыба, достигавшая в прошлом длины более 3 м и массы свыше 300 кг. Этот вид ранее был широко распространен вдоль побережья Европы, его ареал охватывал бассейны Северного, Средиземного, Балтийского и Черного морей. Заходил для размножения почти во все крупные реки Европы, а из Балтийского моря проходил по Неве в Ладожское озеро, где даже образовал жилую пресноводную популяцию.
Основной промысел осетра осуществлялся средневековыми ладожанами, скорее всего, в районе Волховских порогов, которые начинались не далее десяти километров выше по течению (ныне скрыты водами ГЭС). Небольшие глубины, сильное течение, твердое дно с обилием камней создавали идеальное место для нереста осетра, здесь он мог скапливаться в значительных количествах. Снасти, которые использовались рыбаками, вряд ли принципиально отличались от известных нам по сегодняшнему дню браконьерских приспособлений для лова осетра на Нижней Волге и в Каспийском море. Прежде всего, это крючковая самоловная снасть.
По своему устройству, эту снасть можно отнести к разновидности перемета, главное отличие – отсутствие наживки. Остро отточенные крючки, привязанные к многочисленным поводкам на основной бечевке, позволяют цеплять прикоснувшуюся к ним случайно рыбу. Подобные крючки найдены в средневековых слоях Старой Ладоги, обнаружены они и на Любшанском городище, и на селище Новые Дубовики.
На рисунке (ниже) из моей статьи «Рыболовный инвентарь из раскопок в Старой Ладоге» крючок, обозначенный буквой «с» интерпретирован не совсем верно. Думаю, это все же не рыболовный крючок, а наконечник багорика – орудия, так же использовавшегося рыбаками при промысле.
Железный багор на деревянной ручке был необходим для удобного затаскивания крупной рыбы в лодку. Находки подобных наконечников багров не редкость, они встречены при раскопках ряда средневековых поселений Восточной Европы. Ниже, наглядная иллюстрация выборки самоловной снасти и использования багра.
Упоминается осетровый промысел на Волхове и в ряде документов XII-XVI вв. В Ладогу приезжали осетринники – представители некоторых русский князей, которые собирали здесь подать осетрами. Однако интенсивный промысел привел к уничтожению местной популяции осетра, и, за последние века, только редкие экземпляры оказывались в уловах рыбаков. Самый последний официально зарегистрированный случай поимки осетра произошел в 1984 году. Рыба была поймана в Волховской губе Ладожского озера, ее размер был 1,55 м, а вес 26 кг.
Впрочем, подобная картина наблюдается повсеместно. В настоящий момент атлантический осетр считается исчезнувшим видом на основной части своего ареала, он внесен в международную и Красную книгу России. Угроза его полного исчезновения как вида, обеспокоило западноевропейских ученых, которые, в целях возрождения популяции провели ряд исследований. Кроме прочего, изучался ДНК костей из археологических раскопок, среди которых были и образцы из Старой Ладоги. Результат оказался несколько неожиданным. Дело в том, что почти все изученные кости осетра принадлежали к совсем другому виду – американскому атлантическому осетру Acipenser oxyrinchus.
Этот осетр распространен на североамериканском побережье Атлантического океана от залива Святого Лаврентия в Канаде до полуострова Флорида в США. Он может достигать длины до 4,6 м, веса до 360 кг и жить до 60 лет. Сейчас экземпляры рыб, отловленные в канадской реке Святого Яна, используются в качестве производителей при восстановлении балтийской популяции в ряде стран Европы.
Очень хочется, чтобы и в России озадачились подобным. Было бы здорово, если в отдаленном будущем осетры вновь появятся в Ладожском озере и реке Волхов. Причем, в таких количествах, что их можно было бы ловить и любительскими снастями. Я бы обязательно выбрался на такую рыбалку! А вы? :)