Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Асо, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карангетанг, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мон-Пеле, Невадос-де-Чильян, Питон-де-ла-Фурнез, Сабанкая, Тавурвур, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2018-03-13 09:22

ФОТОВЫСТАВКА "АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ НА ИЖОРСКОМ ПЛАТО.

В 2009 – 2015 гг. Ижорско-Лужская археологическая экспедиция Музея-усадьбы Н.К. Рериха проводила раскопки древнего могильника у деревни Ратчино Кингисеппского района Ленинградской области, на западе Ижорского плато, в округе Копорья.

Ратчинский некрополь – один из ключевых памятников древней и средневековой истории запада Ленинградской области. Он охватывает период от появления первого постоянного населения на Ижорском плато в начале нашей эры до закрепления Ижорского плато за Великим Новгородом в составе Водской земли в XII – XIII вв.

Деревня Ратчино – центр средневекового Георгиевского Ратчинского погоста, впервые упомянутого в писцовой книге Водской пятины Великого Новгорода 1499/1500 гг.

Современное значение слова «погост» – церковь с кладбищем – включает в себя лишь часть своего первоначального смысла.

В средние века погостом (от слова «гость», «гостить») называлось селение – центр небольшой сельской округи, куда в установленное время съезжались жители окрестных сёл и деревень – свозили подати, торговали, обменивались новостями, посещали храм.

Погосты в Новгородской земле, согласно летописям, были учреждены княгиней Ольгой в 947 году.

Первоначально на погостах во время полюдья останавливался («гостил») сам князь с дружиной, собирал подати и вершил суд. Но вскоре, с развитием древнерусской государственности и ростом её территории, необходимость князю лично раз в год обходить все подвластные земли отпала, эти функции перешли к специальным чиновникам на местах. При этом погосты на многие столетия остались средоточием местной власти и налогообложения.

На протяжении X – XV вв. погосты в Новгородской земле сохраняли значение основных, низовых административно-территориальных и податных единиц. Следует различать погост-место, то есть центральное поселение, и погост-округ – совокупность тянущих к нему сёл и деревень. При этом состав погоста совпадал с составом церковного прихода, а его наименование почти всегда было двойным. Оно включало название центрального поселения и посвящение главного погостского храма. Так, название Георгиевского Ратчинского погоста означало, что центр погоста расположен в селе Ратчино, а при нём находится храм святого Георгия.

Ратчинский погост – один из древнейших в Новгородской земле. Его название несомненно древнерусское, оно происходит от имени Ратша (сокр. от Ратибор), хорошо известного новгородским письменным источникам.

Но это название – не первоначальное, оно возникло уже в новгородские времена. Древняя история этого места на протяжении I тысячелетия н.э. связана с прибалтийско-финским населением.

Древнерусский погост возник в хорошо обжитом, освоенном месте.

Древнейшие захоронения Ратчинского некрополя совершены ещё в эпоху Римской империи, во II веке нашей эры. Они относятся к культуре каменных могильников с оградками и оставлены предками прибалтийско-финских народов – эстонцев и води.

В I тысячелетии нашей эры они осваивали окраины плодородного Ижорского плато, изрезанные многочисленными ручьями и речками, но избегали его безводной центральной части. С древними прибалтийско-финскими народами связаны несколько компактных очагов освоения на склонах плато, центром одного из которых был будущий Ратчинский погост.

Изначально, в I – III веках н.э., Ратчинский некрополь представлял собой, по-видимому, типичный каменный могильник с оградками. Мы говорим «по-видимому» потому, что сохранившихся захоронений этого времени археологам найти не удалось.

Территория некрополя подверглась перепланировке в средние века, затем была сильно повреждена пахотой и строительством дороги. В итоге древнейшие захоронения оказались разрушены. Но отдельные вещи из них сохранились в перемешанном слое. Среди них четыре фибулы, нож-косарь с горбатой спинкой, фрагмент наконечника копья или дротика. Аналоги этим предметам хорошо известны в прибалтийских древностях эпохи римских влияний.

В начале II тыс. н.э. на Ижорское плато пришло славяно-русское население, оставившее многочисленные курганы. Славяне принесли в регион прогрессивную земледельческую технику, развитые пахотные орудия и, по-видимому, обладали навыками освоения водораздельных участков с тяжёлыми почвами.

В течение XII века они заселили практически всё Ижорское плато, заложив основы сети сельских поселений, во многом сохраняющейся по сей день.

Раскопки Ратчинского некрополя свидетельствуют о том, что местное финское население, сохранив привычные места жительства, тесно контактировало с новыми поселенцами.

Ещё в XI веке оно начинает испытывать сильное влияние древнерусской культуры: в захоронениях финнов появляется русская гончарная керамика и украшения.

Продукция русских городов быстро вытесняет изделия местных ремесленников, что свидетельствует не только об объемах городского производства, но и о хорошо налаженной системе торговли Новгорода с удаленной сельской округой.

В начале XII века финны заимствуют русский курганный обряд погребения, что указывает на глубокий мировоззренческий сдвиг – включение местного населения в орбиту русской культуры не только материально, но и духовно. Однако, наряду с новшествами, сохраняются и старые традиции: южная и восточная ориентировка погребенных (для славян того времени характерна христианская, западная), набор украшений, включающий нагрудные цепочки, массивные булавки, спиральные браслеты-наручи.

Русское население Ижорского плато, в свою очередь, также испытывает культурное влияние со стороны коренных жителей края. Об этом говорят находки из соседних с Ратчино древнерусских курганных могильников в Систе и Унатицах.

Так, в русской крестьянской среде распространяется мода на обильные металлические украшения и детали костюма, в том числе цепочки, подвески в виде птиц и зверей, миниатюрных предметов быта.

Живущие бок о бок подданные Великого Новгорода – общины славян, чуди и води уже в XII – XIII веках имели много общего. По всей видимости, не были редкостью смешанные семьи. Славяно-финский культурный синтез послужил основой формирования курганной культуры Ижорского плато, древнерусской по основным параметрам, но включающей множество субстратных черт. Ратчинский некрополь позволяет шаг за шагом проследить её развитие.

В эпоху раннего средневековья (IX – X вв.) Ижорское плато было периферийной зоной, расположенной в стороне от основных центров формирования Древнерусского государства – Ладоги, Пскова, Новгорода.

Здесь развивалась самобытная культура прибалтийско-финского населения, родственная памятникам северной и восточной Эстонии и не затронутая напрямую славянским влиянием.

Зато близость Балтийского моря предопределила связи с Финляндией и Скандинавией. Захоронения в Ратчино совершались по обряду кремации с помещением остатков сожжения в грунтовые ямки либо на поверхности земли. Этот этап развития местной культуры представлен, как правило, сильно оплавленными фрагментами украшений из медного сплава, расплавленными стеклянными бусами. Из-за этого многие украшения сейчас уже трудно определить, но сохранившиеся предметы определённо указываю на связь ювелирной традиции Ратчино с синхронными древностями Эстонии. Там же находятся и аналогии керамическим изделиям, в первую очередь, широким мискам с округлым дном и лощёными стенками.

Изделия из железа, напротив, благодаря окалине сохранились очень хорошо: это ножи, серпы и косы, наконечники стрел и копий, швейные и кожевенные иглы, многочисленные заклёпки от щитов и деревянной утвари, замочные ключи и даже миниатюрный навесной замочек X века.

Некоторые железные изделия указывают на связь со скандинавской культурой, мощное влияние которой в эпоху викингов пронизывало весь север и северо-восток Европы, включая земли славян, финнов и балтов.

В насыпях курганов № 3 и № 4 были открыты переотложенные остатки двух детских сожжений конца X – начала XI вв. Очевидно, они первоначально были помещены в грунтовые ямки, но уже в XII столетии при сооружении курганов были случайно разрушены и вместе с грунтом помещены во вновь сооружаемые насыпи. Поэтому их сохранность неполная.

Сожжение девочки, открытое в западной поле кургана № 3 содержало, помимо кальцинированных косточек, оплавленные остатки спирального браслета-наруча, нагрудной булавки, спирального перстня, обожженную сердоликовую бусину и обломки двух керамических сосудов. Один из них – толстостенная лощеная миска, второй – изящный миниатюрный стаканчик со стенками, украшенными геометрическим орнаментом.

Второе сожжение открыто в насыпи кургана № 4. Оно содержало также обломки сильно оплавленного спирального браслета и стеклянной бусины, грушевидный бубенчик и проволочный перстень.

В середине – второй половине XI века сожжения сменяются трупоположениями.

Трудно сказать, связан ли этот процесс напрямую с христианизацией и русским влиянием – на этот счёт в исторической науке есть разные мнения.

В эту эпоху постепенный переход от сожжений к трупоположениям происходит на огромной территории Европы у различных народов, но протекает неравномерно и с локальными вариациями. Тем не менее, в Ратчино он совпадает с мощным древнерусским культурным импульсом: в трупоположениях появляются древнерусские украшения, керамика, сам обряд погребения становится похож на русский – в вытянутом положении на спине, руки сложены на груди.

Над могилами появляется курганная насыпь, также отражающая русское влияние. Однако кладут умерших головой на восток или юг – лицом, соответственно, на запад или север, туда, где, по представлениям древних финнов, находился мир мёртвых.

Ожерелье девочки, умершей в очень раннем возрасте, включает типичные русские бусы и подвески-лунницы, а набор браслетов характерен для прибалтийско-финской культуры.

Погребение мужчины в кургане № 3 совершено на горизонте земли с восточной ориентировкой. Оно сопровождалось массивной косой и широкой секирой – оружием, очень популярным у скандинавских викингов, но распространенным и у их соседей. Ноги умершего были облачены в обмотки с нашивным декором из многочисленных мелких спиралек – такое украшение одежды хорошо известно у народов Прибалтики. В ногах погребённого находился типичный древнерусский гончарный горшок, скорее всего, новгородского происхождения.

Очень интересно женское захоронения, открытое под южной полой кургана № 4. Его постигла та же судьба, что и два описанных выше сожжения: изначально совершенное в грунтовой могиле, оно было разрушено строителями кургана в XII веке. При этом кости и находившиеся при них предметы были бережно собраны и перезахоронены во вновь сооружаемом кургане.

Судя по костным останкам, женщина умерла в очень преклонном возрасте. Украшения, с которыми она была похоронена, в какой-то мере отражают её жизненный путь. Их комплект формировался в течение длительного времени и включает разные по происхождению элементы. Две скорлупообразные фибулы и соединяющая их массивная нагрудная цепочка с Ф-образными цепедержателями, видимо, составляют его самую раннюю часть. Эти фибулы – финское подражание изысканным скандинавским украшениям X века. Хотя они проще и грубее оригинала, сделаны по упрощённой технологии, но представляли в раннем средневековье немалую ценность. Видимо, их обладательница в юном возрасте жила в южном Приладожье, Карельском перешейке или даже на юге Финляндии, где были распространены такие украшения. Её переселение на Ижорское плато – вероятное отражение брачных связей средневекового населения бассейна Финского залива.

Здесь, в землях эстов, её убор пополнился типичной эстонской деталью – цепочкой с булавками от головного убора замужних женщин, линника. Шесть витых проволочных браслетов, украшавших её руки – новгородская черта. Плоская подвеска в виде конька имеет форму, также характерную для северорусских древностей – верхнего Поволжья и Новгородской земли. Погребение женщины сопровождалось пружинными железными ножницами, основное назначение которых – стрижка овец. Этот инструмент использовался всеми народами средневековой Европы, но далеко не у всех встречен в составе погребального инвентаря. Так, для русских курганов XII – XIII вв. ножницы не характерны, однако известны в захоронениях прибалтийско-финских и балтских народов.

Основное погребение кургана № 4 – парное, с восточной ориентировкой. К сожалению, оно сильно разрушено «чёрными копателями», которые в надежде поживиться древними ценностями вырыли в центре кургана большую грабительскую яму. Два мужских костяка оказались разрушены и перемешаны. Но грабители могил действовали грубо и пропустили некоторые предметы, сопровождавшие погребённых. Так, один из них был облачен в изящный скандинавский наборный пояс с лировидной пряжкой, ременным разделителем с обоймицами в виде голов драконов и прямоугольными бронзовым бляшками. Среди перемешанных останков найдена роскошная фибула с богатым растительным орнаментом, а в ногах – древнерусский гончарный горшок, наконечник копья и острога для охоты на бобра. Датировка этого захоронения – вторая половина XII века.

В кургане № 5 открыто женское захоронение с редкой для Ижорского плато южной ориентировкой. Рост погребённой составлял около 175 см, что для средневековья является весьма внушительным показателем. К сожалению, погребение оказалось безынвентарным. Вероятно, это одно из позднейших захоронений, совершенное уже в XIII веке, когда древний языческий некрополь прекращает своё функционирование. Именно первой половиной XIII века датируются самые поздние предметы, найденные в пахотном слое.

Прекращение его функционирования может быть связано с усилением христианизации окраинного населения Новгородской земли в эпоху северных крестовых походов и борьбы Новгорода с Ливонией и Швецией. Видимо, в это время строится первый погостской православный храм, к нему же переносится кладбище, а прежние могилы оказались забыты и заброшены.

На протяжении двух тысячелетий Ратчинский некрополь многократно разрушался. Уже в древности и средневековье новые захоронения совершались поверх старых; в наши дни прямо по могилам прошла автодорога, а пахота на поле, где расположена часть некрополя, продолжается ежегодно. Некрополь постоянно разоряют многочисленные «чёрные копатели» с металлоискателями, укравшие десятки бесценных реликвий прошлого. Тем не менее, несмотря на столь драматическую судьбу, этот уникальный памятник археологии сохранил бесценную научную информацию о древних жителях Ижорского плато, включении края в состав русского государства, ранних этапах славяно-финского этнокультурного взаимодействия.

Все находки хранятся в собрании Музея-усадьбы Н.К. Рериха.